11 апреля в Кремле пройдет двухчасовой концерт Кубанского Казачьего хора. Грамотный развод казаков по сцене взял на себя Никита Михалков, лично прибыв для этого в Краснодар. Ровно два дня и частично две ночи шли репетиции. В четверг, после дождичка, журналистам назначили встречу. Парного выхода маэстро ждали час. Никита Сергеевич первым вырисовался в хоровом классе и вальяжно плюхнулся в кресло. За ним поспешал Виктор Гаврилович. Через секунду режиссер осознал, что фокус не удался, и предложил отмотать пленку назад:
- Может, я выйду, а потом мы опять вместе войдем, а? На камеру, да?
Телевизионщики радостно закивали. Под вежливый смех и облегченные аплодисменты Михалков с Захарченко повторились. Пресса огласила, наконец, список вопросов.
- Никита Сергеевич, скажите, почему Кубанский Казачий хор стал объектом Вашего пристального внимания? Это благодаря Вашей дружбе с Виктором Захарченко?
- Да все вместе. Если бы объектом моего внимания стало какое-нибудь непотребное явление в жизни, это было бы странно, надеюсь. А когда объектом внимания становится такое выдающееся явление как Кубанский Казачий хор – это естественно. Плюс к тому, конечно, наши добрые товарищеские отношения с Виктором Гавриловичем. А, учитывая, что мы довольно много общаемся – я имею в виду хор и Российский фонд культуры, мы были вместе в Каннах на Фестивале русской культуры, в Болгарии Фонд организовывал Дни русской культуры, там тоже был хор – фактически мы сотрудничаем уже давно. Сейчас просто это все в синтез такой вылилось. При этом у меня, сами понимаете, посягательств никаких нету. Просто Виктор Гаврилович попросил меня, учитывая, что в Москве в Кремле должна быть серьезная очень акция – представление не только хора, но и Кубани, казачьего духа – вещи в достаточной степени требующие внимания и времени.
Я уже говорил на встрече с журналистами, что очень часто развенчивается казачество, когда оно выглядит "ряженым", когда появляются всякие люди в лампасах, с бородами и в чужих орденах и называют себя казаками. Но лампасы и нагайка – это еще не казак, он может быть и без всех этих атрибутов, казак – это дух. Учитывая, что по моим корням прадедовским, по суриковским – Василий Иванович Суриков сам был казак, только сибирский, яицкий – поэтому это и случилось. И я просто это люблю. Тут много связей: мой дядька Петр Петрович Глебов играл Мелихова, я с 10 лет охотился вместе с этой компанией – Петр Глебов, Федор Глебов, отец мой, их товарищи. На всех охотах казачьи песни звучали все время, потому что Глебов, когда готовился к "Тихому Дону" вместе с Сергеем Аполлинарьевичем Герасимовым изъездили, исходили станицы и донские степи, в них это сидит – казачество. Тем более, что сами Глебовы тоже из казачьего рода – из "Черной Бархатной книги" их предки. Тут все замешано на внутренних корневых вещах, которые нельзя объяснить.
Я бы никогда не рискнул принять предложение приехать посмотреть и участвовать, так как я сейчас участвую, в постановке оперы или какой-то цирковой программы. Каждый должен заниматься своим делом, да и здесь я тоже, видит Бог, не вмешивался ни какие профессиональные дела, связанные с хором. Просто общая архитектоника вещи, идея и некий мой опыт открытия и закрытия Московского фестиваля "Золотой орел", юбилей отца моего и так далее – я делился опытом и больше ничего. И с наслаждением слушал песни, получал удовольствие, потому что это был двухдневный концерт лично для меня, я это так расцениваю.
- Вас часто называют "державником", особенно после "Сибирского цирюльника". Вы не чувствуете некоего противоречия в принципах "православие, самодержавие, народность", которые так близки и Вам, и Казачьему хору, с духом времени? Речь не идет о том, хорошо это или плохо, но конфликт-то есть?
- Конфликт в чем заключается? Он заключается в том, что выросли поколения людей, которые не знают, что такое держава. Но это проблема тех, кто этих людей воспитывает. Не значит же, что если так получилось, то пусть так и будет. А что будет дальше, потом?
- Но материал сопротивляется...
- Он сопротивляется, но как вам сказать, должны, наверное, быть люди, которые просчитывают ситуацию наперед. Что будет с нами, если кому-то не понравится, как мы себя ведем, и решат с нами разобраться, как с Косово или с Ираком? И тогда чего? На ком будет лежать бремя отстаивания просто своей жизни и свободы, не державы даже? Поэтому, как говорила моя мама, воспитывать надо "пока поперек кровати лежит, как вдоль лег – уже поздно".
- А как Вы оцениваете общий уровень коллектива Кубанского казачьего хора? Достоин ли хор того, чтоб выступать на главной сцене страны?
- Безусловно, конечно. Я так думаю, что есть много сцен, на которые недостойно прийти Казачьему хору. Это очень профессионально, очень душевно, духовно. Я не хочу говорить высоких слов об этом. Я ж, так сказать, не за деньгами сюда приехал, не за славой. Мне это интересно, мне это нравится, и я хотел бы быть к этому причастным с точки зрения эстетической, что ли.
