Александр Огарёв: О "Мнимом больном" и реальных скандалах

2 марта в Facebook появился пост главного режиссера Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького Александра Огарёва, в котором он рассказал об отношениях с директором театра Татьяной Кривошеевой: "Я уже четвертый главный режиссер, которого эта милая женщина, коллекционирующая скальпы, слезно зазывает на эту должность, чтобы на втором году совместной работы со всей страстью южного темперамента начать выживать из театра."

Одновременно на одни и те же даты оказались запланированы не только проекты Огарёва и приглашенных им режиссеров, но также и приглашенных Кривошеевой. К кадровому скандалу приложился провал авангардной постановки Ивана Осипова "Мнимый больной" по мотивам пьесы Мольера. Во время премьеры спектакля петербуржца, "выписанного" в Краснодар Огарёвым, зрители массово покидали зал.

В настоящее время Огарёв лишен возможности работать: по решению директора, с 23 марта по 29 мая площадка и труппа заняты на репетициях спектакля Никиты Гриншпуна. Также сорвана постановка "Двенадцатой ночи" Василием Сениным.

О своем конфликте с директором Драмтеатра, причинах провала "Мнимого больного" и планах на будущее Александр Огарёв рассказал в интервью порталу ЮГА.ру.

На днях Вы встречались с министром культуры Натальей Пугачевой и обсуждали конфликт между Вами и директором театра. Чем окончилась беседа?

– Хочу отдать должное мудрости Натальи Георгиевны – она пыталась как-то нас примирить с директором, объяснить, что конфликт никому не нужен, от него только вред обеим сторонам. Не скажу, что до Татьяны Германовны дошли эти слова, она  в большом запале, в истеричном состоянии. Не вижу, чтоб был возможен какой-то компромисс. 

Какие у директора мотивы? Зачем ей Гриншпун, например?

– Она не столько за Гриншпуна, сколько против меня. Она давно испытывает какое-то раздражение, которое она с какого-то момента начинает испытывать к каждому главному режиссеру. Творческий человек приходит на творческую территорию – он хочет занимать творчеством. Её это коробит.

История с Гриншпуном и его постановкой с московской актрисой Анной Большовой в главной роли запутанная. Оказалось, что Анна водит ребенка в детский сад в Краснодаре. Никому неизвестно почему, просто данность. Будучи в Краснодаре она пошла на ледовое шоу (примечание: Анна участвовала в проекте Первого канала "Звезды на льду" и в аналогичном шоу "Ледниковый период"), по участию в котором она известна. Там ее подвели к губернатору. Губернатор, узнав, что ее ребенок здесь в детсаде, обрадовавшись, сказал: "Давайте сделаем спектакль с Вами в Драме". 

Вице-губернатор Галина Золина собрала нас – директора, меня, Большову, чтобы придумать этот проект. Я предлагал несколько вариантов, в том числе молодого московского режиссера Сазонова, себя в качестве режиссера со спектаклем "Леди Макбет Мценского уезда".
Анна стала знакомиться с пьесой, потом затихла, потом связалась с директором, и предложила Никиту Гриншпуна, с которым она работает в Театре наций на спектакле "Женихи". Дальше пошла история мимо меня. Без меня решили делать этот спектакль, назначили срок, сделали распределение, которого я до сих пор не видел.

Тут наступает такая пограничная полоса. Если это без меня решили, то я вроде как и не нужен. В художественном руководстве все решается в обход главного режиссера, и... Я не понимаю свое место.
По плану с 20 марта я должен был приступить к репетиции комедии ирландского драматурга "Твой дом – мой дом", в которой должен был быть занят практически весь мужской состав труппы. Теперь поскольку с 23 марта, как мне объявили, приедет Гриншпун и будет ставить Чехова, где также много мужчин, ясно, что будет репетировать он, но не буду репетировать я.

И как реагирует на это труппа? С такими перескоками с одной пьесы на другую?

