Юрий Башмет о музыке, саранче, "Ассе" и водке с казаками

Всемирно известный альтист Юрий Башмет появился на сцене под всеобщий хохот зала. Осведомившись у своего пианиста, все ли в порядке с костюмом и застегнута ли ширинка, Юрий шутливо пригрозил залу и начал играть медленную и невероятно красивую композицию Равеля "На смерть Инфанты".
И только в этот момент музыкант заметил, что на подставке по-хозяйски уселась огромная ядовито-зеленая саранча. Жесткокрылое насекомое непринужденно поставило обе передние лапки на проезжавший мимо смычок и начало потягиваться, а потом и вовсе перебралось на него.
Башмет, испугавшись, что насекомое может и укусить, решил его сдуть со смычка, но от этого только дрогнул звук, а нахальная саранча всего лишь повела усами. Провозив саранчу на смычке полпьесы, музыкант пошел на крайние меры: не доиграв одну длинную ноту, он резким движением стряхнул незваного гостя с инструмента. Фокус удался, но не надолго. Через минуту саранча снова прилетела на освещенный прожектором инструмент. Публика была в полном восторге, а местные газеты написали, что в Советском Союзе могут выдрессировать даже саранчу.

Этот фантастический случай, произошедший во Франции, краснодарским журналистам рассказал сам маэстро. Несмотря на то, что Юрий Башмет вместе со своим камерным ансамблем "Солисты Москвы" уже 34,5 раза объехал земной шар, на гастроли в столицу Кубани они приехали впервые. Визит этот в южную столицу не был случайным, в Сочи и в Краснодаре начался гастрольный тур в честь 15-летия камерного ансамбля "Солисты Москвы". В рамках тура Юрий Башмет и его подопечные отыграют восемь оригинальных программ и дадут 42 концерта в 39 городах. Заключительное торжество состоится 28 мая в Москве. В Краснодаре на пресс-конференции в музыкальном театре Юрий Башмет охотно и подробно отвечал на все вопросы кубанской прессы.

Ваше первое выступление в гастрольном туре прошло в Сочи в рамках культурной программы подготовки зимних Олимпийских игр 20014. Как вы думаете, Сочи станет олимпийской столицей?
Очень бы хотелось! Но там все-таки нет еще нужной инфраструктуры, что может отпугнуть членов международной комиссии. Зато красота города, море и горы очень привлекают. Я сам в прошлом занимался спортом: есть разряд по фехтованию, я могу проехать задним ходом на велосипеде, еще занимался прыжками в воду, ватерполо и стрелял хорошо. Но в конечном итоге стал тем, кем хотела моя мама.

Не кажется ли вам, что поражения России на последних Олимпиадах и потеря русскими творческих приоритетов имеют какие-то общие корни?
Конечно, имеют. В советской системе было очень много плюсов – это детское музыкальное образование и детский спорт. Когда это все разрушилось, в один сезон по стране закрылось 200 музыкальных школ, со спортом, безусловно, произошло то же самое.

Какие у вас связи с Кубанским казачьим хором?
У большого симфонического оркестра "Новая Россия", руководителем которого тоже являюсь я, и у Кубанского казачьего хора один и тот же генеральный спонсор – О.Дерипаска. Поэтому мы часто пересекаемся, всегда рады видеть друг друга, иногда приходится и водки выпивать тут же при встрече. Кроме того, мы много раз выступали в различных совместных проектах, но мне не довелось их слышать в полном составе. Они совершенно потрясающий и уникальный ансамбль, подобного которому я не встречал. Сейчас обсуждаем дальнейшее творческое сотрудничество.

Как проходят ваши съемки у Сергея Соловьева в фильме "Асса-2"?
Съемки были приостановлены из-за болезни одного актера. А без него нельзя снять последнюю сцену "Анны Карениной", которая тесно связана с "Асса-2". Сейчас производство возобновляется. Вообще актерство – это невероятный эксперимент в моей жизни. Было много предложений, но я всегда либо отказывался, либо физически это не получалось. Например, в фильме "Крейцерова соната" Швейцера вместо Олега Янковского в главной роли мог бы быть я, но время съемок фильма совпадало с запланированными гастролями в Японии. Никита Михалков также хотел снять меня в фильме "Очи черные".
А вот Сереже Соловьеву удалось меня поймать. Я не успел еще ни согласиться, ни отказаться, как уже прошел первый съемочный день. Актерская специальность очень сложная. Я играю музыканта, который попадает во всякие жизненные ситуации. Мне нужно было удивиться при встрече графа Толстого и сказать всего две фразы: "Граф это Вы? Какими судьбами снова Вы здесь?". И съемки этого эпизода потребовали несколько дублей на заброшенном перроне вокзала, в пять утра при 32-градусном морозе. Причем режиссеру все нравилось, а мне казалось, что сыграно бездарно. После этого обрушились предложения на главные роли в трех фильмах, и, хотя мне предлагают близкие мне роли, касающиеся музыки, я еще не давал согласий.

Вам нравится книга Орлова "Альтист Данилов"?
В общем, нравится. Но я не имею к герою книги никакого отношения. Я неоднократно об этом говорил и даже посвятил этому целую свою передачу "Вокзал мечты", куда пригласил и автора книги, и музыканта, который стал прототипом героя. Но на прощание мне подарили японское издание книги, где на обложке был вытиснен мой портрет с чуть раскосым разрезом глаз. Просто в Японии меня очень любят и попросили напечатать именно мой портрет на обложке.

Чем ваш оркестр отличается от других коллективов?
Есть шлягеры классической музыки, такие как бемольная симфония Моцарта, например, то есть то, что все знают и даже ставят в мобильные телефоны в качестве рингтонов, даже в этих произведениях мы находим некий "свой путь" исполнения, поэтому они звучат по-новому. Это одна из наших общепризнанных сильных сторон.
Кроме того, наш ансамбль всеядный, мы исполняем как старинную музыку, так и современную и даже специально для нас написанную. В программы, как правило, включаются и редкие в исполнении произведения: некоторые произведения Паганини никто кроме меня не играет, "Бранденбургский" не так часто звучит в концертах, поскольку очень труден, хотя и известный; сюита Грига из времен года – это, кстати, первое произведение, с которого начал свой путь ансамбль "Солисты Москвы" 15 лет назад. Тогда они были еще студентами.
Предыдущий ансамбль "Солисты Москвы" дружно остался во Франции, в начале перестройки. Уехал с женами, бабушками, собачками, кошками…В составе было 23 человека, а выехало 86. Тогда я зарекся никогда больше не брать на себя ответственности и ничего не создавать. Но в этом состоянии я находился не более одной недели. Жена Святослава Рихтера убедила меня, что в России много талантливой молодежи, ради которой нужно забыть обиды и начать все заново.
Таким образом родился тот ансамбль, юбилей которого мы празднуем. И это действительно праздник, праздник по жизни, потому что они все нашли свое место.

Что тут скажешь... С Днем рождения и до встречи!
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы