"Розыгрыш!": все начинается с детства

Некий мальчик-мажор Олег Комаров, идущий на медаль, получает тройбан по английскому и начинает мстить училке. В ситуацию неизбежно вовлекаются одноклассники и учителя с директором. "По ходу пьесы" мы видим также трех родителей.
Ситуация раскрашивается, как и положено, дружескими отношениями и любовными коллизиями. Есть девушка, с которой у парня "любовь", есть девушка, которая по нему безответно сохнет. Есть подчиненные мажору товарищи, появляется независимый соперник — претендент на место лидера в классе. Ну и так далее.

Продюсера Павла Лунгина как творческую фигуру представлять никому не надо. В связи с этим вот его проектом обычно напоминают/сообщают публике, что отец Лунгина, замечательный кинодраматург советской эпохи Семен Лунгин ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" и "Агония" Элема Климова, "Внимание, черепаха!" и "Телеграмма" Ролана Быкова, "Жил певчий дрозд" Отара Иоселиани, к примеру) написал сценарий фильма 1976 года "Розыгрыш", это был дебют в режиссуре Владимира Меньшова. Тот "Розыгрыш" стал лидером проката; теперь, в полном соответствии с хорошо известным нам трендом, продюсер Павел Лунгин решил напечь новых блинов на старой закваске.
Иронизирую чисто для текста, ничего принципиально плохого в римейках нет, важно качество поднявшегося на опаре, извините невольную перекличку слов, теста.
Интересно то, что первоначально фильм анонсировался как "Прикол". Вроде слово современное, заманит молодежь… Потом, видно, решили попробовать привлечь и родительское поколение — хоть кого-то из тех 33-х с лишним миллиона зрителей, которые старый "Розыгрыш" в юности считали прогрессивным фильмом.

Историю, очевидно, с самого начал задумали и негламурную, и не "жестяную", а — в старых традициях. Режиссером пригласили Андрея Кудиненко, известного в профессиональном мире постановщика полнометражной притчи "Оккупация. Мистерии" (2003), посвященной Белоруссии в годы войны. Умная, жесткая и высоко гуманистическая картина, созданная при поддержке Роттердамского фестиваля, оказалась запрещена к прокату на родине, поскольку трактовала оккупацию в духе, далеком от официального, фактически — противоположном. Что, собственно, было подчеркнуто уже в названии.
Затем Кудиненко, как большинство его коллег, попал в сериальную машину, но все-таки судьба вынесла его вновь в кино. "Розыгрыш" показал, что чутье и навык не утеряны. Главное — что авторы решились на вполне серьезный, без дешевых приколов, фильм.
И он получился совершено не занудным, а весьма бодрым. Скучать не дает, случаются как моменты подлинного сопереживания, так и поводы для смеха. Хороши актеры — Ирина Купченко, которой не привыкать играть училок, в роли завуча; Юрий Кузнецов, которому не привыкать изображать недалекого, несмелого, но доброго руководителя, в роли директора школы. Неожиданно пародийно гротесков, и тем не лжив, а точен, Дмитрий Дюжев — физрук. Всегда острая и запоминающаяся Евдокия Германова — мать Таи-лохушки.
Совершенно особняком стоит Дмитрий Харатьян, изображающий папу-олигарха, спонсора школы. У него иная нагрузка — не столько от режиссера, сколько от продюсера. Любимый зрителями артист связан в сознании аудитории с "Розыгрышем" Меньшова и призван послужить манком теперь. Новый "Розыгрыш" при этом можно назвать римейком, но точнее определить как фильм "по мотивам", поскольку история вышла за рамки чисто школьной и четко включена в социум.

Может, конечно, это теперь кажется, что прежнее школьное кино носило привкус продукта из запаянной колбы, но ведь акценты и сместились очень интересно. Харатьян, со всей его романтической психофизикой, у Меньшова играл сугубо положительного Игоря Глушко, антагониста главного героя. Теперь в роли Глушко — Иван Алексеев, известный в своих кругах как Noize MC, сочиняющий рэп и наделивший своего героя этим пока еще далеко не однозначно положительным в общественном сознании даром. А также — замечательной внешностью "настоящего человека", надежного и уже состоявшегося, обликом полноценной (а не подростковой) личности.
Подстать такому Грушко и Тая в облике Клавдии Коршуновой, далеком от хрестоматийного образа девочки "с принципами" и любовью к математике.
В подобном кастинге вообще-то больше сказано о тысячелетье на дворе, нежели в словах и сюжете. И в целом, повторю, сочетание продюсерского расчета и режиссуры дало вполне приличный результат на уровне "штуки фильма". Посмотрим, как отреагирует публика. Прежде всего, старшеклассники. Ведь именно им аккурат накануне смены статуса с "выпускник" на "абитуриент" (вариант для мальчиков — призывник) или "самостоятельная личность" как раз и предложено это назидательное произведение.