– Труппа в шоке. Хотя они и не в первый раз сталкиваются с такой ситуацией. Приблизительно два с половиной года назад была такая же ситуация с увольнением главного режиссера Ларичева (главный режиссер Алексей Ларичев, заведующая литературной частью театра Кристина Кушнарева и шестеро актеров покинули театр). И так же труппа разделилась, кто-то был за Ларичева, кто-то за Кривошееву, потом полтруппы подписало письмо против Кривошеевой.
Потом она сказала – кто заберет свое заявление она простит, а кто не заберет – того она не выгонит. Шесть артистов не забрали заявления, они были уволены. Достаточно значимые фигуры в труппе. 

История повторяется. Валерий Гришко без скандала покинул этот театр, не стал связываться с директором (Валерий Гришко прервал пятилетний контракт и вернулся в Санкт-Петербургский театр имени Комиссаржевской). Потом был Зураб Нанобашвили, который сейчас в Вологде главный режиссер. То же самое: ему не дали художественное руководство, невозможно было работать в качестве главного режиссера. Он не стал оставаться в этом театре.

И все это идет от директора?

– Она женщина из среды нетеатральной. Она была раньше риэлтором, до этого – завучем в начальной школе. Придя сюда, она объявила себя полноправной хозяйкой и человеком, компетентным во всех вопросах! Зачастую сложно что-то противопоставить ее... эмоциям. Они у нее авторитарные, безапелляционные.

Про скальпы было очень жестко. Казалось, что Вы на следующий же день уйдете, хлопнув дверью.

– Я бы ушел сразу, но, во-первых, меня связывает до 15 августа контракт. Во-вторых, дочка ходит в школу. В Краснодар приезжают 3 критика и драматург Ярослава Пулинович, они будут оценивать наши спектакли. 27 марта международный день театра – хочется закончить проекты.
Хотелось бы их закончить, а потом, наверное, придется уйти. Я бы хотел дотянуть до 15 августа, поскольку на эти даты приходится начало ежегодной Лаборатории современной драматургии Олега Лоевского, и хотелось принять в ней участие. Но, если не получится – значит, не получится!

Сейчас директор устраивает такие акции: когда я отказываюсь подписывать какую-нибудь бумагу как главный режиссер, – а я таковым себя не считаю уже, статус мой непонятен, – она приглашает понятых, мне зачитывают какое-то объявление, а они присутствуют, чтобы ... Запугивать меня что ли...? Не знаю, что это вообще за акция юридического характера, я не понимаю, но такие мне ежедневно устраивают сцены.

Может ли приезд критиков на что-то повлиять? Есть вероятность, что они выступят в Вашу пользу перед нашими властями?

– Критики хотят быть независимыми. Они не хотят зависеть от конфликтов режиссеров, директоров, они хотят быть объективными. Я позвал их в связи с премьерой "Дабл Пулинович". Для меня это важное событие, мне хочется, чтобы оценку нашей работе дали люди  компетентные и далекие от наших дрязг. Разноплановых позвал критиков: Сенаторова старой школы, Лаврова любит современную продвинутую драму, Лоевский – гуру российского театра, отсматривающий 300 спектаклей в год. Это фигура, пожалуй, самая авторитетная в русском театре.

С 1 апреля Сенин должен был ставить Шекспира…

– То же самое – авторитетный режиссер, с которым мы долго договаривались, который ради нас освободил апрель... А теперь авторитарным решением будет ставить другой режиссер, как быть с постановкой Сенина неясно. Опять же, запланирован спектакль Вадима Романова – 15 апреля он приезжает делать спектакль-концерт к 9 мая. Сойдется это с Гриншпуном или нет – меня об этом не спрашивают. Видимо, есть какие-то соображения.

Если оставите Краснодарский драмтеатр, поедете назад в Москву?

– Ну да, я последние 22 года проработал в Москве, с 1989 года, там я сейчас ставлю спектакль "Наш класс" в Театре на Таганке. Есть еще кое-какие предложения, в Театре школы драматического искусства я ставлю спектакль.

Скандальный "Мнимый больной" все, включая Вас, увидели только на премьере, 8 марта. Прогона не было, никто не знал, чего ждать. Очень рискованный ход, как так вышло?

– Режиссер Иван Осипов известен и своими авангардными спектаклями, и более адекватными. В позапрошлом году на Волковском фестивале он предствлялся с Государственным драматическим театром имени К. Хетагурова (Цхинвал, Южная Осетия) – показывали "Одиннадцатую заповедь" Лопе де Веги по мотивам "Фуэнте овехуна" ("Овечий источник"). И это было зрелище, которое может воспринимать большинство зрителей. 

