Скромненько, но неглупо и со вкусом – таким может быть самый короткий отзыв о картине, которую я даже и посоветую посмотреть молодым людям, пребывающим, как говорится, в активном поиске. При этом "молодым" надо понимать как обозначение не столько биологического возраста, сколько психологического. Пока не определил, что ты есть на самом деле – что любишь/не любишь? что ценишь/презираешь? нравится ли лгать? готов ли предавать?, – ты еще не взрослый.
Героям фильма что-то около двадцати семи, и они представляют собой классический расклад интеллигентских российских (еще вполне советских) представлений об "М" и "Ж" – о мужчине и женщине, "предназначенных друг для друга". Он – преуспевающий брутальный "красавчег", не знающий преград ни в море, ни на суше (раньше были летчики и моряки, теперь – программист; Романа играет Григорий Антипенко). Она – робкая интеллектуалка, "добрая внутри" (не могу написать "на лицо ужасная", потому что Нелли Уварову в роли Вероники не смогли закошмарить так, как, допустим, Алису Фрейндлих в "Служебном романе").
Разумеется, они просто обязаны дополнить друг друга и взаимно погасить недостатки каждого: его невдумчивость в собственные бесконечные, если можно так выразиться, флирты; ее обреченность выйти за какого-нибудь сухого сухаря (хотя Тыр Тырыч, выставленный в картине постылым ухажером, очень и очень мил) или вовсе остаться синим чулком.
Тема, как вы понимаете, не нова; что придумывают авторы для ее нового поворота?
Алиса Хмельницкая и Александр Черных (работает сейчас на сериалах, известен специалистам картиной "Он не завязывал шнурки", 1997, а уважаем как соавтор сценария фильма "Астенический синдром" Киры Муратовой) взяли основой для сценария книгу "М+Ж" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак (2005) – наверное, популярную, раз фильму оставлено сие вполне "уборное" название. Мне прочитать ее не довелось, но подозреваю, что именно сценаристы превратили внутренние монологи героев в их разговоры с собственным отражением во всех мыслимых зеркальных поверхностях.
Прием весьма кинематографичный, очень выгодный, хотя поначалу и напоминает о шизофрении, – и достаточно неожиданный в данном контексте. Обыкновенно "перед мысленным взором" персонажи видят события в другом времени, иногда с обертоном – "невольной" демонстрацией зрителю гадкой человеческой изнанки. А здесь мы с приятным удивлением наблюдаем сугубо положительную сущность героев. Прекрасное знание ими правил морального поведения, даже – в пределе – их совестливость.
Поступки Романа и Вероники неловки относительно друг друга, как и происходит обычно в кино, но главное – герои "мнутся" сами перед собой, как почти всегда и бывает в жизни в подобных случаях. Ловелас не такая сексмашина, как представляется, и даже сам хочет вырваться из своей же колеи, да не знает, каким образом. А "влюбляющаяся только в писателей, притом – в мертвых" девушка вполне способна пожелать и настоящего мужского тела, признавшись себе в привлекательности даже пригожего, извините, полового партнера ("даже" – поскольку она ведь убеждена, что красота бывает лишь духовной; отсюда полшага до обратного: все привлекательное внешне – уродливо внутри).
И первая треть фильма, где авторы устраивают нам "квартет" персонажей, просто очень хороша. Реплики отличные (в частности, что-то вроде "Какие тебе нужны знаки свыше, чтобы решиться снять трусы?" – это робеющая секса девушка честно спрашивает себя), эмоции тонки, а главное – очень достоверны мысли и переживания, знакомые, мне кажется, всем абсолютно. В непритязательном стиле говорится о главной проблеме многих и многих людей – боязни любви и даже просто серьезных отношений.
Но самое существенное – все как-то без пошлости сделано. Вот Роман ловко привычно-наливает два бокала вина, пока Вероника в ванной, а сам с собой рассуждает в ключе "Оно мне надо?". Ситуация решается банальнейшим вроде образом, но авторам удается уверить нас: герой "сомневается" не потому, что девушка экстерьером далека от стандартной голопупой окаблученной блондинки, а потому, что чувствует личность Вероники.
Второе, что достаточно ловко сделано в картине, совершенно условной, но вполне убедительной в своей системе координат, – даже и назидательная демонстрация нескольких вариантов поведения женщин в период количественного преобладания мужчин и общей моральной свободы. Стратегия тут всегда одна из двух: мужчина как объект корысти или мужчина "сам собой", но вот тактика определяется каждый раз иными статями, возрастом, степенью стервозности и количеством ума у девушки.
Интереснее прочих в картине ситуация с Натальей – букмекершей (дальше читать только тем, кто уже видел картину), которая провоцирует в жизни Романа и Вероники некие совпадения, принимаемые ими за знаки судьбы. С одной стороны, она делает это ради наживы, но, с другой, объективно, – приводит их друг к другу. Коллизия не так проста, как решают герои, оставляя Наталью в одиночестве, скрашиваемом лишь сочувствием публики; мне как зрителю захотелось тут большего объема, что ли.
Вообще, фильм несколько теряет в глубине ровно с того момента, когда в нем появляется "детективная", расследовательская линия (а игра в отражения замирает). Мотивировки поступков становятся какими-то малоубедительными, а сам рассказ делается почти скороговоркой. Но не заставляет заскучать и совсем уж охладеть к достаточно милым персонажам.
Приглашение на главные роли артистов, прославившихся сериалом "Не родись красивой", следует признать довольно остроумным ходом продюсерской мысли (Рубен Дишдишян, Анна Меликян): с одной стороны – медийные лица и та же нехитрая мораль, с другой – новая история. Как бонус можно рассматривать белорусское происхождение Вероники – она все же столичная интеллектуалка, а не надоевшая всем, кочующая из картины в картину, жалкая российская провинциалка, стремящаяся к благам Москвы; и никакое высокомерие относительно Минска я не считаю уместным.
И Уварова, и Антипенко играют взросление героев очень незатейливо – ровно в той мере, в какой надо. И фильм, попадающий в нынче актуальную череду городских ласковых сказок (примеры вы помните сами), целиком отвечает собственному потенциалу: красивее, чем в жизни, как раз настолько, чтобы все добросердечные и стойкие шатенки слегка приободрились. А истинные (не путать с натуральными) блондинки им на минутку позавидовали.
Где посмотреть фильм "М+Ж" в Краснодаре?