В последние годы что-то происходит со всеми искусствами. Трансформируются они сами – под влиянием Голливуда, рекламы и компьютерных технологий. И меняется аудитория каждого вида художественного творчества – количественно и качественно: по образованию, достатку, полу и возрасту. Искусство- и обществоведы могли бы расписать эти процессы компетентно и подробно, однако любой человек видит: все совсем не так, как в его детстве. Даже если оно было всего лишь десять лет назад.
Наша страна соответствует мировому порядку в этом смысле только в сфере массовой кинокультуры. Там, где речь идет о кинокультуре масс, мы отстаем страшно – не знаю уж, сравнить ли с легкой, тяжелой или какой-то еще промышленностью. Наш зритель – в таком количестве, чтобы выпуск картины хотя бы окупился, - не желает смотреть что-нибудь без спецэффектов. А спроса нет – нет и предложения. Но верна и обратная зависимость: не будет предложения – не сформируется и спрос.
Уже несколько лет в цивилизованных странах люди очень охотно смотрят в кинозалах записи оперных и балетных спектаклей лучших мировых театров, а также живые их трансляции. Интерес настолько велик, что подобные сеансы постоянны в мультиплексах – иной раз даже в нескольких залах. Причины имеются.
Элитарное оперное искусство стало интересно среднему классу – его образованность и амбиции растут, мировых звезд слушать хочется, а мест в "Ла Скала" или "Ковент Гардене" больше не становится. Для нижней по доходам части среднего класса важна и демократичная цена билета, и то, что не нужно покупать вечернее платье, чтобы "побывать" в опере. А современное качество записи звука таково, что в правильном кинотеатре создается полное ощущение реального спектакля или концерта.
Важно понимать при этом, что опера на большом экране – не суррогат и не замена театрально-филармонического действа, а совершенно самостоятельное впечатление. С непривычки – даже шоковое. Крупный план открывающего рот человека на огромном экране при неумелой операторской и режиссерской работе физиологически отвратителен. Зато если работали профи, то достоинства концерта средствами кинематографа умножаются: крупный план показывает мельчайшие нюансы мимики, то есть – эмоции исполнителя. Точка съемки (вплоть до верхней) дает недоступные в театре ракурсы. Режиссура способна подчеркнуть образное решение спектакля и/или предложить свое. Все вместе обеспечивает новые впечатления и чувства, которые ни за что не получить при аудиопрослушивании, телевизионном/DVD восприятии и даже в аутентичном зале.
И вот в цифровых кинотеатрах восьмидесяти городов страны выходит в прокат фильм "Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский. Музыкальная одиссея в Петербурге" англичанина Брайана Ларджа. Показ приурочен к дню рождения знаменитого нашего баритона, который 16 октября вступает в свой предъюбилейный год – пятидесятый. Хворостовский лично, а также продюсер с российской стороны Станислав Ершов и генеральный директор компании "Нева-фильм" (занималась постпродакшеном русской версии) Олег Березин дали пресс-конференцию в Петербурге.
Замысел фильма родился у известного дирижера Константина Орбеляна. Он в самом конце 90-х услышал в Нью-Йорке, как абсолютные мировые звезды Рене Флеминг ("золотой стандарт полного лирического сопрано", дважды лауреат премии Grammy, кавалер Ордена искусств и литературы Франции, обладательница множества других наград; живет в США) и Дмитрий Хворостовский поют сцены из "Евгения Онегина", и придумал "русский проект": соединить на экране корифеев оперы с музыкой Чайковского и Рахманинова, а также с видами Петербурга.
Идея абсолютно продюсерская. Потенциально художественно богатая и коммерчески беспроигрышная.
Но у таких звезд на годы вперед расписан график выступлений, да и сам маэстро Орбелян (родился в Сан-Франциско, пианист и дирижер) – практикующий музыкант. С 1991-го по 2009-й был худруком и главным дирижёром Государственного академического камерного оркестра России, теперь возглавляет Московский камерный оркестр Театрально-концертного центра Павла Слободкина; основал и руководит фестивалем "Музыкальные сокровища в музеях Кремля" и, вместе с супругой - скрипачкой и продюсером Марией Сафарьянц, Международным фестивалем камерной музыки "Дворцы Санкт-Петербурга".
Очень занят. Так что съемки "Музыкальной одиссеи" прошли только в 2009-м. К производству продюсер Орбелян привлек австрийскую компанию BFMI, специализирующуюся на фильмах-операх, а значит – обеспечивающую культуру производства вообще и весьма специфический процесс работы в частности. Тут нужны "эксклюзивные" знания - от особой записи звука до требований именно этих звезд.
Поставить фильм был приглашен англичанин Брайан Лардж. Он считается супер-профи: за сорок лет карьеры снял полторы сотни кино- и телевариантов оперных спектаклей, музыкальных сериалов и концертов. Работал буквально со всеми, начиная с великой Марии Каллас. Те, кто любит новогодние концерты из Вены по каналу "Культура", знайте: над трансляцией уже лет десять работает этот человек.
Ну и наконец, Константин Орбелян нашел деньги. Миллион долларов. По нынешним нашим меркам – просто копейки. Столь скромный бюджет стал мне понятен на просмотре: звезд снимали во время их выступлений в двух дворцах Петербурга – Юсуповском и Большом Петергофском. Всего в двух. И тем более не на пленере, как можно было надеяться, исходя из названия фильма – одиссея. А запись живого звука в классическом интерьере хотя и сложнее, чем в музыкальной студии, но давно отработана и гораздо дешевле.
