Режиссер Вадим Шмелев и сценарист Дмитрий Карышев продолжают осваивать азы голливудского кино. Их прошлое, годовой давности, произведение "Обратный отсчет" уже выглядело вполне съедобным зрелищем, из которого запомнились слепой герой Ярмольника и покушение террористов не на что-нибудь, а на святое - на футбольный стадион во время матча.
В той картине место действия и герои были вполне узнаваемы по жизни, хотя функционировали и те, и другие совершенно по голливудским лекалам. Голливудские правила игры мы сейчас считаем универсальными для жанра (пока не изобрели других; может, и не изобретут); национальное содержание в интернациональной форме вполне парадоксально соответствует закону соцреализма (искусство должно быть "национальным по форме и социалистическим по существу") с его требованием безусловной победы "наших".
В "Коде Апокалипсиса" зло стало гораздо более абстрактным: ну, подумаешь, ядерные заряды в четырех мегаполисах мира и некий не самый выразительный псих (в исполнении актера с достойным бэкграундом Венсана Переса), который хочет их взорвать - если я правильно поняла - исключительно из тщеславия.
И добро претерпело коррекцию. Теперь перед нами не четверка забавных жизнеподобных фриков, а совсем уж гомункулус, выведенный в тиши кабинета по образу и подобию Лары Крофт, - настоящий полковник женского пола, приятного возраста и зажигательной внешности. Где-то там, в Москве, у полковника есть начальник - генерал в кепке (обычный для советского кино в подобных ролях Владимир Меньшов), но его функция сводится к тому, чтобы быть на связи.
Легко обвинить авторов в плагиате (поскольку до пародии уровень фильма не поднимается, да и задачи таковой не стоит), но тут нет плагиата. Образ несравненной Лары взят как абсолютное "национальное достояние", принадлежащее всем ("Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество" – Ленин), и многократно умножен на образ Прекрасной Няни. Это сугубо отечественное ноу-хау, дающее взрывной эффект: Няня – защитница мира! Да еще такая, которой "к лицу" и паранджа, и неглиже, и полная обнаженка! Впрочем, о внешнем виде чуть дальше.
Признаюсь, тут я в затруднении. Поскольку, в отличие от абсолютного большинства аудитории, не видела ни одного мгновения сериала, прославившего Анастасию Заворотнюк. Поэтому не могу упражняться в остроумии, как иные рецензенты, вот на этой делянке. Извините. Но ясно, что авторско-продюсерский расчет на интерес публики к новому образу актрисы использован грамотно и оправдался многократно.
Вернемся к мировым проблемам. Что вообще заставляет рассуждать о сугубо коммерческом, развлекательном фильме всерьез и долго? Ведь, в принципе, вполне достаточно констатации того факта, что наши кинематографисты пытаются все усерднее копировать лучшие образцы жанра - в чем даже и частично преуспели. Конечно, не радуют еще общая клишированность, вторичность-третичность как замысла, так и исполнения. Неловкие фразочки типа "Если бы ты знала, как я устал, освободи меня от него!" в момент буквально выкручивания рук героями друг другу и прочие "детали" изрядно режут глаз/слух. Особенно раздражает чрезмерный пафос и отсутствие иронии: авторы вроде чувствуют, что герою Владимира Меньшова надо чуть-чуть дать люстрой по кумполу для оживляжа, но в целом использовать метод преувеличения как способ выработки комического еще не научились.
Вместе с тем, размах съемок, их география, качество трюков и спецэффектов все лучше. Все активнее приглашаются иностранные исполнители и даже звезды. Все безумнее сценарный наворот событий, все меньше они связаны с бытовой реальностью. Все точнее и изобретательнее технические фишки вроде пудреницы-прожектора (ее называют световой гранатой) или переноса отпечатков пальцев в компьютер с предмета бесконтактным способом (может, тоже не новость, тогда извините - я не спец).
Однако два момента не позволяют здесь отправиться за очередной порцией напитка, который взбалтывается, но не смешивается. Во-первых, затронуто святое – да, сага о Джеймсе Бонде. Во-вторых, нам опять навязчиво предлагают определять фильм как патриотический блокбастер.
И сей утюг идеологии будто разглаживает извилину в мозгу авторов. Превращая продукт их деятельности в образец даже не постмодернизма или эклектики, а просто в винегрет. Ибо не получается патриотического кино во славу Russia, если при этом пользоваться достижениями другой мировой державы – натурально, Америки - в техническом и образном построении фильма. И при всем при этом Америку стараться - чуть-чуть так, якобы деликатно – принизить.
Не получается патриотического кино, поскольку такую главную героиню – хоть она, безусловно, и коня на скаку остановит - назвать русской женщиной не придет никому в голову даже в горячке. Тут вообще серьезная проблема. Какая девушка нынче символ нации? Неведомая простоволосая крестьянка в сарафане/ватнике от Кардена? Или нашему народу конгениальна действительно Анастасия Заворотнюк? А может, Ксения Собчак?
