В Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств открылась Первая краснодарская триеннале графики. В экспозицию вошли работы 105 художников не только из Краснодарского края, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Таганрога, стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Германии, Голландии, Испании, США. Представлены эстампы и оригинальные работы.
Тему выставки организаторы определили как "Дом, семья, культура", поскольку она предполагает изначальную ориентацию на традиционные ценности, присущие жителям Земли. Среди представленных работ пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и символические композиции, ностальгические образы городов (Краснодар, Санкт-Петербург, Харьков), разнообразие предметов, которые окружают человека в его повседневной жизни.
По словам одного из известнейших графиков Кубани Владимира Глуховцева, эту выставку ждали давно, поскольку последняя региональная выставка графики была в 1991 году. "За это время произошли потери в графическом искусстве. Например, в гравюре на дереве не появилось новых умельцев, ею с 1961 года в России занимается Михаил Верхоланцев. Активно проявляет себя такой жанр графического искусства как офорт: в последнее время появилось много достойных работ. Считаю, что Союзу художников надо воссоздать секцию графики. А данная выставка обзорная, но она полезна для графиков, работающих на периферии, для студентов и искусствоведов. Здесь мы видим и и инсталляции, и работы скорее из области декоративно-прикладного искусства, но это дает возможность переоценить границы графики", — говорит мастер.
Полярное мнение высказывает другой известный краснодарский художник Владимир Мигачев: "Конечно, "классические" техники графики должны развиваться, должны появляться молодые мастера, которые занимаются станковой графикой, ксилографией, офортом…. Но я рад, что графика расширяет свои границы. И не надо ей ставить рамки - искусство не остановить. В 90-х годах проблемой искусства стало то, что графика очень активно повлияла на живопись. Новые тенденции и отношение к материалу активно перешли в живопись. Сейчас иногда трудно расчленить графику и живопись. И это процесс обоюдный, поиски надо продолжать".
"То брожение в умах, которое переживал Краснодар в 90-е годы, сейчас поляризовалось: кто-то ушел в коммерческое искусство, а творчество остается достоянием небольшого числа художников. Сегодня мы видим, что графическим техникам привержены люди, которые хотят заниматься творчеством, искусством, которое понятно умному и интеллигентному зрителю. В современной социокультурной ситуации графика, не будучи столь востребованной на рынке, стала своего рода ковчегом культуры внутри актуального художественного пространства", — комментирует искусствовед выставочной площадки Татьяна Соколинская.
По мнению художников-графиков, в свете кризиса их работы станут только популярней, поскольку графическое искусство доступней живописи. "Хорошо, что к графике не вполне коммерческое отношение: это дает возможность художнику работать внутри себя, не думая о реализации продукта. Если смотреть по этой выставке, то здесь есть пространство самого художника, чего не наблюдается на живописных выставках, где пространство принадлежит зрителю. И это проблема", — считает Владимир Мигачев.
Группу столичных художников на Первой триеннале графики в Краснодаре представляет Московский Дом графики (проект И.П. Маковеевой), который занимается сохранением и развитием эстампа, литографии, ксилографии, линогравюры, гравюры на картоне, различных видов офорта. Большинство санкт-петербургских авторов включены в проект Центрального выставочного зала "Манеж" Санкт-Петербурга (куратор И.Л. Алексеева). Краснодарские мастера графики, наиболее многочисленные на выставке, работают в разнообразных техниках (офорт, пастель, акварель, смешанная техника).
"Те немногие краснодарские авторы, которые работают в техниках эстампа, сочетают глубокое знание традиционной технологии с технологическими новациями, которые предлагают нам XX-XXI века. Произведения украинских художников вполне близкие мастерам из Москвы и Краснодара. Художники из европейских стран представляют работы в смешанных техниках либо пастели. Предельное обобщение, сведение изображения к формуле, знаку позволяет им одинаково актуально использовать две художественные крайности - абстракцию и фотореализм. В целом большинство из представленных произведений тяготеет к традиционализму", — рассказывает Татьяна Соколинская. По ее словам, в диалоге регионального искусства с искусством столичным и западным, европейским есть амбивалентная работа двух взаимоисключающих тенденций: глобализации культуры и стремления к постмодернистскому разнообразию. Цель выставки — показать живой художественный процесс, различные направления от академизма до абстрактного неоэкспрессионизма, а также виды графических техник.
Посетить Первую триеннале графики можно до 30 ноября в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств . 1 декабря по итогам выставки будет представлен каталог графики. А следующую масштабную выставку этого вида изобразительного искусства здесь обещают провести через три года на Второй Краснодарской триеннале графики.