"Монтана": Заштатное кино

Очередной "бандитский", простите, фильмец не скрывает основной задачи своего производства: сделать деньги. Есть и обертон — совместить полезное с приятным; он реализован съемками в Америке. Которая только в песне "гуд бай!", а на самом деле - отчего же и не поработать в условиях, гораздо более комфортных, нежели наши осинные. Да и стоимость билета с проживанием так естественно относится на счет бюджета картины…

Рассуждение обывательское, однако иного в голову не приходит. Поскольку авторы проговариваются сами уже в начальном эпизоде. Аннотация твердит о "Монтане — стране грез, синих горных озер", а ее, аннотации, клоны — о верности детской мечте как характерообразующем элементе личности Николая Уманского, центрального персонажа. Меж тем романтическая мечта двух сирых советских детдомовцев об этой самой Монтане, якобы увиденной ими по телеку, немедленно дискредитируется взрослым понятием "Клондайк". Пацаны реально хотят денег, а не путешествий с приключениями.

Однако авторы "Монтаны" — не теперешние молодые циники, строгающие "сериальные" сюжеты, замечательные полным и безоговорочным отсутствием морали и художества за их ненадобностью.
Сценарист Эдуард Тополь окончил сценарный факультет ВГИКа еще в 1965 году, участвовал в создании картин критического и осмысленного толка, которые не нужны были советской власти. Самая известная — "Ошибки юности" Бориса Фрумина — улеглась на полку в 1978-м; Тополь (как и Фрумин) эмигрировал в США, где стал беллетристом, снискавшим известность в перестройку. В 1995-м, как пишут источники, вернулся — точнее, живет на две страны. Понемножку работает в кино, но пока не очень успешно: "Красная площадь" по его же бестселлеру (2004, режиссер Рауф Кубаев); "У.Е." (2006, режиссер Александр Атанесян).
Александр же Атанесян, имея диплом филфака Тбилисского университета, в кино начинал как ассистент Сергея Параджанова в 1984-м, затем закончил режиссерскую мастерскую Романа Балаяна во ВГИКЕ (1989). Долгие годы был организатором кинопроизводства и фестивального движения (ММКФ), вторым режиссером; работал в документалистике и на телевидении, продюсером. Дебютировал в полнометражном игровом кинематографе как постановщик картиной "24 часа".

Понятно, что такой опыт и такой бэкграунд обоих авторов, вкупе со сборами в прокате атанесяновских "Сволочей" (по сценарию Владимира Кунина, другого бывшего советского сценариста и нынешнего автора бестселлеров) — десятью миллионами долларов, — теоретически понуждают к попыткам создать шедевр. То есть, фильм одновременно содержательный и кассовый. Столичный, а не провинциально-заштатный. Увы, в последние годы такое никому не удается, даже в варианте блокбастера или в случае очевидного кассового успеха. Большинство кинематографистов, что уже не раз констатировано, облегчили — или опустили? — себе задачу. Криминальная драма "24 часа", аттестуемая самим Атанесяном как "ремесленное кино", еще могла быть даже отмечена Национальной премией кинокритики и кинопрессы в категории "лучший фильм-дебют". То есть, представляла собой все же порядочное произведение. А вот "Сволочи" уже продемонстрировали готовность авторов урвать кассу, почти не заморачиваясь не то что художественными достоинствами, а прямой логикой.
В общем и целом, "Клондайк" вытеснил "Монтану".

Но не все так просто. О новом произведении господина Атанесяна не стоило бы и говорить, если бы не — благодаря возрасту и опыту авторов — наличествующие в "Монтане" осколки старорежимных представлений о настоящем кино.
Прежде всего, это замечательное авторов прекраснодушие. Их герой после второй ходки, уже на десять лет, остается таким же на лицо ужасным, добрым внутри, каким и был при ограблении банка. Именно в этом смысле чудесен Колян в исполнении Олега Тактарова: мужчина не настолько наивен, чтобы не подозревать подельников, но сущий Кандид во всем остальном.

Характер, кстати, вполне русский, лишь доведенный до гротеска. И Олег Тактаров блестяще справляется не только с образом наивного уголовника Коляна, но и с ролью наивного артиста. Ибо в "Монтане" его откровенно используют в качестве "бивня", эдакого куска мяса с практически нечленораздельной речью и невыраженной эмоцией. Меж тем, сорокалетний Тактаров, как сообщат знатоки, — неоднократный чемпион Европы и Азии по джиу-джитсу и самбо; работал инструктором по самообороне в отряде по борьбе с терроризмом; в начале 1994-го уехал в США, дважды выигрывал чемпионаты США по комплексным единоборствам, чемпион мира по боям без правил в тяжелом весе; окончил театральную школу в Лос-Анджелесе, снимался в фильмах "Президентский самолет" Вольфганга Петерсена (1987), "15 минут славы" Джона Херцфелда (2001), "Роллерболе" Джона МакТирнана (2002), "Плохие парни — 2" Майкла Бэя (2003) и в других; отец троих сыновей, почитатель Пушкина — реально, надо полагать, совсем не прост.
Или же у него гениальный менеджер, не знаю. Как бы там ни было, авторы останавливаются на варианте "примитивного" существа, почти одноклеточного. В итоге следить за Коляном интересно, думаю, только женщинам, предпочитающим схожий сексуальный тип. Не имею представления, сколько таких среди юных девушек, должных составить некую часть аудитории "Монтаны" — фильма, в принципе, мальчикового. Впрочем, вполне вероятно, что расчет опять на подростков исключил минимальную интеллектуальную нагрузку. Кстати, реклама "Монтаны" с лицом Тактарова висит у нас в метро встык с лицом Сталлоне в "Рэмбо-4" — примитивный ход "паровоза" и "вагончика" очевиден, однако ж Сталлоне никогда не ассоциировался с одними лишь безмозглыми кулаками…

И еще один след добропорядочного происхождения авторов — "второй план", контекст путешествия героя по Америке. Причем героя, не знающего английского языка. Колян попадает и сам провоцирует разнообразные бытовые ситуации американской повседневной жизни. Вот они — а вовсе не криминальная разборка или, так сказать, любовь — на мой взгляд, интересны в "Монтане".
И пусть подобные ситуации многократно описаны и уже превратились в штампы про одноэтажную Америку. Тут и вредная старушка, которая стучит на соседей, и оказывается, что ее бдительность не напрасна. Тут и фразочка заправщика "Я рад вам помочь, но бензина нет", первая часть которой в России просто немыслима. И сцена в автобусе, из которой ясно, что свобода нравов и власть правопорядка взаимодополняющие величины. Мы все это читаем по-своему. На фоне нашей действительности, усиленном криминальными телепрограммами, из "Монтаны" яростно выпирает, например, защитная по отношению к гражданам функция местной полиции и дружественный к людям стиль ее работы.
Конечно, насмотренная публика наблюдала это все сто раз в голливудских поделках, однако ж теперь "удивляется" увиденному даже больше "крейзи русского" на экране — ибо он не понимает, что они говорят, а ей переводят. И вот так (да еще в идеологических спорах двух эмигрантов о песнях, которые надо слушать) проявляется — думаю, совсем не случайно — и жизненный опыт, как минимум, Тополя и Тактарова, и "поучительская" нотка сценариста с режиссером. Все вместе дает шанс предположить: в картине подразумевалось "двойное дно" — нечто о патриотизме и о том, что обозначается расхожим слоганом "два мира — два кефира".

Не случилось. Может быть, поэтому сценарист в фильме означен как "Э.Т. Возмущенный". Уже в третий раз Тополь снимает свое имя с титров, поскольку, как говорит в интервью, изуродованы его сценарии. Трудно встать на чью-то сторону, не читая первоисточник — кстати, сценарий "Монтаны" писался Тополем по его же книге "Убийца на экспорт", — но результаты красноречивы (кроме упомянутого "У. Е. и "Монтаны", имеется в виду прошлогодний фильм "Ванечка" Елены Николаевой — сценарий Юлии Тополь по рассказу Эдуарда Тополя "Сумасбродка").
Известно, что в абсолютном большинстве конфликтов виноваты обе стороны. Мы знаем также, что книги Эдуарда Тополя — тоже не произведения для кучки высоколобых зануд. Хорошо, что теперь писатель сам взялся за продюсирование, и скоро должен выйти фильм — "социально-пограничная драма", — целиком ему подконтрольный. Вот и станет очевидна подлинная степень компромисса, на которую господин Тополь готов пойти ради прибыли.

Финал же "Монтаны" невнятен. Даже непонятен — кто там уходит от камеры по пляжу на горизонт?.. Полагаю, неопределенность намеренна. В полном соответствии с целями и задачами текущей эпохи, авторам желательно продолжение. Если с кассой получится, конечно.

Где посмотреть фильм "Монтана" в Краснодаре
Водоем-сердце, каменное море и голубые реки
4 октября, 11:12
Водоем-сердце, каменное море и голубые реки
Идем к Бадукским озерам в Карачаево-Черкесии самостоятельно
Жара и дожди
7 октября, 09:28
Жара и дожди
Какая погода ожидается в Краснодарском крае в начале недели
Стачки, ярмарки и дирижабли
2 октября, 18:30
Стачки, ярмарки и дирижабли
Что писали о Екатеринодаре шведские газеты середины XIX — начала XX веков