Не получается патриотического кино, поскольку опять "патриотизмов" у нас два, как во времена Советского Союза. Подлинный, врожденный, существующий нередко вопреки государственной власти, и - казенный, обязанный ее прославлять. Любовь к Родине идеологами сознательно подменяется любовью к государству и, еще уже, к спецслужбам (что очень понятно: фильм нам представлен Фондом поддержки патриотического кино, а в финальных титрах идет благодарность организации "Ветераны на службе Отечеству").
А любовь к нынешнему государству и его спецслужбам затруднена тем, что возможно их соединить в одной мысли, например, с полонием. Пока подобные вопросы к означенным органам существуют. Никуда не денешься: это наши органы, но о каком уважении к государству можно говорить? В этом смысле футбол в прошлом фильме господ Карышева и Шмелева, повторюсь, остается очень удачной находкой.
Не получается патриотического кино еще и потому, что в фильме "Код апокалипсиса" невидная миру служба слишком явно глянцево-гламурная (то есть, несерьезная). И слишком превращена в турпоездку, тем более завлекательную, что такую экстремальную.
А кроме всего этого, патриотической гордости не дает возникнуть очень низкий, прямо скажу – пошлый стиль постановки, заданный прежде всего обликом, речью и нарядами полковника. Девушка может сколь угодно бегать по Флоренции и Парижу в исподнем – только подаваться сей тортик (ну как бы эротизм) должен соответствующим образом: как сладкое, а не как основное блюдо. Иначе защитница Родины и мира получается не любимой и даже не любовницей, а жрицей любви средней ценовой категории с претензией на элитную. Забудьте о вкусе и подлинном шарме.
Главное обаяние Джеймса Бонда и всей его эпопеи как раз в том, что он далеко не простак, даже если последние исполнители этой роли внешне не Шон Коннери. (Между прочим, вспомните известного шпиона Исаева с обликом князя Андрея.) Столь успешно защищающий Ее Величество по определению почти такой же аристократ, как его Королева. В этом смысл и в этом подлинный британский патриотизм фильма, пусть и сделанного за океаном. Это стилеобразующее качество и позволило Бондиане стать культовым произведением и обрести легенду.
Увы, Дарья Вячеславовна тут агенту 007 не конкурент. Американский профи в финале, отдающий ей честь, – проявление естественной вежливости слегка удивленного обстоятельствами джентльмена, не более.
Но никак не приветствие равного – равному.
Где посмотреть фильм "Код Апокалипсиса" в Краснодаре?
В той картине место действия и герои были вполне узнаваемы по жизни, хотя функционировали и те, и другие совершенно по голливудским лекалам. Голливудские правила игры мы сейчас считаем универсальными для жанра (пока не изобрели других; может, и не изобретут); национальное содержание в интернациональной форме вполне парадоксально соответствует закону соцреализма (искусство должно быть "национальным по форме и социалистическим по существу") с его требованием безусловной победы "наших".
В "Коде Апокалипсиса" зло стало гораздо более абстрактным: ну, подумаешь, ядерные заряды в четырех мегаполисах мира и некий не самый выразительный псих (в исполнении актера с достойным бэкграундом Венсана Переса), который хочет их взорвать - если я правильно поняла - исключительно из тщеславия.
И добро претерпело коррекцию. Теперь перед нами не четверка забавных жизнеподобных фриков, а совсем уж гомункулус, выведенный в тиши кабинета по образу и подобию Лары Крофт, - настоящий полковник женского пола, приятного возраста и зажигательной внешности. Где-то там, в Москве, у полковника есть начальник - генерал в кепке (обычный для советского кино в подобных ролях Владимир Меньшов), но его функция сводится к тому, чтобы быть на связи.
Легко обвинить авторов в плагиате (поскольку до пародии уровень фильма не поднимается, да и задачи таковой не стоит), но тут нет плагиата. Образ несравненной Лары взят как абсолютное "национальное достояние", принадлежащее всем ("Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество" – Ленин), и многократно умножен на образ Прекрасной Няни. Это сугубо отечественное ноу-хау, дающее взрывной эффект: Няня – защитница мира! Да еще такая, которой "к лицу" и паранджа, и неглиже, и полная обнаженка! Впрочем, о внешнем виде чуть дальше.
Признаюсь, тут я в затруднении. Поскольку, в отличие от абсолютного большинства аудитории, не видела ни одного мгновения сериала, прославившего Анастасию Заворотнюк. Поэтому не могу упражняться в остроумии, как иные рецензенты, вот на этой делянке. Извините. Но ясно, что авторско-продюсерский расчет на интерес публики к новому образу актрисы использован грамотно и оправдался многократно.
