Откровенно говоря, опасалась-ждала скандала в связи с появлением этой картины. Но скандала нет. Неужто наше общество внезапно стало настолько толерантно, что допускает разнообразие? Вряд ли. Скорее, не все гомофобы пронюхали о том, что в достаточно широком прокате – "Весельчаки". Или же аудитория стала настолько равнодушна, что не сподобилась на защиту своих замшелых идеалов в прессе. В любом случае, этот фильм – настолько же умный, даже хитрованский, насколько и грустный. Он подвергает каждого зрителя испытанию – человек ли ты? Хотя сам и дает ответ…
Картину эту надо посмотреть. Даже если вы вдруг, как абсолютное большинство сограждан, я уверена, не знаете слово "травести". Разве что в детстве ходили в ТЮЗ и аплодировали актрисам, довольно иной раз пожилым, которые играли мальчиков-пионеров. Они всегда были одеты в клетчатую свободную рубаху (чтобы скрыть грудь) и широкие штаны до колена на лямках серо-синего или коричневого цвета, а на голове имели то, что хочется назвать вихрастый парик. Это и есть травести (от итальянского travestire – переодевать); нынче кто ж помнит такие слова?..
Женщин же, которые наряжаются в мужскую одежду, равно как и мужчин, наряжающихся женщинами для исполнения какой-то сценической роли, так не называют. Я говорю только про обывательские именования, а не о профессиональных делах.
Дальше еще интереснее. Мужчин, которые решаются натянуть колготки, приспособить к себе лифчик, встать на каблуки и вот так выйти на эстраду, нынче немедленно обзывают нехорошим ругательством. Сами знаете, каким. Между тем, ни актеров японского театра НО, ни юношу нежного, актера же, из, например, "Гамлета" никто не подозревал ни в чем таком. Ни одному вменяемому человеку не приходило в голову заподозрить в нехорошем героев фильма "В джазе только девушки", или Дастина Хоффмана в роли Тутси, или Александра Калягина в роли тетки Чарлея. В то время как с аналогичными героями (героинями?) фильмов Альмодовара все, так сказать, сразу было ясно. Но кто такой Альмодовар огромная часть соотечественников, к счастью, понятия не имеет.
Преамбула эта необходима перед тем, как сказать, что весельчаки – это пятеро мужчин, которые выступают в клубных программах, изображая женщин. Они делают это не спасаясь от преследования или же из-за невозможности заработать иным способом, что косная аудитория еще готова была бы простить. Они существуют таким вот образом. С одной стороны, воплощая себя, с другой – спасаясь от комплексов, с третьей – в желании преодолеть мерзостность серых тягомотных будней легким и броским до избыточности шоу.
Каждый из них пришел в эту профессию – а четыре пятых фильма нам говорят только как бы о профессиональной принадлежности Розы, Фиры, Люси, Гели и Лары – по-своему. "Как бы" – потому, что никакого вставного номера-клипа, где мы бы в полном масштабе увидели их представление на подмостках, нет. Зато есть их номера и "появления" в бытовых интерьерах или родном пейзаже, хоть деревенском, хоть городском, есть обстоятельства прошлой и нынешней жизни – чтобы мы вдруг очнулись: да они вот так живут. И чтобы начали размышлять о таких вещах, о которых вряд ли задумывались прежде.
Например, как эти люди приходят к своему рисковому амплуа? А просто – Геля, например, стал примерять женское потому, что его мама была портнихой. А как им повседневно живется? – да так же, как всем. Вот у Розы есть дочь, воспитанная им с младенчества, пока мать пребывала в известной лечебнице, а потом основывалась в реальности до статуса нормального человека. Теперь женщина разыскала свое чадо (девушка уже работает чем-то вроде администратора в том же шоу) и умоляет папашу позволить им общаться, не ввергать в одиночество…
А могут ли они бросить сцену? Деревенский красавец Люся, который по юности словно утонул в Москве, вдруг совершенно было решился вернуться к родным полям и проселкам, да обнаружил, что дома у него больше нет. То есть, получается, что его семья – это его коллеги. И вот он опять весь в блестках и розовом…
Теперь перечитайте последние три абзаца – да это же обыкновенное закулисье самой обыкновенной жизни. Так что мы однозначно имеем фильм про актеров. Про людей. И повествование сюжетно строится совершенно обыкновенным способом. Пятеро мужчин собираются в кафе на встречу с журналисткой, которой и рассказывают каждый о себе, этот рассказ экранизирован зрителю (на самом деле, чуть сложнее, но схема такова). Герои, надо сказать, чрезвычайно эффектны, исполнители весьма и весьма артистичны, отменно пластичны, в эпизодах – сплошь звезды; диалог хорош, фабула выстроена более чем грамотно, даже прихотливо, финал… впрочем, о нем позже.
Автор идеи, сценария и режиссер "Весельчаков" – Феликс Михайлов, когда-то сочинявший скетчи для травести-шоу, а затем ставший постановщиком "Ледникового периода", "Цирка со звездами" и других программ Первого канала. Оригинальную музыку написал Андрей Данилко, сам, как известно, не чуждый страсти к подобного рода лицедейству – Верку Сердючку не забыли многие.
В главных ролях изумительный Виллэ Хаапасало, которого не нужно представлять, неожиданный Данила Козловский ("Гарпастум" и "Мы из будущего"), Алексей Климушкин (известный тем телезрителям, кто смотрит сериал "Универ") и Иван Николаев (сериал "Клуб" и ужастик "С.С.Д."), а также Павел Брюн, некогда и танцовщик, и музыкант, и много что еще, а тут превосходно дебютирующий как киноактер.
С ними интереснейшая компания из Ренаты Ливиновой, Евгении Добровольской, Маши Шалаевой, Ингеборги Дапкунайте, Натальи Иохвидовой, Алены Бабенко, Александра Мохова, Андрея Руденского и других – и, право, тут немало потенциальных лауреатов наград за лучший эпизод: артисты обоих полов отрываются и зажигают с видимым удовольствием, поскольку даже опереток отечественное кино уже давным-давно не снимает.
И все бы замечательно, да ведь мерзопакостное слово мерцает за/над всем этим кабаре, всеми обстоятельствами, всеми париками, накладными ресницами и ногтями, юбками-горжетками немыслимых цветов. Эти райские птицы огромного роста олицетворяют собой то, с чем, повторю снова и снова, никак не способна мирно существовать определенная, очень мягко говоря, часть нашего народа, – инакость. В Европе и Америке тоже не все просто, но там все же гораздо, гораздо терпимее люди к братьям и сестрам своим.
А наши люди не желают соображать ничего. Ни вспомнить, как одевались лица мужского пола мушкетерской эпохи: чулки да банты. Или взять пудреные парики и намасленные косички как часть морской формы при Петре Великом. Ни о том подумать, что феминизация в прошлом веке, порожденная, в частности, массовым уничтожением мужчинами мужчин, имеет самые разнообразные последствия. Или же пустить в голову мыслишку о природе, которая не считает противным самцу украшаться-прихорашиваться ради самки, а уж что случаются и экстремальные в человеческой стае, далекой от птичьей, девиации – так разве ж вам милее человеки в футлярах? Или хоть почитать о разнице между трансвеститами, транссексуалами, гомосексуалистами и педофилами с маньяками. И поверить раз в жизни медицинской пропаганде: ВИЧ-инфицированные – не зараза.
Нет, все в кучу, все подозрительны, значит – всех оскорбить, и лучше всего – убить. Вот и выходит четверка мужиков – из тех, кто считает себя народом-богоносцем – стенкой на четверых… да тоже, представьте себе, коли дело до драки, мужиков, хоть и в юбках с перьями. (С пятым отдельная история, тончайшим образом прописанная и исполненная; не хочу сбивать ваше волнение.) Тем более мужиков, что за честь свою человеческую готовы побороться.
Но они по определению физически слабее: артистические же натуры. Так и уничтожает серая неразличимая тупая сила изысканно-пеструю разноцветность. И кому от того, что уменьшилось в мире цвета, стало лучше?..
А еще травести, как и указано в преамбуле к фильму, есть род юмористической поэзии. В ней "поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что содержание облекается в несоответствующую характеру форму… Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической".
И даже трагической, дополним мы теперь словарь.
Где посмотреть фильм "Весельчаки" в Краснодаре?