В итоге, четыре пятых фильма – концерт с оркестром в царских интерьерах. Еще видим встречу двух корифеев оперы и, судя по их объятию, добрых друзей на Дворцовой площади в самом центре Петербурга. Два раза они катаются на катере по Неве и каналам, чтобы зрители могли узреть красоты города, называемого Северной Венецией, с воды. И еще – проход Рене Флеминг по Некрополю мастеров искусств в Александро-Невской лавре среди памятников виднейшим русским композиторам - к надгробию Чайковского она благодарно кладет две красные гвоздики. ("Императорский" композитор и "партийные" цветочки никак не вяжутся между собой… - очевидно, сэкономили на русском редакторе в киногруппе.)
Но у концерта нет сюжета. Значит, у фильма нет действия. Создать хотя бы видимость такового было нетрудно: ну, "повстречайте" героев утром, покажите им город днем, а музицируют пусть вечером. Нет, солнце везде стоит высоко в небе, петь среди колонн и позолоты начинают через десять минут после начала фильма, ночной город в самом конце – опять чисто туристский вариант. И если жители всех стран и российских городов, кроме Петербурга, этот набор "открыток" легко проглотят, то питерских он изрядно раздражает своей бестолковостью и нечестностью.
То есть, рядом с Зимним дворцом не стоит "Спас на Крови", а Смольный далек от Исаакия. Такая "чересполосица" не влияет на восприятие любого населенного пункта, кроме города, где главное – архитектурные ансамбли. Если вы после просмотра подумаете, что познакомились с Петербургом, знайте: вы видели клочки. Запечатленные, к тому же, без малейшего творческого усилия. Что особенно обидно. Вспоминаются все замечательные кинооператоры Ленинграда-Петербурга и кадры, снятые ими, во множестве отечественных картин…
Станислав Ершов сказал, что в этом сезоне Петербург принял на треть интуристов больше, чем прежде. И не исключена заслуга в этом "Музыкальной одиссеи" (мировая премьера была прошлой осенью; фильм успешно закупается для кинотеатрального проката, показа по телевидению и в DVD-версии по миру) – поскольку в зарубежной версии госпожа Флеминг исполняет еще и "арию гида". Периодически стоит перед камерой и рассказывает о том, что мы видим у нее за спиной и вокруг.
В русском варианте от ее рассказа остался самый первый и единственный фрагмент, по которому понятно: это не авторское восприятие города, Флеминг добросовестно цитирует путеводитель. Пресс-релиз сообщает: "автор сценария Кэтрин Эймс до последнего времени была главой отдела культуры и искусств журнала NEWSWEEK", но что делала госпожа Эймс, решительно непонятно. Однако может статься, что я ошибаюсь. Сейчас готовится "сумасшедший", по словцу Олега Березина, выпуск DVD для России, куда вошел абсолютно весь отснятый материал. Тогда и оценим "речевую" часть "Одиссеи…".
Но мне кажется, что граждане нашей огромной страны в кинотеатрах тоже выслушали бы рассказ Рене Флеминг с удовольствием. Им труднее приехать в Петербург, чем иностранцам, из-за непомерных цен на авиабилеты.
Но концерт – так концерт. Ради него вполне можно идти в кинозал. Однако предупрежу еще об одном. Обычно фильмы-оперы на большом экране сделаны с учетом этого самого большого экрана, а в данном случае авторы явно работали по привычке. По телешаблону. Но размер имеет значение. Вам придется – раскрыв, так сказать, уши – периодически закрывать глаза. Потому что слабость, даже беспомощность оператора, разумеется, проявилась и здесь.
Как и неумелость гримеров. Розовая помада Рене Флеминг слишком блестит и "спорит" в кадре с ее лучистыми глазами. Поневоле начинаешь разглядывать детали кроя платьев от Вивьен Вествуд. Про телесную же физику исполнителей, совершенно не влияющую на впечатление в концертном зале, но выпирающую на экране, умолчу.
Увы, и режиссура примитивна. Монтаж по принципу: что слышу, то показываю. Проигрыш рояля – вот вам пальцы аккомпаниатора-виртуоза, а если звучит "Позор. Тоска. О, жалкий жребий мой!" – то сведенные брови Хворостовского обозначат эмоцию артиста. Поистине, лишний раз, ведь есть голос…
Голоса, пение и музыка (Чайковский, Рахманинов, Верди, Беллини, Рубинштейн… Оперные арии, дуэты, а также романсы) – неоспоримое, но единственное достоинство этого, с позволения сказать, фильма. Продюсер Ершов возлагает на него надежды – мол, событие в нашей киноиндустрии. Во-первых, публика устала от однотипных зрелищ в кино, музыкальные картины в дефиците. А во-вторых, еще раз доказывается: бессмысленно смотреть предназначенное кинотеатру на маленьком домашнем экране, скачав из интернета нечто в дурном качестве: удовольствия никакого не получите, зачем время тратить. Народ это поймет, пиратство если не прекратится, то зачахнет, все отправятся в кино, оно, наконец, станет окупаться, наступит счастье.
Нет. "Музыкальная одиссея" стать событием не способна. Это предложение не сформирует спрос. Плохой звук из интернета в данном случае оказался "обменян" на неважную картинку. Фильм же – звукозрительное единство. Или, привычнее, аудиовизуальное произведение.
Да, "чистым" меломанам важен только звук. Но они у нас в абсолютном меньшинстве. Остальным миллионам сограждан до оперы – как до среднего класса.