Вернемся к мировым проблемам. Что вообще заставляет рассуждать о сугубо коммерческом, развлекательном фильме всерьез и долго? Ведь, в принципе, вполне достаточно констатации того факта, что наши кинематографисты пытаются все усерднее копировать лучшие образцы жанра - в чем даже и частично преуспели. Конечно, не радуют еще общая клишированность, вторичность-третичность как замысла, так и исполнения. Неловкие фразочки типа "Если бы ты знала, как я устал, освободи меня от него!" в момент буквально выкручивания рук героями друг другу и прочие "детали" изрядно режут глаз/слух. Особенно раздражает чрезмерный пафос и отсутствие иронии: авторы вроде чувствуют, что герою Владимира Меньшова надо чуть-чуть дать люстрой по кумполу для оживляжа, но в целом использовать метод преувеличения как способ выработки комического еще не научились.
Вместе с тем, размах съемок, их география, качество трюков и спецэффектов все лучше. Все активнее приглашаются иностранные исполнители и даже звезды. Все безумнее сценарный наворот событий, все меньше они связаны с бытовой реальностью. Все точнее и изобретательнее технические фишки вроде пудреницы-прожектора (ее называют световой гранатой) или переноса отпечатков пальцев в компьютер с предмета бесконтактным способом (может, тоже не новость, тогда извините - я не спец).
Однако два момента не позволяют здесь отправиться за очередной порцией напитка, который взбалтывается, но не смешивается. Во-первых, затронуто святое – да, сага о Джеймсе Бонде. Во-вторых, нам опять навязчиво предлагают определять фильм как патриотический блокбастер.
И сей утюг идеологии будто разглаживает извилину в мозгу авторов. Превращая продукт их деятельности в образец даже не постмодернизма или эклектики, а просто в винегрет. Ибо не получается патриотического кино во славу Russia, если при этом пользоваться достижениями другой мировой державы – натурально, Америки - в техническом и образном построении фильма. И при всем при этом Америку стараться - чуть-чуть так, якобы деликатно – принизить.
Не получается патриотического кино, поскольку такую главную героиню – хоть она, безусловно, и коня на скаку остановит - назвать русской женщиной не придет никому в голову даже в горячке. Тут вообще серьезная проблема. Какая девушка нынче символ нации? Неведомая простоволосая крестьянка в сарафане/ватнике от Кардена? Или нашему народу конгениальна действительно Анастасия Заворотнюк? А может, Ксения Собчак?
Не получается патриотического кино, поскольку опять "патриотизмов" у нас два, как во времена Советского Союза. Подлинный, врожденный, существующий нередко вопреки государственной власти, и - казенный, обязанный ее прославлять. Любовь к Родине идеологами сознательно подменяется любовью к государству и, еще уже, к спецслужбам (что очень понятно: фильм нам представлен Фондом поддержки патриотического кино, а в финальных титрах идет благодарность организации "Ветераны на службе Отечеству").
А любовь к нынешнему государству и его спецслужбам затруднена тем, что возможно их соединить в одной мысли, например, с полонием. Пока подобные вопросы к означенным органам существуют. Никуда не денешься: это наши органы, но о каком уважении к государству можно говорить? В этом смысле футбол в прошлом фильме господ Карышева и Шмелева, повторюсь, остается очень удачной находкой.
Не получается патриотического кино еще и потому, что в фильме "Код апокалипсиса" невидная миру служба слишком явно глянцево-гламурная (то есть, несерьезная). И слишком превращена в турпоездку, тем более завлекательную, что такую экстремальную.
А кроме всего этого, патриотической гордости не дает возникнуть очень низкий, прямо скажу – пошлый стиль постановки, заданный прежде всего обликом, речью и нарядами полковника. Девушка может сколь угодно бегать по Флоренции и Парижу в исподнем – только подаваться сей тортик (ну как бы эротизм) должен соответствующим образом: как сладкое, а не как основное блюдо. Иначе защитница Родины и мира получается не любимой и даже не любовницей, а жрицей любви средней ценовой категории с претензией на элитную. Забудьте о вкусе и подлинном шарме.
Главное обаяние Джеймса Бонда и всей его эпопеи как раз в том, что он далеко не простак, даже если последние исполнители этой роли внешне не Шон Коннери. (Между прочим, вспомните известного шпиона Исаева с обликом князя Андрея.) Столь успешно защищающий Ее Величество по определению почти такой же аристократ, как его Королева. В этом смысл и в этом подлинный британский патриотизм фильма, пусть и сделанного за океаном. Это стилеобразующее качество и позволило Бондиане стать культовым произведением и обрести легенду.
Увы, Дарья Вячеславовна тут агенту 007 не конкурент. Американский профи в финале, отдающий ей честь, – проявление естественной вежливости слегка удивленного обстоятельствами джентльмена, не более.
Но никак не приветствие равного – равному.
Где посмотреть фильм "Код Апокалипсиса" в Краснодаре?