Поэтому не надо расценивать это как такой менторский приезд московской штучки учить казаков, как им выглядеть в Москве. Это совсем не так. Казаки везде себя чувствовали в равной степени одинаковыми: что в станице, что в Москве. Не было понятия "ну, это казак – это провинциал", казак везде находил свое место, потому что свой мир, свой быт он возил с собой. Во всех элитных подразделениях казачество было естественной реальной частью.
Поэтому я считаю, что, безусловно, конечно. Тем более за последние годы главная сцена страны видела такое, что действительно ей лучше не видеть. А уж Казачий хор!..
- Виктор Гаврилович, как воспринимают артисты присутствие на репетициях Никиты Сергеевича?
Виктор Захарченко:
- Каждый артист посчитал для себя великой честью общаться с таким талантливым, всемирно известным художником. Никита Сергеевич правильно говорит, "я же не постановщик концертных программ, моя профессия другая". Но это сказано скромно, потому его артистический и художественный опыт огромный и приходилось и с концертами работать, и фильмы ставить, и быть актером и так далее. Поэтому артистам нашим это очень приятно. Никита Сергеевич необычайно интересный в общении. У него на все есть своя точка зрения – чем, кстати, вообще интересны старики (дружный смех).
Нет, нет, нет, я не к тому, что он старик … я записываю много песен стариков. Вы думаете, меня интересуют песни, которые старики поют? Нет, меня сами старики интересуют. Каждый старик – это ходячая энциклопедия или Толстой сидячий. Поэтому такой огромный опыт художественный не может быть не полезен нам, лично мне, любому артисту. Все, что делаешь, можно еще лучше сделать. Исторический пример: Толстой переписывал семь раз "Войну и мир". Просто художник настоящий, он неудовлетворен и мне очень интересно было: а что же скажет Никита Сергеевич? – ведь он опытный, он всевидящий.
Идет поиск истины. А если любой писатель, актер, поэт очень доволен тем, что он сделал и в качестве примера показывает свое творчество – это, наверное, начало конца для любого художника. Поэтому общение с хором было крайне полезно, как в деталях, так и в целом: от концепции, от построения номеров, в каком контрасте идут номера, как их объявить – очень много полезных советов. Но, к сожалению, времени маловато: Никита Сергеевич завтра улетает, но мы постараемся все ценное, что им было подсказано, взять себе на вооружение. А потом на концерте будет изумительный номер, ведь он не только режиссер, он и участник. Но это увидите на концерте.
Никита Михалков:
- А мне было интересно, как хор реагировал: по-человечески чисто. Я не чувствовал напряжения от того, что я – режиссер из Москвы, а это хор, который будет сейчас внимать тому, что говорит москвич. Абсолютно органично себя вели, просто в казачьем характере – равное уважение ко всем. Ну, человек, замечательно, кто он такой, режиссер? – очень хорошо, из Москвы – тоже прекрасно. Но не было ни на секунду наигранного или наоборот искреннего благоговения, было нормальное профессиональное общение, отчего мне лично было намного легче. Было бы гораздо труднее, если бы возникло напряжение: мол, нельзя ударить в грязь лицом перед московским гостем.
- Не совсем понятно, что значит "Михалков занимается постановочной частью с Казачим хором". Что Вы с ними делаете? Какую сверхзадачу ставите?
- Дело не в этом. Это мероприятие в огромной степени протокольное. Оно должно быть ограничено во времени, это два часа, одно отделение. Я занимался всем, что связано с перестановками, с переходами. Я же не занимаюсь идеологией хора – они поют песни, которые поют. Я не занимался с артистами, не учил их петь или интонировать, не работал с танцевальной группой и музыкантами. Моя задача была послушать всю программу и попытаться изложить свою точку зрения, как это должно выглядеть, смыкаться визуально. Есть сцена, но есть еще и сто миллионов телезрителей, а очень часто бывает так, что концерт блистательно прошел на сцене, а в телевизоре он никакой. Здесь очень важно соблюсти все законы телевизионного жанра. Виктор просил меня взглянуть со стороны, потому что, когда люди все время поют, все время в разъездах и выступления, глаз естественно замыливается. К тому же, успех часто развращает очень часто, в том смысле, что артисты и рот еще не раскрыли, а им уже устраивают овации…
- А "фенька" режиссерская какая-то будет на Кремлевском концерте, некий ход конем от Михалкова?
- А это все будет конем, сам Захарченко – это уже ход конем.
- Вы два дня слушали хор, а самому запеть не захотелось?
- А я пел с ними и в Каннах, и в Болгарии. А сейчас, здесь? Нет, ну что Вы…
- Никита Сергеевич, возглавляемый Вами Российский Фонд культуры, скоро будет проводить Дни русской культуры в Шанхае, туда же приглашен и Казачий хор. Вы и там будете осуществлять для хора постановочную часть?
- Я? Я не штатный режиссер Казачьего хора (смеется). У меня есть свои дела.
Но деятельность Фонда как была, так и будет направлена в русскую провинцию. Ведь именно в ней появляются такие коллективы как Кубанский казачий хор. Да и вообще, именно в провинции – истинная основа России.
На этой оптимистичной ноте пресс-конференцию объявили состоявшейся. На следующий день самолет с Никитой Сергеевичем на борту помахал Краснодару крылом.
Напоминаем, что результаты творческого променада Михалкова-младшего на Кубань можно увидеть 11 апреля на экранах Ваших телевизоров.