Третья часть киноэпопеи известного голливудского режиссера Джорджа Лукаса "Звездные войны" – "Месть ситхов" – повествует о нравственном надломе и последующем крахе личности в предельно жестких условиях необходимости непростого выбора между благополучием близких людей и идеалами справедливости. Повествования о судьбе главного героя Анакина Скайуокера разворачивается на фоне драматического повествования о трансформации демократии в тиранию, заставляя задуматься не только о проблеме соотношения личных и общественных интересов, но и о природе власти и эффективности механизмов государственного управления.
Так, вероятно, будет начинаться в недалеком будущем текст "Личность и история в "Звездных войнах, ч. 3" Дж. Лукаса" из сборника "100 золотых сочинений для средней школы". Хотя будем надеяться, что автору самой знаменитой (и прибыльной) эпопеи за все время существования кинематографа все же повезет, и он не будет канонизирован в рамках школьной программы, несмотря на все очевидные заслуги перед мировой культурой. Хватит чего-нибудь скромного: красавца-памятника работы непременно Церетели или наречения именем свежеоткрытого солнца в далекой-далекой галактике.
Это, разумеется, лирика и фантазии. А вот день премьеры "Мести ситхов" в летопись кино войдет точно – 19 мая закончилась повесть длиной в 28 лет, ставшая действительно культовой (в том самом, почти забытом смысле этого слова). Многие говорят, что Лукас похоронил "большое кино", открыв дорогу пресловутым блокбастерам, оккупировавшим экраны и постоянно потрошащим кошельки зомбированных зрителей. Говорят, что он превратил собственное "дитя" в монструозную коммерческую империю почти вселенских масштабов.
Сам мастер все это время делает выбранное когда-то для себя дело – с удовольствием рассказывает миллионам людей красивую сказку. Делая вид, что не замечает того, что сказка собрала в кинотеатрах за все годы около 4 млрд. долларов, свела с ума огромное число фанатов и дала основательно подзаработать производителям игрушек, не говоря о самом Джордже.
"Эпизод III" – достаточно странное явление даже для Голливуда. Все знают, что это финальная часть саги, но при этом развитие сюжета окончательно возвращает нас в 70-е, туда, где нас снова поджидает юный Скайуокер, опять Избранный и спаситель от сил зла (это у них семейное). Все знают, чем закончатся "Звездные войны. Эпизод III", но очереди на премьеру занимали затемно, а в одних только Штатах потери рабочего времени из-за массовой миграции сотрудников на утренние сеансы обошлись в 600 с лишним млн. долларов. Все знают, что Лукас не сделает в "Мести" ровным счетом ничего новаторского или хулиганского, но никого это не печалит.
Похоже, что главной задачей "Мести ситхов" было завершить трехчастную предысторию, которая забралась слишком далеко от счастливого финала. Мы наконец-то узнаем, как подающий надежды джедай Анакин Скайуокер станет темным лордом Дартом Вейдером, прочие джедаи – покойными, Республика – Империей. Все это было известно заранее, теперь просто пришло время увидеть все своими глазами. И никаких сюрпризов…
Этим объясняется и предельный лаконизм сюжета, который целиком предсказуем до последнего кадра, и эфемерность характеров, и предельная причесанность повествования. Актеры тоже не особо мучаются, изображая бурлящие страсти, и предпочитают прямо озвучивать в камеру все оттенки своего эмоционального состояния. И если Анакину положено не верить Совету, то он просто повторит это неоднократно всем попадающимся на пути, не особо задумываясь над аргументацией. А коварный канцлер будет весьма усердно намекать неокрепшему мозгом и духом джедаю про темную сторону Силы, чтобы никаких сомнений в подлости и коварстве будущего узурпатора не осталось совсем-совсем ни у кого.
В "Эпизоде III" отсутствуют второстепенные смыслы, разветвления сюжета, хитрые режиссерские ходы, постмодернистские заигрывания и прочие атрибуты "высокого штиля". Картине (и картинке) всего этого не требуется. Еще почти нет людей – пейзажи и интерьеры запредельной красивости заселяют сплошь клоны, дроиды, пришельцы, мутанты, экзотическая фауна, фантазийные механизмы и звездолеты всяческих марок. Все это лишь гладкий фон, на который проецируется основная сюжетная линия, включающая едва ли десяток персонажей.
И даже священные, казалось бы, идеи демократии расплываются совершенно неубедительной дымкой. Республика в опасности? Да-да, просто кошмар какой-то. Канцлер Палпатин окончательно попрал свободу и провозгласил Империю? Вот негодяй… Казалось бы, неслыханная ужасность и историческая драма вселенского масштаба, но из фильма так и не уяснить, чем же имперское устройство настолько хуже республиканского.
Порой от этого обезличенного мироздания становится не по себе, особенно если учесть полное искоренение в "Мести ситхов" даже намеков на веселость. Почти обязательных для американского кино "комических героев" вы здесь не найдете: сотни обитаемых планет катятся в неаппетитные места, а 28-летняя сага завершается, какие уж тут шутки.
Сними все это кто-то другой – получилась бы патетическая космическая оперетта с лазерным шоу под оркестр басов и ударных. Но Лукас может оживить даже космически пустынные декорации своей верой в то, о чем говорит, маниакальной проработкой всех мыслимых деталей, трепетным отношением к искусству творить миры и настоящей любовью к созданному им за все эти годы.
Любая сцена фильма запоминается надолго, благодаря не только поразительному размаху съемок, хотя бухает и грохает преизрядно, но благодаря тем и восхитительным мелочам, которые делают происходящее по-настоящему живым. Высадка морского десанта дроидов, погоня дракона за моноциклом, мелькнувшая планета с огромными странными цветами, неизвестный вид сценического искусства в роскошном амфитеатре, очаровательная машинерия – все это привлекает внимание, околдовывает и заставляет забыть о любых недостатках. И даже совсем уж ходульный образ генерала Гривуса не вызывает отторжения, хотя злодей и напоминает помесь богомола, мертвой собачки и центнера металлолома.
Но все плюсы и минусы почти не имеют значения, ведь "Звездные войны" давно вышли за пределы уязвимости для критики. Когда-то начинающий режиссер Джордж Лукас выбрал свой путь. Он не стал экранизировать известные книги, перепевать величественные эпизоды истории Европы или делать ремейки знаменитых кинораритетов, а предпочел собственную вселенную. Кто теперь может укорить его в том, что вуки или эвоки показаны неправильно, вооружение имперских истребителей не соответствует эпохе, а магистр Йода совершенно не того оттенка зеленого цвета?
Важно то, что эпос завершен. Лукас окончательно отпустил на свободу реальность "Звездных войн", и теперь она будет все больше смешиваться с нашем бытием. Философия джедаев уже объявлена религией (в одной Австралии ее исповедуют около 70 тыс. человек), в Румынии открыта Академия джедаев, а фашистско-технократический образ Дарта Вейдера въелся в современную культуру очередным архетипом. И да пребудет с нами Сила!
PS Как известно, в хорошем американском боевике финальный поединок должен происходить на заброшенном сталелитейном заводе – расплавленный металл, зловещие конвейеры и т.д. А в "Мести ситхов" Оби-Ван Кеноби и Анакин Скайуокер дерутся на вулканизирующей планете. Вот что значит размах!
PPS Лукаса подозревают в политическом подтексте "Эпизода III", намеках на Буша-младшего и войну в Ираке. Для любителей искать параллели в фильме есть и еще один занимательный эпизод: провозглашая себя императором, канцлер Палпатин сообщает, что покушение обезобразило его лицо, но он остался жив.