История про то, что называется нравственными ориентирами в жизни. Подлец ты или все же человек, пусть и ошибающийся? — Фильм ставит вопрос жестко, изобличая героев на всю катушку, поскольку ориентируется, как все взрослые, на недозрелое сознание и юношеский максимализм. А в придачу — на цинизм современных великовозрастных деток.
В этом и сила, и слабость картины. С одной стороны, сюжетная ситуация предельно открыта — с другой стороны, она предельно упрощена. Оскорбление (даже два) учительницы, предательство товарища и подлость по отношению к девушкам настолько грубы, что только полные инфантилы и недоумки могут сомневаться в моральной стороне обоих "розыгрышей" и вообще поведения Олега Комарова. Размежеваться с ним слишком легко. Полагаю, тоньше, интереснее было бы не столь явное нравственное уродство этого типа — чтобы зритель помучался, выбирая, на чью сторону встать.
Лучшие советские "школьные фильмы" были потоньше. Кстати, зимой, когда вышла "Исчезнувшая империя Карена Шахназарова про студентов советской поры, казалось, что ничего подобного фильмам Динары Асановой "Не болит голова у дятла" (1974) или "Ключ без права передачи" (1976) уже и быть не может. Ан нет, школьная тема возродилась, и создатели нового "Розыгрыша" не отрекаются от прежних достижений отечественного кино не только по родственным и/или коммерческим мотивам, что грамотно и приятно.

Однако до, скажем, того же асановского "Дятла" или "Доживем до понедельника" Станислава Ростоцкого (1968), или "Дневника директора школы" Бориса Фрумина (1975) пока не дотягивают. Во-первых, скажу еще раз, слишком очевидно и упрощено зло. Хотя, отдадим авторам должное, они таким образом показали реальность нашего времени, совсем иначе циничного и лицемерного, чем советское. (Кстати, они показали и чудовищно больной, беспомощный стыд детей за своих родителей — это редкий и сам по себе ценный мотив.) А кроме того, авторы попытались привести фильм к неоднозначному финалу: обрел Олег наказание или все равно победил — каждый решит для себя сам.
Во-вторых, слишком "разведены" персонажи. Типа если мальчик мажор, то у него никто не болеет в семье, если мальчик "настоящий" — у него семейная катастрофа, которая его и воспитала, а у девочки-"лохушки" мама — непременно тиран, добрый внутри. Если молодежь "золотая" — она из школы бежит прямо в заведение с боулингом, если нет — к завучу математикой заниматься. Так вылезает преднамеренность, заданность — она не дает соткаться атмосфере. Которая и брала за душу в старом кино: мы жили точно в такой же.
Какие-то удивительные сценарные проколы (а может, что-то было купировано на стадии съемок) приводят и к не совсем логичному поведению персонажей. Скажем, я не сумела понять, почему замечательная Тая уже после очевидного морального, пардон, краха Олега, отвечает его зову, забывая расчудесного Игоря? Поскольку мы абсолютно не знаем причин ее влюбленности в Олега (неужто прежде он был безупречен как человек?), первое, что приходит в голову, — корысть Таи: меркантильность или самоутверждение. Но ведь она совершенно по-взрослому буквально в этом же эпизоде отстаивает свое "я"…
Однако неточности и шероховатости искупаются нормальным и правильным от трезвого фильма ощущением: всем его персонажам — как-то не так, нехорошо. Даже папа одного из школьников, мужественный интеллигент, получивший шанс выправить карьеру и впредь не унижаться, и то не вполне счастлив.

И если вы тут начнете подозревать авторов в очернительстве, а меня в мазохизме, то напрасно. Вспомните лучше русский рэп, наследующий русскому року.

Где посмотреть фильм "Розыгрыш" в Краснодаре?
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы