Боярский на "Кубане". Часть 1: О рок-фестивале, Цое и езде на страусах

  • Kubana-2011 © Татьяна Шахунова. ЮГА.ру
    Kubana-2011 © Татьяна Шахунова. ЮГА.ру

С 29 по 31 июля на Таманском полуострове Краснодарского края проходил большой мультиформатный музыкальный фестиваль KUBANA-2011. Одним из самых ударных стало выступление Михаила Боярского, который стал единственным исполнителем, чьи песни по-настоящему знали наизусть все собравшиеся на рок-фестиваль.

Во время интервью Михаил Боярский рассказал, кто заставил его приехать на "Кубану", что он чувствовал на сцене и почему ему нравится местная публика и российская власть.

В этом году исполняется 25 лет Уральскому рок-клубу, это достаточно важная дата для истории российской музыки. У Вас есть какие-то собственные воспоминания, связанные с годами становления русского рока?

- Все самые лучшие музыканты никогда не ходили в рок-клуб. Там собирались те, кто поддерживали друг друга в том, что они ничего не умеют. А настоящие, которые уже все умели, сидели в кабаке. Что им делать в рок-клубе? Тусоваться? Курить? Изображать из себя великих рокеров? Нет.
Я никогда не ходил туда, я учился в музыкальной школе при консерватории, и там ребята уже все с 7 класса играли в ресторанах.. Они были слухачи, профессионалы, скрипачи, виолончелисты, басисты, играли на гитарах, пели. Они знали языки. А рок-клуб – это самодеятельность. Я к ней никакого отношения не имею.
Я там выступал 1-2 раза и то по приглашению. Это другая среда, я с ней не знаком. Хотя я достаточно близко был знаком с одним человеком, который мне понравился сразу – это Виктор Цой.  Я был его цензором. Мне приносили его тексты, для того, чтобы я подписал: можно петь это или нельзя. И я подписывал – можно. Ну, конечно, смешно. Мы с ним пели на его концертах, сидели, трепались, он с хорошим юмором мужик был, без фанаберий. Наверное один из тех звезд, которые не играли в эту игру.

А какие у Вас  общие впечатления от "Кубаны"?

- Мои впечатления для меня не важны, мне важно, какие впечатления у зрителя. Если люди скучают на концерте – это ужасно. Что касается меня, я стараюсь работать на пределе своих возможностей. Может, другой рок-концерт для меня будет лучше, а может быть – хуже. Посмотрим. Сегодня я попал прямо с самолета на репетицию, выступил с "Тараканами" без репетиции. Очень много неожиданностей – слева море, справа пустыня, и воспоминания из детства нахлынули. Они несколько возбудили во мне сентиментальность, потому что прошло столько лет…. Вас еще не было, когда я купался последний раз в этом чудесном море.

Как Вы решились поехать на рок-фестиваль?

- Как я решился приехать? Я решил не ехать. Раз 10 отказывался от этого, но у меня есть друг – Валентин Смирнитский, с администрацией он знаком. Администрация позвонила Вальке, а ради Вальки я готов на все. Валька позвонил и сказал: "Миша! Через неделю ты должен быть на рок-фестивале" – "Есть!".
Он подсказал мне неправильно в игре "Как стать миллионером", но я незлопамятный. Мы всегда держались – даже не потому,  что есть принцип "Один за всех и все за одного". Просто мы любим друг друга и помогаем, когда просят близкие. Вот и все. Надо – сделаем. И я получил удовольствие, я не жалею, что приехал. Я выполнял просьбу, а он мне сделал подарок.

Каково это для Вас быть на рок-фестивале? Что это для Вас?

-  Это несбывшаяся мечта. Когда был Вудсток, я думал: "Как там интересно, как там они все, сидят, целуются, играют на гитарах, выступают". Вот сегодня я на это посмотрел.
Я участвовал в рок-фестивалях, когда это организовывала комсомольская организация: все подстриженные, волосы завязанные сзади, нас контролируют партийные органы. Все это, может быть, даже было интересней, потому что был запрет. Если у кого-то стоял "фендер" на сцене, то на этого человека молились –  у всех были самопальные гитары. А сейчас Вы просто счастливые люди.
Когда я в первый раз в Штатах вошел в гитарный магазин – я чуть в обморок не упал: у нас ничего не было, кроме звукоснимателей для гитар и струн для семиструнной. Если они были, конечно. Все. У вас возможность для проявления себя – максимальная. Здесь настоящая свобода.
Вот почему я не был к оппозиции власти. Та власть, которая была, не давала нам этого, а эта дает. Спасибо ей. Приглашают Пола Маккартни, других исполнителей, что еще надо? Покупай гитары, приезжай на рок-фестиваль. Тебя привозят, говорят "спасибо" и увозят обратно. Ни милиции, ни полиции, не собак, которые тебя обыскивают – все хорошо. Спасибо за праздник! Так будем дальше развиваться – мы будем впереди планеты всей.

Как Вам формат именно "Кубаны"? Из списка участников кто-то импонирует?


- Я, к сожалению, не имею чести пока визуально увидеть всех, но это и необязательно, потому что общая атмосфера мне понятна. Мое появление здесь для меня – загадочно и странно. Сам бы я не поехал, я бы испугался. Я думал, что я тут совсем ни к селу, ни к городу. Если бы приехал Башмет и начал играть здорово на скрипке, я думаю, что ему бы вежливо поаплодировали, но ждали, когда он закончит. Так же я и относился к себе. Во-первых я не певец, во-вторых, я не пою свои песни. Все, что я приготовил для вас – это сочинили композиторы, которые профессионалы. С этим сложно спорить. Я пел вживую. Вот на это я и рассчитывал.

Вы бы своих внуков отпустили сюда, на "Кубану"?
 

-  Да. Я не вижу причин, для того, что бы тут чего-то боятся. Судя по тем зрителям, которых я видел – они только могут уберечь ребенка, а не затоптать. У Вас хорошая дисциплина.

А как Вы в целом оцениваете публику, которая собралась на это рок-фестивале?

- Чрезмерно доброжелательно. Эта публика балдеет сама от себя. Не от того, что на сцене, а просто ей хорошо. От того, что море рядом, можно искупаться, выпить, пройти с девушкой по пляжу. У них хорошее настроение, и никаким плохим выступлением его не испортить.

Что Вы первое подумали или почувствовали, когда вышли на сцену "Кубаны"?

- Облегчение. Я так переживал в Петербурге, что забуду  какие-то слова, хотя я все знал, но страшно было, потому что я здесь нежеланный гость.
Я понимаю, корпоратив – поработал, и все в порядке. Привычная атмосфера. А здесь серьезный рок-фестиваль. Я без друзей. Под минусовку. Без репетиции. Без саундчека. И дико волновался: не спал, один дома ходил туда-сюда. Проверял: взять гитару, или не взять гитару. Как план концерта составить, что ы зритель час простоял и никуда не ушел.
Но потом вышел на сцену и понял, что вам все равно. "Все равно, нам хорошо! Пой прохожий, молодец!". "Слава тебе, Господи", – думал я. Все, закончил. "Вали отсюда, усатый!". Сразу успокоился, поблагодарил Бога и ушел. Устал. Промок весь насквозь. Но жарко было от волнения. Так что первое впечатление это "Фух…", облегчение.

Вас это не удивило то, как Вас бурно встречали на сцене?


- Это ужасно, когда тебя встречают. Когда провожают – гораздо приятнее. А когда встречают "авансом", то думаешь: "Ну, мать дорогая". Они говорят: "Ура! Вот вам 2.50! Ура! Вот он! В шляпе! Прыгаем на 2.50". А ты уже и на полтора метра не прыгнешь.
Поэтому лучше, когда тебя в начале воспринимают не особенно сильно. Это касается конферанса: "Сейчас перед Вами выступит специальный гость! Легенда Петербурга, великий, неукротимый, народный Д’артаньян"… Черт подери. Потише. Выступает Михаил Боярский. Вышел. То ли выступил, то ли не выступил. Начал потихоньку, может, кого-то фраза задела или затронула. Если к концу выступления почувствовал, что ты забил гол – "УРАААААААААА! Мы победили!". А то уже в самом начале: "Сейчас мы им вломим!". И проиграли…

Вы сегодня очень гармонично выступили с группой "Тараканы!". Как Вам кажется, есть чему учиться у современных исполнителей?


- Разумеется. Как нормальный артист – я лицедей и постараюсь быстро схватить то, что исповедует та или иная группа. Я думаю, что на это способен каждый человек, который имеет отношение к сцене. Иначе ты не сможешь сыграть в разных коллективах. Они разные. Нужно уметь приспосабливаться.
Я пел и с Расторгуевым, и с Тото Кутуньо, со многими актерами и певцами встречался, поэтому могу сказать: самое главное быть хорошим партнером. Не выставлять себя вперед, а быть в гармонии с тем, с кем ты находишься. Не всегда это легко делать. Но если нужно будет, например, научится ездить на страусе – я научусь.

Смотрите также:

Штурм парламента и отставка президента
20 ноября, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии