В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицина прошел проект "Тибет – Крыша мира", включавший уникальную фотовыставку "Мудрость и страдание", посвященную духовному лидеру буддистов Далай-Ламе XIV, кинофестиваль "Драхма без границ" и построение мандалы "Зеленая Тара". Краснодар также посетили тибетские монахи древнейшего монастыря-университета "Дрепунг Гоманг". Проект работал в Краснодаре до 20 апреля и завершился церемонией разрушения мандалы, после чего "Тибет – крыша мира" отправился в Пермь.
Перед началом работы проекта с прессой встретились его организаторы и участники: генеральный директор КГИАМЗ Андрей Еременко, куратор проекта Татьяна Лютович, старейшина монастыря "Дрепунг Гоманг", верховный Лама Калмыкии Телу Тулку Ринпоче.
Чем для вас является проект "Тибет – крыша мира"?
Андрей Еременко: Для нас очень важным событием является открытие этой выставки. Очень бы хотелось, чтобы было правильное понимание – это не политическая акция, а демонстрация среза культуры. Буддизм является третьей традиционной религией России - с 1741 года с указа Елизаветы Петровны буддизм был признан государственной религией. Традиционно для России центрами компактного проживания людей, которые исповедуют буддизм, является Калмыкия, Тува, Бурятия и дискретно – почти по всей территории России.
Для нас проект, который показавает культуру в данном случае буддистской религиозной миссии, является важным знаковым событием. Мне бы очень хотелось, чтобы мы понимали главный постулат, свойственный для России, это ее поликонфессиональность, в разнообразии мы все едины. Выставка как явление, я уверен, будет интересна как краснодарцам, так и жителям региона.
Какова цель проекта "Тибет – крыша мира"?
Телу Тулку Ринпоче: У нас есть прекрасная возможность в течение 6 дней постараться построить мандалу и предоставить ее вашему вниманию. Основной нашей целью является не продвижение своей религии. Так случилось, что в России буддизм является одной из основных религий. Буддизм не является чем-то монолитным и единым, он делится на несколько уровней: буддизм можно рассматривать с точки зрения философии, с точки зрения религии, с точки зрения логики, с точки зрения культуры. И одним из подразделений является Буддизм как академическое знание. Сегодня мы хотим представить Буддизм с точки зрения культуры, то есть вашему вниманию в процессе строительства мандалы будет представлен не просто рисунок или ритуал, а целая линия преемственности, которая берет свое начало в глубине веков, которая передавалась от учителя к ученику, и таким образом вы сможете ее лицезреть. В Буддизме говорится о том, что мандала является предметом медитации, то есть своеобразной практики.
Величие России заключается в том, что здесь присутствует огромное количество национальностей, множество религий. И они мирно сосуществуют. Калмыки пришли более 400 лет назад в Россию. И таким образом получилось то, что вместе с приходом калмыков пришло наше верование – буддизм, но если взять в процентном соотношении, то исповедующих буддизм в России очень мало.
Если бы мы жили закрытым обществом, то возникли бы большие проблемы с точки зрения межнациональных связей. Поэтому главной целью нашего визита является открытие диалога для лучшего понимания между нашими культурами.
Чему посвящена мандала?
Телу Тулку Ринпоче: Процесс построения мандалы посвящен тому, чтобы процветал мир на земле, чтобы не было воин, чтобы не проявлялись болезни, чтобы все жили мирно и счастливо. Я постоянно говорю, что межкультурное проникновение способствует тому, чтобы разные народы и религии проявляли больше уважения друг к другу и больше друг друга уважали.
Мир на земле не может возникнуть подобно дождю, мир возникает из нашей души, нашего внутреннего состояния. И каким образом мы можем достигнуть этого состояния? Только путем диалога, путем обмена мнениями. В контексте всего вышесказанного мы и приехали к вам. Мы приехали как соседи, чтобы показать свою традицию, культуру и веру. Мы хотим выразить благодарность городу и всем, кто организовал нашу выставку. В буддизме нет традиции миссионерства, но с другой стороны, если кто-то просит приехать и оказать помощь, мы всегда приезжаем. Если у людей есть желание узнать о нашей культуре, то нашей прямой обязанностью является помочь им и показать нашу культуру.