Краснодарская скульптура "Собачкина столица", установленная в 2007 году на перекрестке улиц Красной и Мира, отметит два года в очередной день города. Она установлена по мотивам стихотворения Маяковского "Краснодар". Несерьезная бронза обрела популярность в городе и известность в интернете, но вызвала возмущение у историков и краеведов. В прессе "собачек" обвинили в безвкусице, неуместности расположения и антиисторичности.
- Если бы мы сберегли исторические детали быта, сохранили в образах достижения культуры, то к этому всему и памятник собаке был бы уместен. Но какой собаке. Была такая порода, крепостная. Были такие "други казачьи" во всех укреплениях. В ночь их выводили за ворота, и они чутко сторожили хозяев от неприятельских набегов, – отозвался в журнале "Родная Кубань" краевед Михаил Ткаченко. – Памятник всегда должен быть в честь реального народного явления, что вызывает благородный отклик, но никак не в память идеологического заказа, который выполнил в свое время Маяковский. Эти мопсики в нэпмановских нарядах никакого отношения к нашей истории не имеют.
Награжденная медалью "Радетелю Краснодара" автор и ведущая передач "Прогулки по Екатеринодару" журналист Марина Никишова неоднократно высказывала мнение, что "Собачкина столица" – китчевое явление, садово-парковая скульптура, которой не место в центре города.
Историк Виталий Бондарь в интервью "Российской газете" сказал: "На Екатерининской (нынешняя Мира) стоят собаки, хотя это символическое место. По этой улице въезжали императоры в Екатеринодар. Говорим о возвращении исторического имени городу и тут же воспеваем Маяковского, который в свое время приложил руку к разрушению памятника Екатерине. Я не против китчевой скульптуры, но ей место в парке, в локальном пространстве, не нарушающем общей композиции города".
Сам автор композиции скульптор Валерий Пчелин сообщил, что за спором вокруг "собачек" следит и еще раз готов разъяснить смысл своего произведения.
- Недавно журнал "Русский мир" назвал собак в числе самых странных памятников России, – говорит он. – Я везде повторяю, что это не памятник. У нас всегда были одни памятники, и люди по привычке принимают собачек за очередной из них. "Собачкина столица" – это игровая юмористическая городская скульптура, навеянная литературным произведением. Жаль, что планировка получилась пафосная: гранит, ступени. По моему замыслу, собаки должны просто идти по улице, среди прохожих. Но заказчик настоял на традиционной подаче.
От представления, что это очередной памятник, и идет непонимание: сразу вспоминают, что не таких надо увековечивать собак, у нас же на Кубани были сторожевые псы! Но в стихотворении, от которого была задача оттолкнуться, написано: мопсы, таксы, сеттера. Маяковский описывает тех собачек, которых увидел на улицах, а не за заборами. И увидел в 26 году, а не во времена расцвета кубанского казачества. У него нет сторожевых псов. У него есть город, в котором много милых домашних животных.
Я шел от того, что собаки во многом повторяют образ своих хозяев. Поэтому и делал потрет не собак, а их владельцев. Вышли на чинную прогулку самодовольные, сытые, по-нэпмански нарядные. Тут абсолютно нет идеи, что это собаки, которые должны охранять и защищать. Это благополучные, умиротворенные кубанские бюргеры, в лучшем платье, с котелком. Это изображение нас самих, изображение таких жизнерадостных обывателей, симпатичных, довольных, цветущих. Потому они и в одежде. Я мог бы поставить их просто собаками. Но я их одел, чтобы подчеркнуть второй план, чтобы было ясно – это не собаки.
Сторонники казачества и историки, конечно, эту скульптуру невзлюбили, потому что в ней нет ничего казачьего и потому что она по мотивам стихотворения неприятного им Маяковского. Если же не быть пристрастным к Маяковскому, то это был замечательный поэт и о Краснодаре он сочинил шуточное, незлое, лишенное политики стихотворение. Я иногда сомневаюсь в том, что критики читали само стихотворение. Никакого обличения в нем нет, Маяковский выступил наблюдателем. А мои собаки изображают праздную, южную радостную публику на прогулке, и это первый скульптурный проект в городе, не имеющий никакого отношения к идеологии".
Представившаяся Татьяной Анатольевной, продавец киоска, окно которого смотрит на "собачек", описала народное восприятие скульптуры: "Здесь только хорошая реакция. Нравится и нашим, и приезжим, и иностранцам. Вчера была группа из Америки – все в восторге. Один раз только ко мне подошел мужчина и назвал Маяковского пьяницей, а собак насмешкой". Татьяна Анатольевна рассказала, что скульптуру взял под свое шефство соседний магазин: уборщица моет ее каждый день. Накиданные монеты собирают дети и малоимущие. Посещаемость объекта "на глаз" Татьяна Анатольевна оценила в 200-300 человек в день, в праздничные дни – "не пробьешься".
Стихотворение Владимира Маяковского "Краснодар"
Северяне вам наврали
о свирепости февральей:
про метели,
про заносы,
про мороз розовоносый.
Солнце жжет Краснодар,
словно щек краснота.
Красота!
Вымыл все февраль
и вымел -
не февраль,
а прачка,
и гуляет
мостовыми
разная собачка.
Подпрыгивают фоксы -
показывают фокусы.
Кроме лапок,
вся, как вакса,
низко пузом стелется,
волочит
вразвалку
такса
длинненькое тельце.
Бегут,
трусят дворняжечки -
мохнатенькие ляжечки.
Лайка
лает,
взвивши нос,
на прохожих Ванечек;
пес такой
уже не пес,
это -
одуванчик.
Легаши,
сетера_,
мопсики, этцетера_.
Даже
если
пара луж,
в лужах
сотня солнц юлится.
Это ж
не собачья глушь,
а собачкина столица.
[1926]