21 декабря в Москве объявили лауреатов Национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" за 2009 год.
Уже только слепоглухой не знает, где находится наша киноиндустрия вместе с нашим киноискусством: совместными усилиями творцов и государства при "бескорыстной" помощи скачивателей фильмов из торрентов и под хищное потирание пиратских волосатых ручищ процесс фактически встал. "Пленку" в аппарате кинофабрики заело, и на сей момент прогнозы всех без исключения специалистов самые мрачные.
Отрасль, которая по определению не может не быть технологичной и финансовоемкой, по этим двум позициям развивается плохо/не развивается вовсе, и в наступающем году, если не будет найден – процититрую находку безымянного референта одного из прошлых лидеров нашей страны – ассиметричный выход, она скукожится совсем до позорного минимума.
В 2009-м доделывалось то, что было запущено в производство два-полтора года назад; это же выходило на экраны/не выходило/не везде выходило. Критикам же, как судебным приставам, пришлось осмотреть все наличное имущество – ровно сто игровых полнометражных картин. Сто шесть моих коллег приняло участие в первом туре голосования, затем Экспертный совет определил из номинантов лауреатов.
При том, что по части самого высокого киноискусства особых прорывов нет (ждем 2010-го – "Историю Арканарской резни" Алексея Германа и "Фауста" Александра Сокурова), лучшими критическим сообществом признаны серьезнейшие драмы диагностического толка – не удивительно, ибо в репертуаре года самыми значимыми оказались фильмы о сумасшедших, врачах, милиционерах и беспросветно одиноких; часто – все сразу. И даже пара-тройка исключений – все равно повествования мировоззренческого и социального толка. Картину жизни наше лучшее кино рисует честно-беспощадную – до ужаса.
На "Белого слона" в главной категории "лучший фильм" претендовали "Волчок" Василия Сигарева, "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" Андрея Хржановского и "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова. Победил первый – острая по форме и нерву патологическая история смертельной зависимости малолетней дочери – дичка, "волчка" – от матери-"волчицы", похотливой и несчастной. "Волчок" также назван лучшим дебютом.
В режиссерской номинации отмечен Алексей Балабанов за "Морфий". Лучший сценарий – "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева. За операторское искусство награжден Алишер Хамидходжаев, снявший "Сказку про темноту" Николая Хомерики.
Владимир Гудилин и Юрий Фоменко взяли "Белых Слонов" как лучшие художники за "Стиляг" Валерия Тодоровского; Олег Костров, Андрей Самсонов, Айдар Гайнуллин, Виталий Лапин – за музыку к фильму "Кислород" Ивана Вырыпаева.
Актерские награды распределились так: Наталья Негода ("Бубен, барабан") и Олег Янковский ("Царь" Павла Лунгина) – за главные роли; Анна Михалкова ("Сумасшедшая помощь") и Борис Каморзин ("Сказка про темноту") – за роли второго плана.
Лучшим зарубежным фильмом российского проката выбрали "Бесславных ублюдков" Квентина Тарантино (дистрибьютор – компания UPI).
Специальная премия имени Мирона Черненко досталась Андрею Хржановскому. Среди анимационных работ выделилась "Пудя" Софьи Кравцовой – детское, по рассказу Бориса Житкова, из дореволюционной жизни милое ретро, даже странное на фоне прочих лауреатов.
Особенно рядом с картиной Алены Полуниной "Революция, которой не было" – лучший документальный фильм – о тех, кто предъявлял себя в 2007-м как оппозиция власти, о лидерстве и отступничестве, о подполье и тюрьме, морге и церкви, которым всегда особое место в российской душе и характере. И рядом с картиной Павла Бардина "Россия 88", посвященной неонацизму, – она удостоена специальной премии как "Событие года".
Прошу заметить, что три последние фильма показываются только на фестивалях. Уже одним этим многое сказано о кинематографе нашей страны. И выбор фиктивен: либо забыться с морфием, либо бить в барабан.