"Рождественская история" Диккенса экранизировалась почти семь десятков раз, но в нашей стране гораздо менее популярна, чем даже стишок "Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал…"; собственно, и Рождество у нас пока не сильнее Нового Года. Прокатчики во всем мире пустили фильм на экраны больше чем за месяц до 25 декабря, полагая, что близкий ожесточенный предпраздничный шоппинг поглотит кошельки людей и кошмары старого Скруджа останутся без всякого внимания.
А было бы жаль. Поскольку компания Walt Disney Pictures, соединив в новом проекте классическую историю, замечательного режиссера Роберта Земекиса ("Форрест Гамп", "Кто подставил кролика Роджера?", "Назад в будущее", "Полярный Экспресс", "Беовульф") и технологию 3D, в которой он работал на двух последних из перечисленных проектах, достигла замечательного результата.
Чем отличается этот фильм от аналогичных, созданных в технологии "цифрового захвата" (motion capture), которая позволяет создавать на экране анимационных героев, повторяющих мимику и пластику известных актеров? – Классической основой, которая была придумана вовсе не ради эффектов, а ради смысла, и это чувствуется. Тем, что обычная "голливудская" нравоучительность здесь легко прощается, ибо освящена сразу двумя основополагающими понятиями: Рождеством и Диккенсом. Режиссурой выдающегося мастера, которому главное – вовсе не трюк, а образ. Однозначно человеческой, а не зверушечьей/кукольной/человекоподобной историей. И тем, что привидения и ужас реально страшны, что редкость в анимации.
Мне кажется, фильм – один из первых, где объем преодолен как технико-технологическая фишка и стал выразительным средством (далеко не сразу таковыми стали звук, цвет, широкий экран). Здесь объем дает эффект присутствия, столь важный для зрителя, которого незаметно-очевидно подвигают к правильному поведению. С одной стороны, викторианский Лондон и призраки, далекие от нас, но с другой – костлявые руки тянутся к твоему горлу, прозрачные, но страшные цепи грозят заковать и тебя.
Компьютер дает эффект вездесущей камеры, которая пролетит через дырку от кренделя и подглядывает за тобой из-за дверного колокольчика: Всевышний (твоя совесть?) видит все, тебе никуда не скрыться, а объемность вещей и персонажей добавляют убедительности зримому. Объем словно меняет масштаб и самого зрителя: уж сколько раз нам показывали в сказках внутренность часового механизма – но только тяжелые трехмерные зубцы этих шестеренок обеспечивают эффект неумолимой машины времени, готовой равнодушно раздавить тебя, грешного.
Быть может, отвратительные тельца двух уродов – Невежества и Нищеты на огромном циферблате впечатлили бы нас и без всякого 3D, но в такой технологии образ стал особо убедительно-актуальным и неоднозначным: кто сильнее? кто/что движет ход событий?.. К острым ракурсам и меняющимся масштабам, конечно, уже не привыкать – но здесь трансформации людей и частей тел, будто они сняты сверхшироким объективом, виртуозны и осмысленны (каждый жест легко описать-объяснить отдельно); прием, как и невозможная "по жизни" точка зрения, работают в высшей степени выразительно.
Едва ли не самый эффектный кадр – ночь перед Рождеством: Скрудж выглядывает в окно, а там летают неуспокоенные призраки примерно в таком количестве, как носятся машины в пространстве "Пятого элемента". Спасибо еще, что Земекис не заставил все эти привидения, с бестелесной фактурой, похожих на полупрозрачных рыбок гуппи, плавать над нашими головами. А вот снежинки – заставил, и этот самый простой эффект вызывает наибольший и искренний восторг публики.
Отлично сделана звуковая партитура фильма, и даже дубляж не раздражает – за приглашение Александра Филиппенко на роль Скруджа отдельное спасибо.
Лишь одна идея удалась Земекису не вполне. Из трех призраков, которые демонстрируют Скруджу его прошлое, настоящее и будущее, только два очевидно вписаны в его горячечное воображение: Свеча и Тень, а Рыжий хохотун из "сегодня" несколько повисает без земного объяснения. И еще: для всех троих основой послужил один и тот же Джим Керри, но лишь глядя в "лицо пламени Свечи" об этом можно догадаться. Между тем, это смыслообразующий момент.
И еще. Не могла студия Disney удержаться и не заставить этого Скруджа сбивать лбом череду сосулек или влетать в трубу, будто какого-нибудь Скруджа Мак Дака; впрочем, классических, но уже и стандартных трюков не так и много – или же они столь хорошо вписаны в сюжет, что не выпирают.
Технология 3D – новая степень могущества не только автора, но зрителя, вот почему публика бежит в залы, где выдают тяжелые очки, от которых на носу еще два часа остается отметина. Летающие герои, потусторонние силы, разверзающиеся пространство и время подспудно намекают на иные измерения, которые скрыты от нас, – но ведь только до поры…
"Рождественская история" Земекиса, безусловно, взрослый фильм. Не только потому, что маленькие дети реально пугаются, подростки нервно хихикают, дяденьки в расцвете лет (я наблюдала) застывают с не пережеванным попкорном в зубах. Фильм этот по смыслу для тех (сейчас о соотечественниках говорю), кто сдался призраку капитализма и ведет себя как скупой, но далеко не рыцарь. И финал вовсе не розовый: Скрудж не переродился в щедрого, а сошел с катушек от страха за свою шкурку. Правда, тем, кому он невольно помог, мотивы благодеяния совершенно неважны.
Осталось сказать, что в русскоязычном кино нынче тоже есть рождественская история – фильм "Мелодия для шарманки" Киры Георгиевны Муратовой. Совсем с другими эффектами, с другим объемом. Потрясающая до слез, гораздо более страшная и пессимистичная, нежели фильм Земекиса, собравшая уже множество призов на фестивалях и заведомо не коммерческая. Компания ЛеопАРТ обещает ее в прокате с 25 февраля.
Где посмотреть "Рождественскую историю 3D" в Краснодаре?