Как-то раз Дэвид Франзони – автор сценария к помпезно-сладкому "Гладиатору" – отчаянно заскучал по тогам, сандалиям, колесницам, отрубленным головам и прочим непременным атрибутам жизни цивилизованного римлянина. С томиком Цицерона под мышкой Дэвид отправился к великому и ужасному продюсеру Джерри Брукхаймеру, породившему на белый свет масштабный "Армагеддон" с монструозным "Перл-Харбором" и отличных "Пиратов Карибского моря".
Сославшись на оставшиеся после "Гладиатора" пылящиеся без дела папки и занимающие очень уж много места файлы с материалами по древнеримской жизни, Франзони уговорил сиятельного Джерри снять самый исторический самый блокбастер. Про короля Артура и его рыцарей. Цель была заявлена самая благородная: "показать человека, спрятанного за мифом".
Затем сценарист и продюсер два года дожидались подходящего режиссера. Пока не нашелся Антуан Фукуа, создатель хорошо известного "Тренировочного дня" и в меру никаких "Слез Солнца". Он и пообещал снять самый реалистичный фильм об Артуре за всю историю мирового кинематографа (очевидно – и мировой культуры вообще).
Со звездным актерским составом решено было особо не мучаться, сделав ставку на крепких, но не особо известных. Артура сыграл Клайв Оуэн ("Идентификация Борна"), Гвиневру – Кайра Найтли ("Пираты Карибского моря"), Мерлина – Стивен Диллейн ("Часы").
Все они скопом отправились на "изумрудные поля" Ирландии, где в компании бесчисленных орд варваров, состоящих из солдат ирландской армии, и с гордостью заявленных историков из Кембриджского университета, принялись за свое благородное занятие.
"То, что вы увидите, можно было представить лишь в самых смелых фантазиях", – торжественно провозглашает мастер-блокбастер Дж. Брукхаймер. Однозначно. То ли историки-экстремалы нашептывали сценаристу свои полуночные видения, то ли живописная кельтская нечисть смущала буйные головы – неизвестно. Но получилось забавно. Фантазия бледнеет и чахнет перед новой реальностью. Забудьте о сэре Томасе Мэлори и прочих "Туманах Авалона". Сейчас вам расскажут всю правду.
Артур был командиром римского карательно-экспедиционного корпуса на Британских островах. Сын римлянина и британки, он по какой-то невнятной причине методично и не без геройства выкашивает родной народ и мечтает после дембеля переселиться в Рим, подгоняемый собственными маловразумительными воззрениями на свободу личности. Потом на Рим обижается (не сошлись взглядами) и остается бороться со злыми саксами, потому что мировоззрение у них радикально противоположное и сводится к привычному для любого современного геймера тезису "Убить их всех". А заодно резко и решительно любит родную землю, которая ему вдруг оказалась мила и дорога.
Мерлин в интерпретации троицы авторов и анонимных историков оказывается медведеобразным командиром партизан-пиктов, которые всю свою жизнь посвятили борьбе с римскими оккупантами и лично Артуром сотоварищи. Никакой магии, одна устрашающего вида борода и не слишком удачные попытки грозно вращать очами. Плюс шкуры и боевая раскраска. Тщетно пытается пробудить в Артуре спящий сладким сном британский патриотизм.
Гиневра тоже весьма далека от образа из рыцарских романов. Кайра Найтли со вкусом и удовольствием сыграла лихую амазонку с хорошей скорострельностью, скачущую по лесам и долам в боевом макияже и авангардном кожаном бюстгальтере. Периодически ей приходится строить глазки Ланселоту, но без особого усердия, ибо авторы решили целомудренно обойти вниманием кинокамер эту любовную линию.
Больше всего не повезло рыцарям Круглого стола. Злые чары Святого Леса (Hollywood's black magic) превратили их то ли в украинцев, то ли в осетин. Но обо всем по порядку.
Как рассказывается величаво-загробным голосом в начале фильма, когда-то римляне воевали с сарматскими племенами. И победили. Но, пораженные смелостью кочевников и их высокими боевыми качествами, пощадили разгромленных противников, обязав служить Риму. В римской армии сарматы играли роль конницы Буденного – такие же стремительные, дикие и победоносные. Вот они-то и стали Артуровым войском, 15 лет сражаясь с вредными пиктами и стоически перенося отвратительный климат и философствования своего военачальника.
Для тех, кто не слишком знаком с историей, небольшая справка. Сарматы, относящиеся к индоевропейской языковой семье, в I тысячелетии до нашей эры кочевали по степям Северного Причерноморья, а сарматские погребения различных периодов находят на обширной территории от Дона до Урала. Письменности они не имели, и большинство сведений о них историки черпают у "отца истории" Геродота: "За рекой Танаисом - уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев". Звучный Танаис – это Дон, а под таинственным Меотийским болотом скрывается самое обычное Азовское море. Наши, словом, парни, хотя бы по географическому признаку: немного украинцы, немного кубанцы. А современными продолжателями языковой традиции сарматов считаются осетины – тоже россияне.
Такие необычные получились у Франзони-Фукуа рыцари Круглого стола: в татарских шапочках и с луками степных кочевников. В Англии им сыро и грустно, досуг будущие легенды коротают за плоскими однотипными шутками по поводу шалостей с чужими женами. Потом часть из них героически умирает, защищая любимого, но беспокойного умом командира.
А вот злобные саксы, как не странно, несут зрителю порцию крайне положительных эмоций. Их вожди которых – Сердик-отец и Синрик-сын – могут вполне претендовать на самое интересное зрелище за все 110 минут фильма.
Развернувшись оригинальностью исторических трактовок, авторы решили сэкономить силы на сюжетных ходах. Сценарий напоминает сразу все. Тут и немного от "Спасти рядового Райана", и чуть-чуть от "Храброго сердца" с вкраплениями "Гладиатора". Заканчивается все тоже на редкость банально – классической американской свадьбой со стандартным подвенечным платьем и фатой. И не менее набившими оскомину американскими сентенциями о свободе.
В целом – скучно. И бои вроде бы поставлены хорошо, и показанная реальность не вызывает такого отторжения, как в "Трое" . Но впечатление в целом так до конца и не меняется – стандартный исторический боевик, на три не особенно штормовые балла. Хуже всего то, что в очередной раз затейливый бред сценаристов выдается за историческую правду и в таком виде остается в головах сотен тысяч людей. Впрочем. Это не самое страшное в этой жизни…