"ЛОпуХИ": уездная история

Безусловно, произведение кинокомпании "Каскад" (продюсеры Александр Иншаков, Юрий Шабайкин) – выдающееся в своем роде. Много видали мы тупых по мысли, беспомощных по исполнению, претенциозных по замыслу, третичных по форме и прочая, и прочая, и прочая киноединиц, но такого собрания всех этих достоинств под одной обложкой, кажется, еще не было. А если и было, то вытеснено памятью навсегда как депрессивное.

Истоки этого чуда – в относительно недалеком прошлом, которое приходится вспоминать все чаще, увы. На рубеже 80-х - 90-х годов в стране случился "кризис наоборот", откуда-то нарисовались просто океаны денег, и кино стали снимать все - ожидали зрителей миллионами, как в советские годы, и, соответственно, мгновенного обогащения. Тогда возникло множество мелких производящих компаний по типу кооперативов. Они, извините, наделали тучу фильмов (писали, что доходило до 400 названий в год, но точных сведений, полагаю, нет), среди которых десяток-другой можно было назвать этим любимым словом, а остальное представляло собой просто серую массу.
Между прочим, изрядное число и настоящих тогдашних картин, и полупрофессиональных поделок навсегда потеряны для истории: исходные материалы, негативы и копии ни в один архив не сдавались и уже невосстановимы, разве что найдутся случайно. Нынешний стыд (в этом равен гениальности) лишен смерти и забвения: будет болтаться на просторах глобальной информационной сети вечно.

Прошли годы. Все, кто следит за процессом, знают, что мы пережили последовательно крах производства отечественного кино, период убийственного малокартинья, опять жирное время увеличения числа выпускаемых фильмов и несколько лет заметного развития индустрии. А теперь пребываем в ожидании "ужаса 2010-го", когда – как все пугают – на афишах появится всего десяток-полтора отечественных названий, потому что вот уже год новых запусков при поддержке государства нет.
Поживем – увидим, придется ли нам смотреть исключительно "проклятую голливудщину" или же не только ее. Но вот на нынешнюю осень запланировано немало релизов – то есть, фильмов, которые появятся в прокате не когда-то вообще, а в уже определенную дату. И список этот открылся "ЛОпуХАМИ" режиссера Сарика Андреасяна по его же вместе с Алексеем Нужным и Леонидом Марголиным сценарию.

Съемки прошли примерно год назад, соответственно, подготовка началась еще раньше, об экономическом и системном кризисе тогда не думали, казалось – стоит свалить в кучу детали предыдущих успешных проектов, как из них сконструируется мощнейшая ракета, которая доставит создателей прямо к солнцу (читай: океану золота). Вот и взяли кавеэнщиков как бренд, пародийность как прием, идею "провинциалы в Москве" как проверенное точило для зубоскальства, бандитско-приключенческий окрас как моду, маленькую собачку как безотказный двигатель цепочки скетчей в нужных местах и лишний повод для забавы.
Украсить прокламируемую самодеятельность Евгения Никишина, Сергея Писаренко и Эндрю Нджогу (как указывают знатоки, все из команды КВН "Уездный город") позвали артистов Александра Баширова, Михаила Горевого и Дмитрия Нагиева, а девушка Надя Ручка из группы "Блестящие" выступила приглашенной звездой - манком для любителей подгламуренной попсы. Всем им для произнесения и исполнения (игрой ведь не назвать) выдали целую авоську старых шуток, ибо новых не придумали. Причем шуток глупейших – потому что вот ровно настолько уважают аудиторию.
Уж умолчим о том, что есть пародия (попытка пародии), а есть прямой плагиат – вроде "русского негра", откровенно стыренного из "Жмуриков" Балабанова. Кстати, все шуточки-обзывалочки в сторону персонажа Эндрю отвратительны особо – подсознательно расистские.

Получившееся тоскливое безобразие можно оправдать, с творческой стороны, одним: катастрофической неудачей режиссера-дебютанта. Поостерегусь говорить о бездарности – подождем знакомства хотя бы еще с одной его завершенной работой. На сайте Серика Андреасяна как готовый значится его фильм "45 см", но я такое название нигде не встречала. Однако интереснее другое: на том же сайте указано, что Серик – автор сценария фильма "Весенний перец" производства компании Art Pictures Studio Федора Бондарчука. Между прочим, режиссером "Перца" заявлен Константин Крюков, что должно, очевидно, оказаться режиссерским дебютом известного уже артиста.
Достаточно ли профессиональный он выбрал для своего дебюта сценарий? – вопрос. Или же мы опять видим тот типичный случай, когда съемочная группа и основа для работы подбираются по двум признакам: личной дружбы и прогнозируемой, заранее планируемой неспособности "творцов" возразить продюсерам? Правда, по некоторым сведениям, проект уже два года как подвис…

Вернемся к "ЛОпуХАМ". Можно попытаться объяснить их появление продюсерским расчетом: мол, соберут вот тучу денег, а победителей никто не посмеет осудить. Тем более, что дистрибьютором выступила уважаемая компания "Парадиз", известная своим благородным вниманием к кинематографистам, извините, армянской национальности. (В скобках отмечу, что авторитетный Выборгский фестиваль "Окно в Европу" - детище, в самой существенной степени, "Парадиза". Этот киносмотр только что закончился, и компания не предприняла ни малейшего телодвижения, чтобы предъявить "Лопухов" его участникам и гостям. Не рискнула. Совершенно правильно сделала.)
Но в ситуации кризиса люди стали меньше ходить в кино, а главное – публика наелась подобных примитивных зрелищ, особенно удручающих на фоне мощных импортных релизов этого лета. Таким образом, разумно объяснить появление "Лопухов" я могу только двумя "кооперативными" способами. Первый – крайний непрофессионализм. Второй – некие внекинематографические интересы тех, кто выпускает картину. В противном случае, получив столь бесталанный материал, они ограничились бы продажей фильма на третьестепенные телеканалы и DVD-релизом.

Нормальная западная практика. Так, между прочим, случилось и с другими "Лопухами" - режиссерским дебютом Александра Коршунова и Михаила Вассербаума, сделанным в 2004 году. Прошу не путать. Те "Лопухи" казались тогда небольшой, мягко говоря, творческой удачей – теперь, по сравнению с этими, вспоминаются как наичеловечнейшая история.

А нынешние "ЛОпуХИ" мнят себя большим долгоиграющим проектом, о чем свидетельствует и мощная прокатная поддержка (социальные сети, сайты, реклама и так далее), и слова "Эпизод первый" в подзаголовке. Но догонят они разве что жалкие рубли самых уездных лохов…

Где посмотреть фильм "ЛОпуХИ" в Краснодаре?

Как получить выгоду 20% за поездки в общественном транспорте Краснодарского края?
Сегодня, 10:01 Реклама
Как получить выгоду 20% за поездки в общественном транспорте Краснодарского края?
Пройдите тест и узнайте свой способ
«Нет ни одного поражения, которое навсегда»
26 ноября, 10:29 Реклама
«Нет ни одного поражения, которое навсегда»
Альфа-Конфа собрала более 1500 бизнесменов и стартаперов в Сириусе