Для начала нужно сказать правду: "Самый лучший фильм" — это не имеющее ничего общего с приличиями, хорошим вкусом и морально-нравственными ценностями кино с пассажами на тему детского алкоголизма, наркомании, немотивированной жестокости, нарушения правил дорожного движения, садомазохизма, гомосексуализма и геронтофилии. Что его и спасает от полного маразма.
"Самый лучший фильм" вышел на большие экраны благодаря объединенным усилиям телеканала ТНТ и Comedy Club и по чьему-то большому недосмотру. По крайней мере, поверить в то, что вот так запросто в тех же самых кинотеатрах, где прокручиваются километры ужасающе пафосного шлака разнообразной степени халтурности, где пытаются протащить через головы зрителей наспех сооруженные идеологические конструкции, где неважно играющие актеры отыгрывают плохо написанные диалоги… словом, в тех самых кинотеатрах, где показывают "современное российское кино" вдруг возникает на экране нечто фантастически неприличное и временами как-то запредельно смешное. Явно кто-то недоглядел.
Непосредственно к пощечине общественному вкусу причастны бывший участник команды КВН "Новые армяне", один из создателей Comedy Club Артак Гаспарян и бывший участник команды КВН "Незолотая молодежь", а ныне резидент всего того же Comedy Club Гарик "Бульдог" Харламов. Именно они решили воплотить в жизнь давно смущающую их циничные мозги идею российской комедии абсурда, жестоко пародирующей все эти первые/последние фильмы года и прочие раздувшиеся от осознания собственного величия блокбастеры. То есть сделать то, чего в отечественном кино никто еще сделать не успел…
Жанр "кинопародии оптом" давно и с успехом существует в западном кино, но до сих пор отсутствовал в России. Уже успели выдать на гора первые российские: фильм ужасов, героическое фэнтези, патриотический боевик, романтическую комедию, молодежную комедию, эпический экшн. И все это очень-очень серьезно, с чувством ответственности перед историей и щелкающими в голове счетчиками прибыли. А вот следующего уровня — полноценного, циничного и со вкусом сделанного стеба над вышеперечисленной кинопродукцией — не было.
Вопрос, появился ли он теперь, пока явно останется дискуссионным. Профессиональная критика "Самый лучший фильм" справедливо сочтет чудовищно безвкусным и вообще не кино, часть зрителей столь же справедливо получит удовольствие.
Сюжет особой витиеватостью не отличается: главный герой Вадик (Гарик Харламов) на собственной свадьбе высаживает за пару секунд предложенный закадычным другом Полкило (Миша Галустян) косяк и отправляется прямиком в загробный мир, где под мудрым, но пессимистичным взглядом представителя Абсолюта в лице Армена Джигарханяна пытается припомнить всю свою беспутную жизнь. Поочередно сменяются сцены бойкого детства с папой-алкоголиком, явно сбежавшим из неснятого фильма Кустурицы; службы в армии (привет, "Девятая рота"); беспутных девяностых, когда все зарабатывали, как могли (привет, "Бригада" и "Бумер"), а также в меру гламурного недавнего прошлого с легкими проездами по "Жаре" и "Питер FM". Попутно достается первому и второму "Дозорам", "Бою с тенью", "Дальнобойщикам", "Моей прекрасной няне" и Диме Билану. В ближайшем будущем, кстати, обещают "Самый лучший фильм-2", в котором свое отхватят и все остальные шедевры кинопроката и сериального зазеркалья.
Стилистика отдельных блоков соблюдена неплохо: Рай выглядит вполне по-голливудски, бандитская эстетика передана с трепетным вниманием к мелочам. Зато страдает ритм — некоторые моменты кажутся отчаянно затянутыми, другие проскальзывают со скоростью хорошо смазанных ужей. Такое же несогласие гласит и среди шуток, которые то взлетают до высокооктанового абсурда и безудержной гиперболизации, то рушатся в пещерно-сортирный паноптикум.
Воплощает все это безобразие на экране не менее пестрый состав: от бывших квнщиков и "камедиантов" до заслуженных Армена Джигарханяна и Валерия Баринова. В эпизодах же не без удовольствия мелькают Анастасия фон Колманович (потусторонний секретарь-диспетчер), Борис Моисеев (милиционер с ударной фразой), и Ксения Собчак (таки жрица любви) вместе с Дмитрием Нагиевым, Дмитрием Сычевым и Марикой. Отдельного упоминания заслуживает и триумф "гламурного падонка" Павла Воли в роли полисексуального певца Тимы Милана.
Да, не шедевр. Да, пошло и малоцензурно, детей и пенсионеров вести не стоит. Но лучше вот такое дело рук людей, неприкрыто кайфующих от процесса работы, чем ежевечерний заводной калейдоскоп с кривыми зеркалами, аншлагами, Максимом Галкиным и Михаилом Леонтьевым.
Где посмотреть "Самый лучший фильм" в Краснодаре?