Гран-при России Формулы-1: итоги одного из лучших этапов в сезоне

  • Гран-при "Формула-1" в Сочи © Никита Быков, ЮГА.ру
    Гран-при "Формула-1" в Сочи © Никита Быков, ЮГА.ру

Скептики могут упрекнуть за столь громкий заголовок, но мало кто из здравомыслящих поклонников "Больших призов" может поспорить с тем, что гонка на "Сочи Автодроме" стала одним из настоящих украшений текущего сезона Formula 1.

В 2014 году мы были свидетелями одного из лучших шоу на этапах Формулы-1, которое было построено вокруг первого в истории Гран-при России. Но тогда было и большое "но", которое обозначило саму гонку – она была довольно скучной, и это еще мягко сказано. Паноптикум из казаков, матрешек и пилотажных групп как-то сгладил заурядное зрелище на самой трассе, но не более того. Тем не менее, это был первый Гран-при России, и придираться к нему мы не станем. Что же мы получили год спустя?

Что нового в организации Гран-при?

Нового, на самом деле, немало. Первое, что бросилось в глаза – это отличная подготовка персонала, работающего непосредственно на трассе (маршалы). Оперативно и без суеты они довольно быстро и качественно решали свои непосредственные задачи, а именно – контроль за происходящим по периметру трассы и быстрое реагирование на аварийные инциденты, коих в гонках поддержки и главной гонке уикенда было немало.
Некоторые даже перестарались, если вы помните человека, мужественно убиравшего перед болидом Феттеля обломки заднего антикрыла машины бедолаги Сайнса, для которого сочинский этап превратился в настоящую проверку на прочность. Здесь персонал "Сочи Автодрома" отработал на твердую пятерку и фразу от четырехкратного чемпиона: "Это очень храбрый русский".

А вот в том, что касается организации работы СМИ, организаторам Гран-при России явно есть к чему стремиться. Главный недостаток – качество связи на автодроме. Мало того, что сотовая связь и мобильный интернет были фактически недоступны, так еще и скорость Wi-Fi была далека от приемлемой. Удивительно, но многие журналисты имеют привычку освещать происходящее непосредственно с места событий в режиме реального времени. А в Сочи тем, кто хотел отправить материал в редакцию, приходилось перемещаться поближе к пресс-центру, где интернет хоть как-то шевелился.

В итоге первые фотографии с места аварии того же Сайнса попали в сеть спустя минут 20-25, что просто недопустимо для изданий, ведущих онлайн-трансляции. Приходилось довольствоваться твиттерами команд и фотографиями, сделанными на мобильники маршалов. Так, например, информация о том, что Карлос в кокпите движется и нормально реагирует на происходящее, появились бы намного раньше, и нервные клетки болельщиков пострадали бы в меньшей степени. Поверьте, это важный момент, учитывая гибель Жюля Бьянки.

Еще журналисты практически на всех этапах привыкли брать комментарии у пилотов непосредственно у дорожки, по которой они направляются на взвешивание и необходимые процедуры FIA. В Сочи же этого не получилось, потому что президент России Владимир Путин прибыл в комнату ожидания награждения, чтобы поздравить триумфаторов гонки.

Понятно, что соображения безопасности превыше всего, но у иностранных коллег уникальные российские ограничения вызывали лишь чувство досады.

Но, в целом, было заметно старание организаторов Гран-при России угодить буквально всем и каждому, что не может не вызывать уважения.

Что нового в организации гонки?

Здесь стоит отметить самый важный момент, присущий настоящей гонке Формулы-1. Именно гонка стала украшением уикенда, а не антураж. Два автомобиля безопасности, множество моментов борьбы "на волоске" от контакта, эффектные аварии без серьезных последствий – это, на самом деле, заслуга комплекса мероприятий, а иногда и благоприятного для зрителей стечения обстоятельств.

В первую очередь, постарались шинники. Pirelli привезла на гонку именно тот состав, который пилоты еще не смогли "обкатать" и понять его поведение.
Во-первых, это отличный ход для зрелищности. Прошлогодняя тягомотина с неразрушением резины была устранена самим ее поставщиком.
Во-вторых, для изучения резины не осталось времени по причине стечения обстоятельств. Трасса текла во время свободных заездов практически все время перед квалификацией, что не дало возможности пилотам и инженерам досконально разобрать ее поведение. Плюс ко всему – топливное пятно на практике и субботняя авария Сайнса, которая лишила пилотон последнего шанса на тестирование шин. Именно такие негативные для пилотов моменты и стали залогом такого интересного зрелища для зрителей.

Разумеется, это не единственные факторы, составляющие зрелищное Гран-при в Сочи. В сравнении с сезоном-2014 и Ferrari выглядит поинтереснее, и Red Bull подтянулся, несмотря на ситуацию с моторами, да и Force India показала себя в более выгодном свете (как и предсказывалось в нашем превью к гонке). Совмещение всех этих моментов дало в итоге одну из лучших гонок в сезоне на данный момент.

Гонка

Гаснут красные огни, над трассой разносится "рев" турбированных силовых агрегатов – и Гран-при России стартовал.

После преодоления болидами стартовой прямой пилотон змейкой аккуратно должен протиснуться в довольно узкий первый поворот. Правильная траектория? Апекс? Куда там! Здесь самое главное, как говорил герой Леонида Быкова в киноленте "В бой идут одни старики", крутить головой на 360 градусов. Только тогда останешься на трассе.

В 2014 году вызывало удивление, как первый поворот мог пройти без инцидентов. В этом же году Хюлькенберг и Эрикссон сразу же покинули трассу после столкновения. К этому моменту Райкконен выходит на третье место, а наш Даниил Квят прорывается на седьмое.

К седьмому кругу стало понятно, что у Росберга большие проблемы с педалью газа. Пилот заезжает в боксы и сходит с дистанции. На двенадцатом круге третий поворот стал роковым для Грожана. Эффектный вылет в отбойник стал результатом той самой резины и предостережением для остальных.

Далее мы были свидетелями острой борьбы практически на каждом отрезки трассы и эпичного финского финала противостояния Боттаса и Райкконена, закончившегося аварией на последнем круге.

– Не думаю, что это был гоночный инцидент, – рассказал Вальттери после гонки. – Я никого не видел, я был впереди, и в апексе кто-то внезапно врезался в меня. Очень досадно быть третьим на последнем круге и в итоге остаться без очков.

– Я пытался обогнать, я уже провел один обгон в этом месте по ходу гонки. Я опережал его на выходе из третьего поворота и подумал, что попробую еще раз. После того, как я начал обгон, я уже не мог отвернуть. Не знаю, видел ли он меня, ждал ли моей атаки, – парировал Райкконен.

В итоге, победу одержал (а кто бы сомневался) Льюис Хэмилтон на болиде уже чемпионского Mercedes AMG. Штраф Райкконена сделал немецкий коллектив победителем в Кубке конструкторов, что неожиданностью не стало.

Вторая позиция Себастьяна Феттеля была вполне заслуженной. А подиум Серхио Переса из Force India – это приятная клубничка на торте под названием "Гран-при России". Ликованию мексиканца после финиша под подиумом не было предела.

Серхио был на седьмом небе от радости, которая была вполне обоснована. Перес провел блестящую гонку, а команда поддержала его правильными тактическими решениями. Идеальный уик-энд для Force India.

Чего не скажешь о Red Bull Racing во главе (именно так) с Даниилом Квятом. Да, Квят провел отличный уик-энд, полностью заслужил свои 10 баллов, но остался осадок от действий команды. Уж непростительно часто стратеги австрийского коллектива ошибаются с моментом смены резины. О том, что шины его болида перестали работать на трассе, стало известно за пару кругов до пит-стопа, но зазвали Даню поздно.
Это непростительно – люди, отвечающие за такие моменты должны предугадывать визиты в боксы заранее, исходя из положения конкурентов на трассе и работы шин. В очередной раз "Ред Буллу" не хватило компетентности в данном вопросе. Хоть экстрасенса нанимай…

– У нас было очень мало времени, поэтому мне сказали оставаться на трассе. В итоге я уже тогда понял, что, возможно, это не самый лучший вариант. Мы проанализируем его и сделаем выводы. Но пока пусть это останется внутри команды, – прокомментировал момент с пит-стопом Квят.

Тем не менее, домашний Гран-при для Даниила можно смело считать успешным и одним из лучших в сезоне. Видно было, что он старается и отдается гонке больше, чем на все сто процентов.

Итог Гран-при России

Льюис Хэмилтон приблизился к очередному званию чемпиона мира на расстояние вытянутой руки, помех для этого стало еще меньше. Росберг оставил мысли о чемпионстве, судя по всему, еще пару гонок назад, а Феттелю объективно не хватит на это времени и скорости.

Феттель вышел на вторую позицию в личном зачете пилотов, что не может не радовать как самого четырехкратного чемпиона, так и поклонников Формулы-1 в целом. Мы видим, что конкуренты у Mercedes есть, и они уже не за горизонтом.
Росберг, наверняка, в итоге вернет себе вторую строчку, но это, скорее, зависит уже не от Себастьяна, а от желания немца из "Мерседес" доказать, что руки опускать он не намерен даже в борьбе за приставку "вице".

Главным же итогом смело можно назвать тот факт, что гонка в Сочи стала не просто красивым событием с ушанками (которые в Сочи смотрятся довольно странно), а еще и очень качественным состязанием непосредственно на асфальте. А этот аргумент в глазах мировой автоспортивной общественности, несомненно, перевесит любые ушанки, матрешки и казаков вместе взятых.

Смотрите также:

Гран-при России "Формулы-1" в Сочи: перед гонкой (статья)

Формула-1 в Сочи: квалификация (фоторепортаж)

Гран-при Формулы-1 в Сочи: накануне главной гонки (фоторепортаж)

Гран-при России Formula 1 в Сочи: итоговый фоторепортаж