Итак, после "дважды завершенной" богатырской серии (комплект фильмов о собственно почти васнецовских персонажах плюс "восточная" новелла) вышел следующий, теперь уж не былинный, а просто сказочно-русский фильм "Иван Царевич и Серый Волк". Автор сценария – Александр Боярский, режиссёр Владимир Торопчин, продюсеры Александр Боярский и Сергей Сельянов. Роли озвучивали: Артур Смольянинов (Волк), Никита Ефремов (Иван), Виктор Сухоруков (Первый министр), Кристина Асмус (Белка), Сергей Гармаш (Змей Горыныч), Лия Ахеджакова (Баба Яга), Иван Охлобыстин (Царь), Михаил Боярский (Ученый Кот).
Действия продюсеров цикла совершенно логичны. Напомню, когда что вышло: "Алеша Попович и Тугарин-змей" Константина Бронзита – 2004 год, "Добрыня Никитич" и Змей Горыныч" Ильи Максимова – 2006-й и "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" Владимира Торопчина – 2007-й. Два первых фильма приручали публику, убеждая ее в том, что мы тоже не палицей сделаны, третий уже оказался весьма и весьма успешен, а "Три богатыря и Шамаханская царица", появившись ровно год назад, заработали 19 010 585 долларов. Наилучший результат среди отечественной полнометражной анимации окупил все предыдущие затраты, как пишут источники.
Народ показал ногами и рублем, что готов снова и снова погружаться в мир отечественной истории в ее чудесатом варианте. Кроме того, индустрия "вокруг Богатырей" тоже развивается, соревнуясь с аналогичными достижениями "Смешариков". Продюсеры Сельянов и Боярский стратегически верно решили прочих былинных персонажей вроде Микулы Селяниновича, не входящих в топ никакого русского Forbes, оставить книгам. А на экран вывести известных каждому ребенку деятелей русских народных сказок.
Так возникли Иван и Волк. Учтем, что Иван в разных сказках у нас разный: то Дурак, то Царевич, то просто Младший брат. Да и Возлюбленная Ивана – то Василиса Премудрая, то Царевна Несмеяна, то просто какая-нибудь Принцесса – Царская дочь. А значит, есть безусловное моральное право сочинять новые сказки, выбирая из прежних, как полезные ископаемые (ну или самоцветы) из родной земли, нужное и красивое.
Изрядно забытые уже времена постмодернизма (то ли ставшего синонимом новой эклектики, то ли нет) легитимизировали возможность нынешним сценаристам копать вообще где угодно. Русская, российская и советская литература, отечественные телепродукты, американский и индийский массовый кинематограф – основные источники и поставщики сюжетных ходов, деталей, образов, цитат и прочего. Никто пока не сумел сочинить что-то действительно оригинальное. Кэмерон с его "Аватаром" выглядел открытием по иным основаниям; кстати, "Иван Царевич…" предусмотрительно выпущен в вариантах 2D и 3D – гуманно по отношению к самым маленьким.
Но с поистине оригинальным дело сложнее, чем "не сумели". Точнее, не захотели, ибо речь идет о коммерческом продукте, который должен вернуть затраты как можно быстрее. (Продукт типа "индпошив" может делать это годами, обеспечивая не жизнь и следующие проекты авторов, а благосостояние наследников.) Хотя, безусловно, мы всегда ждем тех, кто рискнет с действительно новым – и будет удачен.
Авторам "Ивана Царевича и Серого Волка" было нелегко придумать новую сказку на известных "нереальных основаниях", но им удалось.
Где-то недалеко от богатырской Руси (ну не она же распалась!) оказалось еще два царства-государства: Тридевятое и Тридесятое. Пишутся так: Царство 3/9 и Царство 3/10. Разделены, ясное дело, забором.
О Тридевятом говорится, что это могучее государство с огромным количеством памятников культуры. Здесь живет и правит Царь-батюшка, который разговаривает со своим отражением в круглом золотом боку самовара. Ибо трудно ему общаться с дочерью Василисой Премудрой. У той – Оксфорд, Сорбонна, степень MBA. Замуж не хочет, мечтает открыть собственное дело. Пока что вышивает крестиком знаменитый портрет Эйнштейна с высунутым языком и слушает музицирование Кота Ученого на фортепьянах.
У Царя есть Первый министр, а у того – Тень. Одалживание у великого драматурга Евгения Шварца более чем оправдано: Тень хочет власти, то есть – поглотить всех живущих; анимация – лучшее средство показать, как это выглядит на самом деле в сказочном царстве. Но еще у Царя есть Серый Волк – представьте себе, не то советник, не то министр без портфеля. Волк совсем не товарищ корыстному и замученному своей Тенью Первому министру. Волк добр, храбр, предан Царю и Василисе, но слегка недотепист. По ходу дела оказывается, что и у него есть тайная мания, буквально самоубийственная, но пока нам важно, что Волк – еще и рассказчик всей истории. Зубами щелк.
А недалеко от царских полатей – Лукоморье: растет Дуб, весь в золотой цепи. Кот Ученый ведет экскурсии для туристов, а Русалка то и дело падает с ветвей, приговаривая с чертовски женственной интонацией: "Я же соскальзываю!".
Все эти персонажи вместе разыгрывают тему Государства как большой семьи, в котором начинается затеянная Тенью смута. А за дощатым забором – Тридесятое царство. Там (пока?) тишь-благодать. Там Царь-император; военный парад почти по Красной площади; там – Иван, который мечтал бы пожарным быть (слово брандспойт очень же красивое), но за отсутствием опасных населению возгораний пока спит в тенечке. Иван вроде как и царевич, хотя и непроявленный, но со всеми чертами дурака: в колледже не учился, одного Супермена и знает…
Тут рисовалась было тема сопоставления соседних государств. Есть сходство: в обоих имеется войско, оно служит и при надобности поет хором смешные слова вроде "Солнышко светит, курочка клюет, по зернышку – по семечку, а служба идет" (жаль только, что музыка напоминает известный хор из картины "Иван Васильевич меняет профессию", может, это сознательно?). Есть различия: Иван, оказавшись за границей "владений дедовских", замечает среди прочего: "У вас капусту солят, а у нас соль капустят". Но тема не развилась: глубже обозначений "Царь-батюшка", "Царь-император" и визуальных характеристик обеих фигур да Ивановых наблюдений авторы не пошли.
Впрочем, теория государственного строительства не предмет детской сказки. Однако приучены мы историей развития новой отечественной анимации (это всегда комедия, она идет вслед за комедией игровой, а та – за советским подцензурным кинематографом с его гениальной "фигой в кармане") искать всяческие аллюзии и намеки на диковинные проявления властей предержащих. И если таковых намеков в минуту экранного времени мало, фильм записывается детским и теряет более сознательную аудиторию.
Еще лишь раз в "Иване Царевиче…" прозвучит злободневная реплика ("Пусть все объекты для соревнования к четырнадцатому подготовят!", – распоряжается Царь-Батюшка), а далее запоминаются иные шутки и эффекты.
Визуальные – среди них преобладает полет: почти все герои так или иначе взлетают и приземляются. Системообразующее действие возникает по-разному: от удара свиным рылом, от сигания в колодец, от пожара и так далее. Но заканчивается нередко эффектным влетанием в крону того самого дуба, что и вызывает соскальзывание упомянутой Русалки. И лишь лирическое воспарение от поцелуя монтируется со стульями за свадебным столом.
Одного я не очень поняла: куда делась тема истории, вроде бы снятой Волком-рассказчиком на видеокамеру? Ведь возникает же на экране в самом начале картины рамка видеоискателя…
Любимые шутки – разного порядка словесные. Любовь сравнивается с гриппом (температура поднимается, всего трясет и так далее). Немало забавной словесной игры выстроено вокруг "пойди туда не знаю куда": "У нас всюду здесь", например. Смешны приказы Царя: "Пчелы – молчать! Птицы – петь!". Забалтывание Иваном и Волком неожиданно плотненького старичка Кощея Бессмертного, который от скуки вечной жизни стал невиданно изощрен в демагогии. И наконец, впервые услышанное мною словечко "дотовей" – наречие от "до того".
Ну и, главное, шутки сюжетные. Раскрывать их последнее дело. Упомяну только возникающую по ходу интриги некую волшебную шляпу, отсылающую к Шапке Мономаха. По этому примеру видно, что известные сказочные мотивы переосмыслены. И есть еще один, весьма остроумно решенный персонаж: в поиске Иваном и Волком того не знаю чего (а ведь именно это Царь-батюшка велит доставить, чтобы заработать молодцу право жениться на Василисе), помощником им служит круглый желтый шарик. Нечто среднее между Волшебным Клубком (упомянуты его детки – вязаные варежки), Колобком и Смайликом.
На самом деле, это изображение "очаровательного озорного мягкого "навигатора" от навигационного бренда Prology", спонсора проекта. Если не новшество, то абсолютно сказочный маркетинговый ход, согласитесь. Возражений не вызывает никаких. Наоборот, слегка возвращает картине патриотический обертон, несколько "приутихший" со смены богатырской истории на любовно-приключенческую. Мол, не GPRS какой-то… хотя и написан латиницей.
Да и в целом настроение после фильма отличное. Ровно через год обещаны "Богатыри на дальних берегах". Подробности держатся в глубочайшей тайне. Пока будем гадать: завербуются воевать? в гастарбайтеры? турпоездка? или все же эмигрируют?
В любом случае понятно, что они вернутся.