"Какие теперь супостаты? Всех перебили… поторопились…" – вздыхают три бывших богатыря не то в отпуске, не то на досрочной пенсии. Но тут же, по всем законам правильного повествования, из тревожно сиреневого марева возникает силуэт черной птицы и узкая рука высовывается из–под балдахина…
В четвертом фильме про защитников Земли Русской зло идет от женщины – Шамаханской царицы (появившейся аккурат из пушкинской "Сказке о Золотом Петушке", вспомните также мотив "Я ль на свете всех милее…"); на все она способна, да только с возрастом справиться не умеет – потребны ей молодильные яблочки. Коварство царицы – враг русского народа; противопоставить же злу мы можем только силушку – чистую и совокупную, всех трех богатырей…
Цикл полнометражных анимационных фильмов с богатырскими (якобы фольклорными, а на самом деле целиком нынче придуманными) историями завершился. Имеет смысл вспомнить, как шло дело.
В декабре 2004 года состоялась премьера фильма "Алеша Попович и Тугарин–Змей" Константина Бронзита. Бронзит, по ту пору уже очень известный режиссер сугубо авторского анимационного кино, собравший гору призов десятка–другого международных и отечественных фестивалей, впервые в своей карьере создал полнометражный "коммерческий" мультфильм. Забавно, что еще года за два до того он говорил, что работа над таким видом кино ему представляется скучной: мол, прием найден и растягивать его на полтора часа… зачем?
Премьера показала, что Бронзит в целиком фабричный продукт сумел внедрить лирическое начало – несмотря на очевидную, хотя и вовсе не криминальную, подражательность американским образцам жанра. (За образ говорящего коня Юлия, как бы содранного со шрэковского Осла, горячие и нетерпеливые критики, штатные и любители, фильм нещадно тогда ругали.) Картина вышла гигантским по тем временам тиражом 240 копий – в один день с "Суперсемейкой" и "Полярным экспрессом". Кто их помнит? Почти никто.
А вот героико–комедийная былина про поповского сына Алешу и его друзей, которые отправились народное золотишко, доставшееся Тугарину-Змею, выручать, не забылась. Почему? Причин две. Первая: достоинства самого фильма. Вторая: у русского народа, как известно, богатырь не один. Но и врагов много. Словом, хватило на целый цикл – а любой цикл работает не сложением величин, а их умножением.
В 2006–м появился "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" Ильи Максимова, годом позже – "Илья-Муромец и Соловей-разбойник" Владимира Торопчина. И вот нынче "Три богатыря и Шамаханская царица" Сергея Глезина. В итоге доказана принципиальная штука: отечественная тема способна привлекать зрителей не меньше, чем универсально–голливудские сюжеты. Не вдаваясь в финансовые обстоятельства производства и проката четырех частей цикла (с годами, понятное дело, ситуация здорово менялась), отметим: "Илья Муромец…" – первый отечественный мультфильм, который окупился в прокате.
Победа была обеспечена и самой сериальностью, и точно осознанной стилистикой самих картин (полагаю, плод настоящего коллективного ума и творчества). Вроде ничего хитрого: старые былины на новый лад, да выглядело это свежо – по факту, по концепции, по картинке. С середины 50–х не было у нас интерпретаций русского фольклора на экране. Тогда богатыри возникли в классических просветительских картинах "Союзмульфильма" с их тяжеловесной эстетикой, чтобы смениться на тридцать лет "сказками братских народов", а самим остаться васнецовской картиной в "Родной речи" и на конфетных коробках.
Тут возникает тема патриотизма. Фальшивая советская "любовь к родной истории и стране" выражалась в правительственных концертах с тамошними выступлениями монументальных певиц, псевдонародных хоров и таких же плясок с акробатическими элементами (вариант: ансамбль "Березка": плавность, сарафаны, русые косы, французская тушь на ресницах). Профессионализм всех поражал изощренностью – смотреть, простите, было тошнотворно.
К середине 2000-х а ля державный рюсс вместе с государственнической идеологией опять стали насаждаться, засилье американского кинопродукта и транслируемого им простоватого мировосприятия уже изрядно надоело, сам же народ начал потихоньку осознавать, что его в очередной раз сильно надули. Анимационные богатырские истории, счастливо интерпретировав национальный миф "Мы, русские, может, и глуповаты, но невероятно сильны, а правитель наш… сами знаете, каков", не могли не стать популярными.
И не говорите, что это детские фильмы. В детских не отсылают к отечественной и зарубежной киноклассике и попсе. Не обсуждают "новых русских", происхождение первоначального капитала и прочий разбой. Не шутят на рискованную "пасхальную" тему ("пасхальный" в данном случае – связанный вовсе не с Пасхой, а с тем, что ниже пояса у мужчины), впрочем – совершенно прилично и вполне остроумно.
В целом, богатырская серия сложилась как ярко выраженное классическое интеллигентское произведение: пафос "пейзажа", событий и главных героев снижен иронией, иной раз более тонкой, чем площадной анекдот, но не горькой, а веселой. Ирония и насмешка на самом деле скрывают очень глубокий патриотизм и даже тоску по нормальной родине–стране, которая у нас осталась, действительно, разве что в отдельных дореволюционных мемуарах, старых фотографиях и бардовской песне.
Есть, правда, условие для смотрящего: надобно использовать свой интеллект и непредвзятость. Тогда вы получите полное – а не детское – удовольствие от всех намеков и шуток: речевых, изобразительных и повествовательных. Скажем, только так можно правильно оценить образ бессловесного ослика Моисея.
И все бы хорошо, да не скоро сказка сказывается. Пока СТВ и "Мельница" переживали кризис и недофинансирование (даже полнометражная анимация не может пока в нашей стране обходиться без господдержки), случилось страшное. Во–первых, зрители, как дети сущие, рванули на 3D – тут создатели "Трех богатырей…" вывернулись: написали крупно на афишах "Не в 3D", чем подтвердили свою индивидуальность и креативность. Во–вторых, что хуже, публика вообще отказала в доверии российскому кино, и сборы от него свалились в неприличную пропасть. Тут уже одним скорым остроумием ничего не поправишь.
А главное оказалось совсем не в кинематографической сфере. В последние полгода разгулялась нечистая сила: летние пожары, снова частые убийства на так называемой экономической почве в городах и станицах, битье журналистов, спровоцированные национальная рознь и массовые беспорядки, гибель людей из–за неубранного снега, беспредельное издевательство над народом в столичных аэропортах, неправедные приговоры... В результате резко изменилось самочувствие общества. О каком патриотизме сейчас можно говорить? Да ни о каком…
Казалось бы, прокатные результаты "Трех богатырей и Шамаханской царицы" послужат настоящим тестом на (подсознательную) восприимчивость публики к интеллигентским идеям и способу их выражения. Однако – увы. Заключительные два фильма тетралогии уже больше похожи на КВН последних советских лет: ирония трансформировалась в юмор, забава соблазнила ум и стала приоритетна. Дети звонко смеются в кинозале, да и нам с вами есть чему улыбнуться, но никакой, так сказать, концепт не прочитывается – и не пересказывать же сюжет и трюки, в самом деле?
Цикл внутренне вернулся к своей первоначальной воспитательной, союзмультфильмовской задаче: развлечь юных зрителей, попутно слегка побуждая их к хорошим поступкам, позитивному мировосприятию и любви к Родине. А значит, исчерпал себя как художественное произведение.
Сейчас СТВ и "Мельница" делают следующий сказочный фильм – "Иван-царевич и Серый Волк", а также еще две полнометражных анимации: "Цыган Гожо" и "Крепость".
Где посмотреть мультфильм "Три богатыря и Шамаханская царица" в Краснодаре?