Владимир Герасименко: Кризис – явление временное, а порт – величина постоянная

Генеральный директор ОАО "Туапсинский морской торговый порт" Владимир Герасименко рассказал о работе в условиях кризиса и взаимоотношениях с профсоюзами.

Мировой финансовый кризис оказывает все большее воздействие на экономику нашей страны. Испытывает ли сегодня на себе эти "веяния времени" Туапсинский морской торговый порт?

- Глобальные мировые проблемы, которые сегодня докатились до России, влияют и на нас. Мы, все-таки, второй по величине и грузообороту порт на Юге России. А сейчас все порты, которые работают в таких масштабах, теряют грузопотоки, как экспортных, так и импортных грузов.
Цена на металл упала в два-три раза, упал спрос, и  вывоза на экспорт практически нет.  Мировой кризис сопровождается снижением цен на сырьевые товары, в том числе и зерновые культуры. А это может в ближайшем будущем ограничить экспорт зерна из России.
К тому же, существенно снизились и остаются нестабильными цены на нефть. 
Все это вместе взятое, помноженное на ухудшение глобальной рыночной конъюнктуры, снижение платежеспособности предприятий и утяжеление кредитной политики банков приводит к сокращению нашего грузооборота.

Так что же дальше? Судьба порта ведь волнует не только жителей Туапсе…
- Как будут развиваться события дальше, спрогнозировать очень сложно. Конечно, мы просчитываем все возможные риски, оперативно отслеживаем текущую ситуацию в отрасли, внимательно изучаем опыт коллег, Скажу больше – от нас в любой момент может потребоваться принятие ряда  временных, но необходимых мер, которые позволят  свести к минимуму последствия кризиса.

Владимир Викторович, а в чем могут заключаться эти "необходимые меры"?

- Сегодня в Туапсинском порту создан антикризисный штаб. Приостанавливаются инвестиционные проекты, разрабатываются мероприятия по снижению издержек, введению режима строгой экономии расходов и изменения графиков работы, введение режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы.
К сожалению, если положение дел с грузооборотом ухудшится, нельзя зарекаться и от оптимизации численности персонала, уменьшения размеров премий, доплат и сокращения выплат по социальному пакету.

А профсоюзные комитеты порта участвуют в антикризисной работе?
-  Да. По многим вопросам работы в условиях кризиса мы с профкомами ведем совместную работу. И обязательно учитываем мнение представителей работников по этим жизненно важным вопросам. Так, к примеру, сейчас план антикризисных мероприятий проходит согласование в первичных профсоюзных организациях Туапсинского порта.
Подготовлено и опубликовано наше совместное с профсоюзом обращение к трудовому коллективу.
Мы уверены: люди должны быть в курсе сложившейся обстановки и предпринимаемых для ее корректировки мер.

То есть противостояние между администрацией порта и профсоюзными организациями позади?

- К сожалению, до идеальной совместной работы на принципах социального партнерства нам еще далеко.
Определенные профсоюзные деятели порта долгое время искусственно и без достаточных экономических и правовых оснований поддерживают на предприятии ситуацию постоянных коллективных трудовых споров и конфликтов, занимаясь при этом активными судебными тяжбами.
Взять, к примеру, судебные тяжбы по "индексации зарплаты" и "ночным" – из-за чего были организованы забастовка в 2007 году и невыход на работу в 2008.
Мы считаем эти решения абсолютно необоснованным, принятым судом на основе произвольного толкования фактов юристом профсоюза.
Ведь что получается?  Голос работников слышен везде и всем, а те, кто дает им работу -  вообще не имеют прав! А это – абсурд! Естественно, что вердикты Туапсинского суда обжалуется нами в краевом суде. Некоторые – уже откорректированы.
Надеюсь, что жажда получения легких денег будет умерена справедливыми решениями краевых судебных инстанций.

Люди в коллективе понимают, что главная на сегодняшний день задача – выжить?

- На днях, при встрече с председателем профкома Шхалаховым речь шла о том, как вместе выходить из кризиса. И Сафербий Саферович предложил подписать меморандум о совместных действиях. В нем профсоюзные комитеты, от имени работников, обязуются воздержаться от объявлений забастовок, различных акций протеста, приводящих к нарушению технологических процессов (это очень важно сейчас, в условиях кризиса); а также от выдвижения работниками требований, влекущих за собой дополнительные финансовые затраты. Это действительно очень значимая позиция профкома. Мы это очень ценим. Я считаю, что в этой ситуации мы находимся в одной упряжке с профсоюзом. Надеемся, коллектив, основной его костяк, останется на позиции понимания администрации. Уверен, что после кризиса мы вернемся к плану администрации по увеличению социального пакета и закономерному повышению зарплат работникам с корректной системой премирования.

Как Вы, глядя в ближайшее будущее, оцениваете ситуацию? По Вашему мнению, чем и когда это кончится?
- Если основываться на заключениях экспертов, скажу, что "дно" кризиса должно быть видно где-то в мае следующего года. Мы надеемся, что во второй половине 2009 года спрос на услуги Туапсинского порта возрастет. Но последствия кризиса будут еще сказываться: ведь необходимо время, чтобы заключить контракты, завести груз, доказать, что порт способен выполнять те задачи, которые перед ним стоят.

Сейчас не только российские, но и зарубежные политологи, экономисты говорят о том, что нынешний кризис для России в целом, в общем-то, хорошая почва для того, чтобы выйти на новый уровень жизни и развития.
- Безусловно. Если брать в пример слова нашего президента и губернатора Краснодарского края, кризис – это, по большому счету, очистка, потому что лопнут все мыльные пузыри. Останутся реальные, нужные стране предприятия, которые умеют работать, и которые продолжат заниматься реальным производством.

И руки нам опускать ни в коем случае нельзя…
- Нет, конечно. Я, пользуясь случаем, хочу обратиться к портовикам, чтобы сказать, что на нашу долю выпали нелегкие времена, когда нам всем без исключения придется потерпеть. Это серьезное испытание для всех нас. Но я считаю, что мы выстоим. Кризис, каким бы тяжелым он не был – это явление временное, а порт – величина постоянная. И, выстояв после кризиса, мы станем еще сильнее и еще привлекательнее!