Курорты Краснодарского края: кого в рай не пустят

На Кубани готовится к принятию законопроект "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных территориях края". По словам разработчиков, они стремятся создать правовую основу для реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха путем введения ограничений на въезд автотранспорта – прежде всего, на территории крупных городов и курортов. Станет ли нововведение помехой отдыхающим или, наоборот, позволит вывести курорты Кубани на новый уровень, рассказывает один из инициаторов проекта, заместитель руководителя Департамента по ЧС и государственному экологическому контролю Юрий Голубев.

Юрий Николаевич, неужели предлагаемые ограничения действительно нужны?
- Разработка данного законопроекта – это не прихоть чиновников, а острая необходимость. Выброс вредных веществ в атмосферу от автотранспорта на территории Кубани достигает более 600 тыс. тонн в год, включая особо токсичные вещества 1 и 2 класса опасности (свинец, диоксиды, сажа, окислы азота и другие), которые обладают канцерогенным и мутагенным действием на живые организмы.
Причем на долю автотранспорта приходится около 90% суммарного валового выброса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу. Численность автомобильного парка только самого Краснодарского края насчитывает 1 652 261 единицу автотранспорта. А с учетом иногороднего автотранспорта в периоды курортного сезона и сезона перевозки сельскохозяйственной продукции, эта цифра существенно увеличивается. Ежедневно на нашу территорию производят заезд до 65 тысяч автомобилей.
В результате проведенных научно-исследовательских работ по изучению влияния атмосферного воздуха на здоровье жителей Кубани было установлено, что его загрязнение является одной из причин увеличения заболеваемости и смертности в нашей регионе.
В данный момент специалистами разработано четыре законопроекта, направленных на улучшение ситуации. И ограничение на въезд – лишь один из них.

То есть теперь всем гостям курортов, прибывших на отдых на своих автомашинах, придется разворачиваться и уезжать домой?
-Ни в коем случае. Законопроект не предусматривает мгновенного ограничения доступа. Предполагается определить основания и порядок установления территорий, испытывающих сверхнормативную антропогенную нагрузку на окружающую среду, виды регулирования допустимого совокупного воздействия всех источников, включая возможные ограничения на въезд автотранспортных средств на отдельные территории Краснодарского края, а также автотранспортные средства, на которые будут распространяться указанные ограничения.

А какие именно автомобили попадут под ограничения?
-Особое внимание будет уделено автомобилям старше 8 лет. В перспективе (и в законе это прописано), вблизи курортных территорий будут организованы большие стоянки, причем достаточно недорогие. Уже оттуда маршрутными автобусами предполагается развозить неорганизованных туристов по местам выбранной ими дислокации. На каждой такой стоянке в помощь отдыхающим будет находиться турбюро. Департамент транспорта, краевой дорожный комитет в данный момент рассматривают этот вариант.
А пока никаких условий не создано, машину бросать никто не заставит, ограничен будет въезд лишь на некоторые территории. Однако в выпущенных уже в этом году брошюрах будет предписание, рекомендующее отдыхающим оставлять машины с иногородними номерами на стоянках мест отдыха, а по городу путешествовать иным способом.

Получается, у отдыхающих просто не будет выбора: или подчиниться, или покинуть территорию Кубани?

- Мы никого не собираемся ограничивать в правах. Право выбора у человека будет всегда. Опираясь на опыт наших коллег из Ставропольского края, мы решили дать возможность автомобилистам в качестве альтернативы пройти добровольное платное сертифицирование на одном из четырех въездах в край, где авто проверят на уровень СО и СН. Если все в порядке – гостю не будет отказа в свободном передвижении по курортным территориям. Вполне возможно, будет перенят и опыт с выдачей сертификационных талонов, которые для сотрудников ГИБДД укажут, на какой срок и в какие зоны можно въезжать этому виду транспорта.

В новой экономической ситуации принято экономить средства. Не станет ли нововведение обузой для краевого бюджета?
- Целенаправленно из краевого бюджета выделять средства не планируется. Большинство мероприятий мы намереваемся провести за счет платы за негативное воздействие, которой за 2008 год собрали более чем на 600 млн. рублей.

В таком серьезном деле нельзя исключать реакцию человеческого фактора. Как вы планируете решать ситуацию с приезжими, которых, возможно, не устроят предложенные нововведения?

- Мы отдаем себе отчет, что нам в первый год особенно придется столкнуться с некоторыми сложностями в объяснениях с приезжими. Но хочется верить, что совместно с инспекторами сможем контролировать ситуацию. Кроме того, надеемся и на понимание граждан. В конце концов, это делается и для их блага в том числе, ведь дышать на курортах чистым, незагазованым воздухом достойны все.
Проезд по карману
Вчера, 17:00
Проезд по карману
Как и почему за 20 лет тарифы на общественный транспорт в Краснодаре выросли в 12,5 раз
Разлив нефти в Черном море: главное
Вчера, 17:00
Разлив нефти в Черном море: главное
Новости о масштабном экологическом происшествии в Керченском проливе