В нашем случае он повел себя достаточно скрытно, я ожидал от него более контактного зрелища. До последних дней он не афишировал, чем занимается. К тому же у него были причины, чтобы не сделать прогон – декорации подали накануне, 6 числа. Он, ссылаясь на это, сказал, что не успевает и делает только стыки, техническую работу.

7 и 8 числа я присутствовал в зале, но до конца не мог понять ситуацию полностью, но уже понимал, что выйдет скандал. Действительно, вечером 8-го мы увидели этот спектакль. Он был очень длинный, связанный с мировоззрением Ивана, противоположным театральной традиции, что театр должен быть зрелищным, осмысленным, действенным. 

Зрелище вышло бессмысленное, слишком затянутое, с огромными паузами, с медитативным слоем, в котором ничего не происходит, с огромным коичеством видео, где сам Иван и художник спектакля Дмитрий Петухов играют неких следователей. Если бы я был в другой среде, как специалист я принял бы этот спектакль, как высказывание, которое противостоит театральной рутине, штампам. Тянулась детективная интрига, но в конце все просто списывалось на какую-то Катерину Ивановну. И всё, больше ничего не объясняется. 

Даже остатки публики были разочарованы, они почувствовали себя обманутыми. Это все было странно для зрителей, которые пришли отдохнуть 8 марта. Если бы их предупредили, они, возможно, не покупали бы билеты. В книге жалоб есть отзывы "бред", "хрень". В принципе, я как главный режиссер на стороне зрителей, я не хочу, чтобы из моего театра уходили, притом в таких количествах.

И Вы сняли его?

– Мы совещались с актерами, готовы ли они пережить такое еще раз: это большая травма, когда актер рассчитывает на успех, а видит такой исход зрителя из зала. Я предлагал Ивану сократить спектакль, сделать его более внятным. Но Иван промедлил, не был готов к такому, так что мы были вынуждены отменить показ 10 марта. А 9-го был целевой показ, купленный банком, я отменил своим решением еще 7 числа. Люди ехали из районов, они бы не восприняли это действо точно. Хотя отменять, наверное, надо было и 8-е число... Не знаю. 

Но эта акция наверняка теперь надолго запомнится и участникам и зрителям, в этом тоже есть какой-то смысл. Никогда не знаешь что, в итоге хорошо, что плохо.

Это правда, такой встряски в Краснодаре еще не было.

– Людям напомнили, что искусство это не только наслаждение, но и иногда скандал, как когда-то были скандальными футуристы. Иван Осипов – талантливый человек! Он попытался сделать что-то революционное в нашем городе. Не очень уместно, не в очень нужный момент, но, тем не менее, он был честен. Перед самим сбой. 

Другое дело, что он хитрил с актерами. Обещал, что вот-вот все прояснится, но заманил их в ловушку. На премьере они выглядели достойно, продержались от начала до конца, и даже многие зрители отдавали им должное – говорили, что игра актеров не вызывает вопросов.

***

Директор Краснодарского театра драмы Татьяна Кривошеева прокомментировала конфликт с главным режиссером Александром Огаревым в эфире "Девятого канала"

 - Откуда и почему претензии в том, что его свободу кто-то ограничивает, и в чем, до сегодняшнего дня я не понимаю. Я не понимаю, откуда вдруг возник этот конфликт. Все условия быта, все условия для работы были созданы. Ему ни один раз никто не сказал нет. И когда мы сегодня пытаемся вести диалог и выяснить, в чем же конфликт, на мой вопрос, что сделано не так, я слышу: все не так! Для меня ответ "Все не так" – это ни о чем. Мне нужны конкретные примеры.

Если это будет  конструктивный конфликт, из которого мы выйдем, каждый понимая, в чем проблема и что-то изменив, безусловно, мы можем продолжить дальше сотрудничать. Если вдруг этот конфликт затянется, засосет опять весь театр в этот водоворот безумных событий, возможно, будут изменения. И тут даже я не скажу, продлю ли я контракт.

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы