Известный пианист Денис Мацуев отыграл свой концерт в Краснодаре при полном аншлаге. Перед самым выступлением Денис Мацуев рассказал о запахе Краснодара, цене на классическое искусство и Чемпионате мира по футболу.
Вы уже успели почувствовать запах города?
- О, вы знали! Я падок на запахи. Я уже играл в Краснодаре, года 3 назад. В прошлый раз мне очень понравился ваш город. Он со многим связан для меня. Во-первых, это люди. Леонард Гатов и Георгий Гаранян – я до сих пор не могу прийти в себя от гибели последнего. Если я играл джаз, то только с Гараняном, у нас был отличный дуэт. Я – классический музыкант и он – сакс-символ. Поэтому его cмерть стала личной трагедией для меня. Потрясено было и все джаз-сообщество. Последний наш концерт состоялся за 5 дней до его гибели, в Кисловодске. Поэтому во многом Краснодар у меня связан с памятью об этом человеке. С другой стороны, Краснодар для меня – город, через который в детстве я всегда ехал на море. Помню стук колес, под него изогнутые деревья за окном становились все прямее, а потом их сменяли кипарисы.
Я приехал в Краснодар всего 20 минут назад, уеду через 3 часа. Но чувствую, что город пахнет мне теплом и цветами, так же, как и раньше.
Что услышат на концерте краснодарские зрители? И почему именно эти произведения?
- Я включил в концертную программу произведения Шуберта – Сонату ля минор, сочинение 143; Бетховена - Сонату 23 фа минор ("Аппасионата"), сочинение 57; Шесть поэтических музыкальных картинок, сочинение 3, Сонату ля минор, сочинение 7 Грига и "Мефисто-вальс" ля мажор Листа.
Что касается критериев подбора произведений, то здесь все просто. Во-первых, я очень люблю это музыку. Во-вторых, именно сегодня, этим вечером, я люблю эту музыку больше всего. Да, программа, которую я буду сегодня играть, очень много раз переиграна всему свету. Это действительно романтическая программа. Но я ее люблю. Соната Бетховена – самая огненная, самая дьявольская, самая темпераментная. Григ – удивительное произведение по красоте, по тонкости. То произведение, которое я играю более 20 лет. Я его обожаю и с удовольствием все это сыграю у вас здесь.
На чем вы будете играть?
- На рояле "Ямаха", с которым меня связывают очень добрые отношения в течение многих лет. В 98 году я играл Чайковского именно на "Ямахе". Отдельно могу сказать о настройщике. Он ездит со мной много лет. И он столь же романтичен, как мой рояль и сегодняшняя программа. Это важно.
Вы известны, как любитель футбола. Следите ли вы за Чемпионатом мира в ЮАР?
- Да, конечно. Правда, это достаточно больно – смотреть его без нашей сборной. Поэтому я смотрю только красивые матчи. К сожалению, их мало. А ведь футбол – это искусство. Вот, например, матч Испания – Португалия. Я смотрел его после концерта. И мне хотелось бы увидеть больше спектакля, больше представления… Но давайте не будем дальше про футбольные перипетии. Мне еще нужно настроить свой рояль, "поговорить" с ним перед концертом.
Какие у вас отношения со славой?
- Вы знаете, я особо не воспринимаю слово "слава". Родители очень приятно сориентировали меня еще в детстве: если мне говорят какие-то приятные вещи, у меня в одно ухо влетает, в другое – вылетает.
К тому же, быть классическим пианистом в нашей стране достаточно непросто. Вы понимаете, бороться просто с огромным объемом шоу-бизнеса, который захватил всю нашу страну и "добивает" публику. Зрителю, слушателю - им сложно понять, что походы на концерты классической музыки полезны. Воспитание и постоянный контакт со слушателем – я стремлюсь именно к этому. И моя публика это ценит.
Поэтому слово "слава" – это приятно. Но я не воспринимаю ее, как лично свою. Это слава всего моего поколения, которое считалось "потерянным" в 90-е годы.
Ваш приезд к нам – это настоящий аншлаг. Билетов не достать. Ни по их количеству, ни по цене.
- Я всегда интересуюсь у организаторов ценой на билеты, особенно в небольших городах. Мне важно, чтобы пришла "моя" публика – врачи, учителя, библиотекари. У вас здесь билеты от 400 рублей – вполне подъемно, мне кажется. Что касается количества мест, то мы тоже делаем все возможное. Доставляем стулья к рядам. А что еще сделать можно?
Цены на билеты в столице совсем другие. Но там число самих концертов больше, ко мне легче попасть. Однажды ко мне подошел перекупщик и предложил мне билет на концерт Мацуева за 50 тысяч рублей. "А кто он такой?" – усмехнулся я. "Вот такой парень!" – ответил перекупщик.