Contemporary artist Александр Раевский: На Кубани я оказался в совершенно другом мире
13 и 14 августа в поселке Пятихатки в районе Анапы состоялся фестиваль лэнд-арта, организованный "Группировкой ЗИП". В течение фестиваля художники создавали композиции, отражающие различные направления лэнд-арта: кроп-арт, site specific art, public art и концептуальные инсталляции. А 14 августа на пляже Анапы состоялся перфоманс "Краб" арт-группировки "ЗИП", посвященный популярному интернет-мему.
Современный художник из Молдавии, участник международных биеннале и фестивалей Александр Раевский поделился впечатлениями о прошедшем лэнд-арт фестивале.
Александр, ты приехал из Молдавии специально на фестиваль. Что ты здесь увидел, сбылись ли ожидания?
- Не то чтобы ожидания… Конечно, всегда в сознании рождаются образы и ассоциации. Кажется, что события пойдут по какому-то сценарию. Естественно, этот сценарий потерпел полный крах. Я оказался совершенно в другом мире, с которым мне пришлось не только столкнуться, но и тесно взаимодействовать.
Что касается собственных наблюдений и впечатлений, которые сформировались у меня за время пребывания в Краснодарском крае – сказать, что они позитивные, это значит ничего сказать. Сравнивая с моим интернациональным опытом или опытом взаимодействия в подобных арт-лагерях, ребята из арт-группировки "ЗИП" двигаются в очень корректном направлении. Институционально выкристаллизовываются как фестиваль.
Откуда ты узнал об этом, в общем-то, камерном мероприятии?
- Ну, Интернет, во-первых, сейчас процветает. И, во-вторых, я достаточно тесно общаюсь с разными художниками, в том числе и непосредственно с представителями арт-группировки "ЗИП". И мне очень интересно наблюдать за развитием ситуации – вот возник Краснодарский Институт Современного Искусства, следить за образовательной деятельностью, которой они стали заниматься. Это совершенно новый виток в их творчестве. За ними, я считаю, стоит будущее.
Ты и лэнд-арт: давно ли этим занимаешься, какие перспективы у тебя в этом направлении?
- По правде сказать, никогда раньше подобных вещей не делал. Давайте попробуем представить в виде основы суть художественного вопроса. И то "мясо", которым это обрастает – не важно, скульптура, живопись, инсталляция, лэнд-арт, видео-арт, акционизм… Структура есть, каркас, скелет, на котором это все держится. И если у тебя есть четкое понимание этой структуры, у тебя будут выходить достойные вещи. Если у тебя есть наработанный опыт, который формирует художественное высказывание, тогда, однозначно, это будет позитивная, убедительная вещь.
Тяжело тебе уезжать и оставлять свои работы?
- Нет, конечно. Они живут своей жизнью. Да, я с ними взаимодействовал во время творческого процесса. Борьба происходила от старта до финиша. А дальше – все, жизнь, и то, что было, меня не беспокоит.
Конечно, есть масса людей, которым интересны твои произведения. И они на этом фестивале не присутствовали. Как они могут посмотреть на твои работы?
- Они будут все в Интернете размещены, конечно. Но, все равно, такое искусство, которым является лэнд-арт, нужно воспринимать, находясь непосредственно в этой среде.
Что посоветуешь молодым художникам, которые начинают работать в современном искусстве?
- Работать. И всегда выделять время для того, чтобы подумать. Скорее всего, сначала нужно подумать, для того чтобы что-нибудь сделать. Потому что когда мы просто мастурбируем – это одно, а любовь – совершенно другая категория для понимания.