Один из лучших скрипачей современности: Иногда играю с цыганами

Вадим Репин родился 31 августа 1971 года в Новосибирске. Начал играть на скрипке в пятилетнем возрасте, и уже в 11 лет Репин получил первую премию Международного конкурса скрипачей им. Венявского в Люблине. В 1985 году, в возрасте 14 лет, он выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; год спустя состоялся успешный дебют в нью-йоркском Carnegie Hall.

В 1989 году Репин стал самым молодым победителем на наиболее престижном "состязании" скрипачей мира – Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. В том же году он получил премию Ленинского комсомола за высокое исполнительское мастерство и переехал в Любек (Германия). За границу Вадим Репин отправился вместе с семьей своего учителя, профессора Новосибирской консерватории Захара Брона и другими его учениками – Николаем Мадоевым, Максимом Венгеровым и Натальей Прищепенко.
В настоящее время В. Репин живет в Швейцарии и Италии, имея два гражданства: российское и бельгийское, полученное в подарок от бельгийской королевы.

В феврале 2010 года музыкант стал лауреатом самой престижной французской национальной премии в области классической музыки Les Victoires de la musique classique в высшей номинации "Les Victoires d’honneur", заняв место в ряду таких легендарных музыкантов, как Мстислав Ростропович, Монтсеррат Кабалье, Тереза Берганса, Евгений Кисин, Анне-Софи Муттер.

4 декабря 2010 года Вадиму Репину после концерта в парижском зале "Плейель" в рамках года России во Франции был вручен Орден Почетного легиона.

В Краснодаре один из лучших скрипачей современности выступил в рамках программы "МДМ-Банка" по продвижению классической музыки в регионах России. Накануне концерта в краевой филармонии В. Репин дал небольшое интервью.

Какой с Вами сейчас инструмент?

– Это Гварнери 1743 года (прим. – инструменты Джузеппе Гварнери уступают только инструментам Страдивари. На скрипке Гварнери Il Cannone Guarnerius играл  Никколо Паганини). Я играю на ней уже 3 года.

В вашем репертуаре только классическая музыка?

– В этой программе представлена только классика, но иногда я играю и современные произведения. Бывает, я играю в кафе с цыганами или на джаз-концертах.

Как Вы считаете, у классики есть перспективы в современном музыкальном мире?

– Я думаю, классическая музыка никогда не умрет. Сегодня ее начинают слушать все больше молодых людей.
К сожалению, в нашей стране рейтинг образования классического музыканта очень упал. А вот азиатские страны сейчас производят большие изменения в культуре. Молодые люди там учатся в сфере политики, бизнеса – везде, где можно преуспеть и получить уважение. Мы выступаем в Китае, Гонконге, Сингапуре, и средний возраст слушателя – 20 лет. Молодежь считает, что классическая музыка – это круто.

Кстати, как Вы относитесь к Ванессе Мэй?


– То, что она делает, далеко от классической музыки. Вообще, между тем, что она делает, и классикой – толстая стена. Но ее произведения становятся хитами,  дети благодаря ей узнают, как вообще выглядит скрипка. Этому можно только радоваться.

Чем похожи и чем отличаются публики русская и заграничная?

– Для того чтобы концерт состоялся, мало одних музыкантов и сцены. Необходима отдача от сидящих в зале. Бывает, люди просто пришли переварить ужин. После концерта публика ведет себя по-разному: французы свистят, немцы топают ногами, иногда слушатели аплодируют 40 минут после выступления.

Как Вы относитесь к проектам банков по продвижению классической музыки в регионах?

– Однажды мы играли с Денисом Мацуевым в Москве. Вышли в перерыве выпить кофе, и на улице нам предложили билеты на наш концерт за 30 тыс. рублей. Вот такая  история. В краснодарской филармонии 504 места, и если делать цены на билет в разумных для местной публики пределах и продать весь зал, то окупится только билет на самолет. Сборы не обеспечат гонорар, поэтому поддержка спонсоров необходима.

Понравился ли Вам Краснодар?

– Я впервые в Краснодаре. Выкроил 3 дня на концерт здесь между гастролями в США и Европе, времени очень мало. Видел только пару улиц из машины. Мы провели 2 репетиции с оркестром, это отличный коллектив, и я очень благодарен дирижеру и музыкантам.