Светлаков о серьезном: о митингах, мести и о камнях за пазухой

В январе 2012 года на российские экраны выходит новый отечественный триллер "Камень". Продюсером и исполнителем главной роли выступил Сергей Светлаков, более известный по комедийной программе "Наша Раша".
Актер и шоумен Светлаков, которого зритель привык видеть в образе гея-фрезеровщика и учительницы из Воронежа, предстает в "Камне" в неожиданной роли злодея-маньяка. Он похищает у преуспевающего бизнесмена семилетнего сына и требует от него необычный выкуп – не деньги, а жизнь. Если бизнесмен не покончит жизнь самоубийством, маньяк обещает убить мальчика.

Накануне выхода фильма С. Светлаков рассказал о смене амплуа, маньяках, деньгах, митингах и других серьезных вещах.

Сергей, Вам самому нравится фильм?

– Фильм мне безумно нравится, то, как все у нас получилось. Но сняли мы одну версию, а то, что вы сейчас посмотрели – абсолютно другая картина. Мы проводили 4 фокус-группы, после чего сделали две досъемки, потратили еще миллион долларов (при общем бюджете в 2 миллиона) для того, чтобы фильм стал таким, какой он получился в окончательной версии. Мы очень скрупулезно подходили ко всему.
Что касается меня, то, честно говоря, я вообще не могу смотреть на себя в этом фильме. Я очень многим недоволен. Хотя я недоволен всегда, не только здесь. Где бы я ни снимался, всегда кажется, что можно было точнее, можно было лучше. Но это мое личное видение самого себя. Это как у Коли Баскова, только наоборот, – тот всегда доволен, а я никакого отношения к нарциссизму не имею.

Отсутствие актерского образования не мешало переключаться с комедийных ролей на триллер?

– Мне иногда говорят, что у меня нет ни актерского образования, ни киношного, а фильмы с моим участием выходят. Но я считаю это абсолютно нормальным. Потому что у каждого свой путь. Кто-то идет учиться, а я бы во ВГИК не пошел – я вижу, как на кастинге тысячи актеров с красными дипломами не могут сделать элементарные вещи.
Вообще, была поставлена задача минимизировать эмоции героя. На съемках всегда находилась преподаватель ВГИКа по актерскому мастерству, которая меня настраивала. Для меня перевоплощение не было каким-то сложным. А получилось – не получилось, пусть решает зритель. Но на себя я все это очень легко примерил.

Как проходил процесс перевоплощения для непривычной для вас роли?

– Честно скажу, так как я являюсь продюсером фильма, никакого кастинга на главную роль не было. С самого начала, когда я начал читать роман Юрия Бригадира "Нежить", по которому написан сценарий, мне этот человек был абсолютно понятен.
Главный герой – детдомовец, который в детстве терпел издевательства. Ни у меня, ни у режиссера не было в детстве никаких проблем, мы росли в нормальных семьях. Но, тем не менее, персонаж для меня ясен – его ощущение несправедливости, обделенности в любви.

Единственная проблема, которая возникла  – это озвучка. Я переозвучивал фильм два раза. Потому что после прослушки первой версии мы отчетливо слышали, что в том или ином месте вылазят мои старые герои. Так получилось, что в моем творчестве столько образов, что голосовую палитру я точно уже всю высыпал. И я пытался, чтобы они не накладывались друг на друга.

Честно говоря, Вас действительно непривычно видеть в образе злодея…


– Для меня это был очень большой шаг. Понимаете, мне хочется быть нормальным человеком, а как у любого нормального человека внутри меня есть и юмор, есть и грусть, ощущение несправедливости этого общества. И нужно, чтобы это все каким-то образом выходило наружу.
Так как я несколько десятков лет занимаюсь одним юмором, уже давно должен был превратиться в сноба. Я знаю не одного человека, который смешной только на сцене, а в жизни совсем не такой. Благодаря этому фильму из меня вышло что-то другое, что таилось многие годы. Поэтому для меня это счастье, что у меня в руках появился этот сценарий. И я решил попробовать – хотя бы попробовать – себя в новой для себя роли. Но я не думаю, что ко мне прикрепится этот образ. И для меня, и для зрителей это больше какой-то эксперимент. И этот фильм – не какой-то "загруз", для меня это аттракцион с нервами и чувствами.

Я считаю, что все чувства героя есть в каждом человеке, просто мы не знаем об этом, не попадаем в ситуации, где бы они могли открыться.
Для меня он не маньяк. У его поведения есть аргументация. Над этим персонажем работали профессиональные психологи и психотерапевты. Они говорили, что у этого человека есть конкретный диагноз, и он ведет себя в рамках этого диагноза. Он хоть и психически больной, но я во многом с ним согласен. Конечно, его жестокости я не принимаю, но многие мысли и борьба за справедливость меня в нем подкупают.
А самый главный посыл в фильме то, что деньги – не единственная связь человека с человеком.

Главному герою присуще чувство мести. А как часто вам приходилось в жизни мстить?

– Сам по себе я, наверное, не очень мстительный. Но человек физически так устроен, что плохое запоминает. Не скажу, что часто в своей жизни камень за пазухой держу и жду, когда его кинуть. Если мне в жизни попадаются негативные люди, я просто делаю так, чтобы с этим человеком больше не пересекаться. Месть заключается в том, что у меня в жизни этого человека просто нет.

Планируете ли в будущем еще подобные роли?

– Все будет зависеть от сценариев, людей, целей. Не так давно я снялся в очень серьезном фильме. Это драма Игоря Волошина "Бедуин". Там я играю врача в детской онкологии. Это действительно гигантский перепад в моей жизни. Я был в реальной больнице, с реальными детьми и узнал, что это такое. В фильме поднимаются серьезные проблемы, связанные и с лекарствами, и с таможней. Поднимаются и отношения между людьми. Очень серьезный фильм. Если "Камень" – некий аттракцион, то там все по-другому. Для меня это не коммерция, а гражданская позиция – поучаствовать в этом фильме и привлечь какое-то внимание к нему. Он пойдет по России маленьким тиражом, возможно 50 копий.

Что касается нашего кино, то я как продюсер очень счастлив. Оно пойдет по всей стране, а также в Украине, Казахстане – больше 800 копий. У нас с таким релизом выходят только американские блокбастеры. Это моя гордость. Мы уже показывали нашу работу в Лос-Анджелесе, Каннах . Еще один повод для гордости – картина пройдет в прокате в Америке. Если зритель этот фильм примет, то это будет большой шаг в сторону появления жанрового кино в наших кинотеатрах, которого просто не существует. У нас снимаются одни комедии, "развлекалово". А если выходит фильм Звягинцева "Елена", то он идет в паре кинотеатров города и каким-нибудь ночным сеансом.
Я не провожу аналогии между нашим фильмом и тем, потому что в "Камне" доля развлечения присутствует: помимо внутренней философии и проблем, это все же "смотрибельное" кино.

Вы сказали, что главный посыл "Камня" – то, что не все вертится вокруг денег. Но "Бедуин", который поднимает важные социальные проблемы, выходит тиражом в 50 экземпляров, а раскрученный фильм будут смотреть по всей стране…

– Тут все зависит от зрителя. Если он будет ходить на это кино, его будет сниматься больше. Именно жанрового кино. "Камень" – вообще первый в русском прокате отечественный триллер, который выходит таким тиражом. Это уже достижение. Хотя бы с триллером. Если это сработает, я как продюсер уже буду думать о том, что это людям нужно, и мы будем идти в сторону серьезных фильмов.

А пока зритель в общей массе, к сожалению, хочет жвачку. Но то, что такие фильмы появляются, и что фильм "Елена" добрался до кинотеатров – это уже плюс. Я думаю, что еще несколько лет назад, возможно, этого бы не случилось. Потому что кинотеатры диктуют репертуар. Сейчас на кинорынке все фильмы представлены. Я езжу по кинорынку, общаюсь с руководителями больших сетей кинотеатров и вижу, что сейчас ситуация меняется. Отношение не профессиональное, а абсолютно человеческое: захотел – возьму, не захотел – не возьму. Сейчас в нашей стране все же больше ситуацию диктуют деньги, но я надеюсь, что все будет меняться.
Если зритель будет меняться и смотреть такие фильмы, то их станет больше.

Одно из главных событий последнего времени – это митинги. Можно ли вас увидеть на площадях и почему?

– Увидеть можно. Если бы я был в Москве, пошел бы. У меня все друзья пошли. Почему бы я там был? Это был бы поход, не раскрашенный какой-то конкретной политической партией.
Это большое счастье, что люди стали думать и им стало стыдно за то, что к разным гражданам нашей страны разное отношение – кто-то живет по одним законам, кто-то по другим, и справедливость фактически не существует. Удивительно то, что на площади вышел средний класс. Не какое-то быдло, которое бросало в толпу стеклянные бутылки, а вышли адекватные люди, которые хотят жить в нормальной правовой стране и не чувствовать себя стадом.
Из-за этого я бы и вышел – не быть стадом. Чтобы заявить: мы здесь, нас много и не получится больше нами манипулировать.

Что касается выборов, то я не голосовал, потому что мою партию – партию "Против всех" – убрали.
А еще я очень рад, что появился такой кандидат, как Прохоров. Этого человека я буду поддерживать. Даже будучи уверенным, что он имеет отношение к Кремлю. Чем больше будет таких людей в Кремле, тем лучше. Это мое личное мнение.