В конце мая краснодарцам показали новый концепт. В галерее "Юг" было выставлено семь черно-белых картин. Группа молодых художников рисанулась в своем формате. "Сегодня они отказались от цвета" – было написано в буклете. Серыми буквами по серому картону. А ведь вчера еще были живописцы как живописцы.
Вдадимир Колесников, Дмитрий Кочанович, Павел Мартыненко, Игорь Михайленко, Александр Саидов, Лилия Спиктаренко, Максим Хижняков – вот семерка смелых, которые в здравом уме и твердой памяти отказались от полноценной палитры. Не навсегда, конечно. А так, ради чистоты концептуального эксперимента. Чтоб поэстетствовать да философии напустить.
Размер полотен был в среднем 2 на 1,5 метра. Техника – холст и масло. Жанр совсем вольный. Будь картины разноцветными, как павлиний хвост, они ни за что не состыковались бы. Но черно-белый колор сглаживал углы и стирал противоречия. Каждый из семи художников ни в чем себе не отказывал: писал в привычной манере. Звезда, составленная из голых мужских тел, соседствовала с гепардом по левую раму и лифчиком по правую. Собравшихся успокоили, что все под контролем. И у каждого творца есть стройная теория происходящего.
У Колесникова Володи не сама по себе "Звезда" Давида, а самая нейтральная часть подразумеваемой трилогии "Символы". В ней есть еще серп и молот и свастика из мускулистых тел.
У Кочановича Димы не просто "Guepard", а гиперреалистичный гепард. Как будто домохозяйка с пультом от телевизора в руке нажала "на стоп-кадр" и застилила фрагмент охоты. И вообще – это не картина, а типа плазменный экран в буржуазном интерьере.
У Мартыненко Паши человек в виде "Канала связи". Он же "славянский сотовый телефон" (со слов автора), он же мост из прошлого в настоящее, он же дорожка из рая в ад. А все из-за того, что художнику подарили мобилу и он с тоскою осознал: телефон не столько соединяет, сколько разъединяет людей.
У Михайленко Игоря клонированные машины "SPECIAL" вторгаются, наступают на жизнь человека. Поп-арт все еще буксует от Парижа до Находки.
У Спиктаренко Лили "Поэзия тряпок" манит неведомою далью. И никакой литературщины в картине. Нет, говорит, у меня готового сюжета, пусть зритель сам придумывает его, глядя на полотно. Может, Ассоль только выскользнула из
комнаты, а может горькая бабская судьба зашла.
У Хижнякова Макса "www.lynch.ru" – монументальный фейс американского культового режиссера Дэвида Линча. Художник решил, что портрет должен подавлять и пугать зрителя. А заодно служить иконой для поклонников.
Наконец, у Саидова Саши из под кисти вышел стопроцентный хит выставки – картина "Курятник". Курица, делится автор сокровенным, самое черно-белое животное. Все идет от помета, в соприкосновении с которым мир становится бесцветным. Художник, якобы, сломал стереотип отношения к природе, как к чему-то пестренькому и аляпистому. Ушел от арбатской эстетики. И выстроил, не напрягаясь, универсальную модель мироздания: в курятнике бушует любовь и ненависть, царит жесткая иерархия между петухом и курицами – чем не аналог человеческого общества? Не забыт в картине и символ смерти: здоровенный топор. Наслаждайтесь, не жалко.
А вместе работы составляют выставку "Формат". Каждый из семи участников проекта может гордо заявить: "Каким я был, таким я и остался", но общей картины не испортил". Вы еще успеете убедиться в этом, если сгоняете в Выставочный зал. И, как минимум, улыбнетесь на эту необычную экспозицию.