Любимый "Маленькой Веры" затащил всех в "Койку"

23 февраля в Краснодарской филармонии прошел показ московского спектакля "Койка" с Андреем Соколовым в главной роли.

Впервые спектакль был представлен 9 ноября 1999 года на сцене московского театра "Эрмитаж". Премьера работы нового театра "Монолог XXI" по пьесе Андрея Яхонтова и под режиссурой Андрея Соколова вызвала неоднозначную реакцию критиков. Издательство "КоммерсантЪ" назвало постановку "вторым сортом антрепризы". Но, так или иначе, вскорости "Койка" стала носить штамп "самого модного спектакля Москвы". Сам Соколов признается, что в столице билеты на его спектакль фарцовщики перепродают по сто долларов, но публику это не останавливает. В Краснодаре официальная цена представления доходила до 750 рублей. Зал был переполнен.

В 18:00 – время начала спектакля – в холле Филармонии стояла огромная очередь в гардероб. Начало задержали на полчаса – то ли из-за нерасторопности зрителей, то ли по задумке организаторов. Но даже это не смутило краснодарского любителя театра: опаздывали и на 40 минут, и на час. Каждое новое "пополнение" сопровождалось дружным вставанием целого ряда зрителей и полувежливым пропусканием прибывших на свои места. В дополнение – невыключенные мобильные телефоны вкупе с филармонической аккустикой: актеры работали без микрофонов, а в ответ слышали легкое пиликанье и разговоры шепотом.
Это прелюдия. А теперь в "Койку".

На сцене три дымных фонаря, прозрачные арки и цвета плесени парапет. В центре неброского интерьера – огромная круглая кровать, накрытая белой шелковой простыней.
Вокруг нее, ослепительно белоснежной на фоне преобладающего в декорациях серого, и будут переплетены судьбы людские. Поколение за поколением.

У героев пьесы нет имен. В центре событий Он и Она – будь то любящая мать и непутевый сын, ждущая жена и неверный супруг, страстый любовник и пьяная женщина. Целую палитру образов играют пять актеров. Задействованы Анна Терехова, Елена Ланская, Сергей Варчук. Ключевая фигура спектакля – Сын, роль которого исполняет Андрей Соколов. Именно с его откровений о детстве начинается "Койка".

О гулящем отце, который каждый день выходил за газетой, а возвращался с помадой на рубашке, и несчастной матери, неустанно восхищающейся пальчиками маленького сына, герой рассказывает с легкой иронией. В дальнейшем, человек, зачатый в койке, продолжает жить в ней. Празднует победы и поражения, рушит чужие семьи и переживает ссоры родителей. "Койка – это место жизни, а не смерти" – говорит отец героя. Эту же фразу впоследствии повторит и повзрослевший сын. Как, впрочем, и всю жизнь отца.

Любимец женщин, главный герой начал свою "карьеру", будучи совсем мальчиком. Симпатичная врач-логопед, первая любовь, а за ними и женское общежитие и пари с однокурсниками по институту, кто быстрее сооблазнит преподавателя, воспитали в парне убежденного сладострастника и холостяка.
"Весь в меня, сынок! На меня в молодости бабы так и висли!" – радуется, глядя на своего отпрыска, зрелый отец, у которого на рубашке по-прежнему алеет помада... Совершенно иначе на поведение главного героя смотрит мать. То и дело приводит молоденьких девочек – дочерей подруг и потенциальных жен нерадивому сыну. И все-таки женит его насильно. Семейная жизнь новоиспеченных супругов – точная копия несчастного брака родителей: ссоры, измены и нежеланный ребенок. "Я не хочу, чтобы от меня рождалось такое же животное, какое есть я сам" – в ссоре воскликнул главный герой.
Но оно, животное, все-таки родилось. Агукающий малыш превратился в молодого бабника, а потом и в зрелого мужчину, с целью заполучить жилье выгнавшего родного отца из квартиры...

"В жизни не меняется ничего" – с горечью произнесет в своем финальном монологе главный герой. – "Никто никого не любит – в жизни не меняется ничего." Неизменно капризное непонимание молодых и горькое раскаяние взрослых детей. Разменяв четвертый десяток лет, главный герой слишком поздно осознает, что единственной женщиной, которую он действительно любил, была его мать. К тому времени она сходит с ума, не узнает родных и скоро умирает.
"Дети повторяют ошибки родителей. Они очень простые и, кажется, что избежать их легко. Ан-нет! Каждый раз – одно и тоже".

Финальная фраза спектакля просто и логично подвела черту. В языке спектакля вообще много простого и логичного. Не обремененные словоформами предложения, частый повтор фраз, произношение слов по слогам. Наиболее незначительные монологи актеры проговаривали растянуто, будто с зажеванной магнитофонной ленты. При этом окончания фраз звучали точно и звонко, иногда со смещенными акцентами. Точно в жизни, где любят предателей и недолюбливают преданных...



Штурм парламента и отставка президента
20 ноября, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии