Сделайте глубокий вдох. Еще один. Наденьте темные очки, изобразите отрешенно-стильное лицо, красиво пните ногой дверь и срочно отправляйтесь за билетом. 22 мая долгожданная "Матрица: Перезагрузка" официально внедрилась в российский сегмент вселенской виртуальности.
Или не отправляйтесь, избавив заодно дверь от столь печальной участи, а себя от расстройств и разочарований. Здесь все зависит от вас самих. Причина и следствие, как справедливо заметил философствующий г-н Меровингер. Переменных множество: от отношения к "Матрице" и вплоть до того, какую вы таблетку выбрали в предыдущей версии, и даже сколько годичных колец уже нарастил ваш головной мозг на данный момент. Так что агитировать за тот или иной вариант, равно как и пересказывать сюжет, не будем. Поговорим о тенденциях.
Таинственность, под покровом которой вторая часть кибер-трилогии медленно, но неизбежно подбиралась к зрителю, впечатляла сама по себе. Полная секретность сюжета, тщательное иезуитское дозирование доступных заранее кадров из фильма и рекламных роликов, четко спланированные по времени утечки в прессу. Для перевода цифровую версию фильма развозили по миру под охраной суровых и мужественных агентов, а каждый из дублирующих актеров видел на экране только своего персонажа на фоне тотального затемнения остального действия.
Что же увидели в день премьеры легионы страждущих повстречаться в темном кинозале с матрицей великой и ужасной после произведения над ней операции Ctrl+Alt+Del? Полное и окончательное торжество крутости и культовости. Над неплохим фильмом.
Помните в старом добром "Пятом элементе":
- Ну и как это было? Это было клево?
- О, да... Да!
- А как, как клево? Так клево, что клевее некуда?
Здесь точно некуда. Ставшая когда-то классикой "фишка" с замедлением полета пули или прыжка/удара персонажа и остановкой кадра применяется с такой интенсивностью, что зритель невольно начинает чувствовать себя то просто тормозом, то дульным тормозом-компенсатором. Камера окончательно зажила своей собственной, до предела насыщенной адреналином жизнью. Она, шалея от собственной высокотехнологичности, совершает теперь настолько умопомрачительные кульбиты, что они способны вызвать тошноту даже у потрепанного ветрами буревестника.
Призванные доводить до эстетического оргазма сцены драк, погонь и перестрелок занимают столько времени, что сюжетная линия выглядит довольно дешевым, но обязательным приложением к победам над ужасными врагами с попутным живописным изничтожением близлежащих объектов. Вместе - красиво, зрелищно и заставляет вибрировать мозжечок от избытка ощущений. Но все слишком, слишком "клево".
Сюжет с самого начала явно мается комплексом неполноценности и уползает подальше. Точнее – в подземный город Зион. Свое прибежище повстанцы явно построили на развалинах какой-нибудь киностудии. Иначе откуда там взялось такое количество банальных до зубовного скрежета декораций стандартного "фильма про будущее" с многочисленными монументальными механизмами, покрытыми кокетливой коррозией. Более-менее презентабельно с бытовой точки зрения выглядит только технический этаж, где автономно трудятся на благо зионцев какие-то невнятные машины. Там мило и симпатично, мигают веселые огоньки и все хорошо. А непокорные повстанцы прозябают среди холодного камня и ржавого металла. Одеты они, несчастные, кто в игривые обноски и лохмотья от кутюр, кто в нечто мундирообразное, из того, что встречается только в футуристических картинах и кислотных видениях работниц фабрики "Москошвея". Развлекаются бедолаги только на совместной молитве в сталактитовой пещере и мега-дискотеке по поводу собственной мощи и непобедимости (там же). Теперь становится понятна трепетная любовь выходящих в мир матрицы персонажей к стильным черным одеяниям и вызывающе дорогим темным очкам. Это у них от комплексов.
Добавлена в перегруженную "Матрицу-2" и любовная линия. Романтичная и незатейливая, как дневник восьмиклассницы. Ее апофигеем является сцена страстной, но нежной любви Нео и Тринити в пещерке от лучших дизайнеров интерьера. Где-то неподалеку громыхает барабанами техно-эротическая вечеринка с патриотическим уклоном, а тут зыбкий свет факелов и сплетенные тела в крайне сексапильных дырках для штекеров на разных местах. Обнаженный и блестящий Киану Ривз с черными провалами разъемов вдоль позвоночника, у которого к тому же в итоге под гнетом тревог за любимую ничего не получается, вне всякого сомнения станет предметом еще более массовых девичьих грез. Любовь не минула даже сурового Морфеуса, к которому все порывается вернуться бывшая подруга – капитан Ниоба – ранее от него же и сбежавшая. В активном пробуждении чувств у персонажей "Матрицы-2" повинны вовсе не весна или гормональные штормы, а сами догадайтесь что.
Бравый Нео стал окончательно и бесповоротно крут. Он раскидывает легионы клонированных агентов Смитов руками, ногами и стальными трубами, рубится на мечах и топорах с боевитыми программами уничтожения, носится по потолку как заправский Человек-Паук и летает по небу на зависть Супермену. Его потрясающий модный черный наряд вызывает желание то обратиться к нему "Благословите, падре", то смутное ожидание, когда же он, наконец, завопит: "Я - Черный Плащ, я - ужас, летящий на крыльях ночи". Религиозные жители Зиона приносят ему дары и жертвы. Но смысл его во всей этой истории так и остается за кадром.
И напоследок о глобальном. Режиссеры-сценаристы братья Вачовски решили, что всякой идеологии и прочей философии в первой серии выдали на-гора вполне достаточно. Не зря же само понятие "матрицы" мгновенно сделалось частью современной пост-индустриальной культуры, а по открытому их трудами кибер-хайвею ломанулись толпы последователей, подражателей и просто проникшихся глобальностью идеи и масштабами ее воплощения. А по Сети отправились бродить мегабайты отчаянно претендующих на серьезность философских трудов разнообразной степени замороченности.
Может страшно авторам стало за содеянное или надоело просто. Или злые программы перемешали все текстовые файлы на их персоналках, помешав нам узнать всю правду. Однако дальнейшее развитие всяких там идей на братском совете было решено свести к минимуму (или мини-муму) и особо не страдать по поводу очевидной бредовости отдельных моментов. То есть мы, конечно, узнали очень много. Миру явили откровение, что это уже шестая версия матрицы, что все предыдущие глючили и эта в этом смысле мало отличается к лучшему. Отсюда необходимость в периодической перезагрузке, которая регулярно кованым машинным сапогом проходится по очередному вольному городу Зиону. И ничего "лишнего" в пояснениях – глючит и все тут. И Зион тоже нужен матрице, но каждый раз его нужно зачем-то уничтожить. А Нео – он вообще разом Мессия и Освободитель человечества, функциональная часть самой матрицы и ее загрузочная программа, а также ошибка программного кода и сбой в системе. Явленный наконец Архитектор матрицы хотя и весь в белом, и на дедушку Фрейда похож, но тоже не слишком многое в сюжете проясняет. Хотя минут десять и пытается изо всех донести до Нео окончательную и бесповоротную истину, но бдительные сценаристы ему этого так до конца эпизода и не позволят.
Посмотреть фильм стоит. Но, к сожалению, просто как до предела насыщенный спецэффектами и грамотно эксплуатирующий почти все кино-шаблоны фантастический боевик. Начиналось все иначе.