Ирина Шевчук и Сергей Новожилов: О прошлом и будущем фестиваля "Киношок"

Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок" проходит в Анапе с 1992 года.

Стартовав как форум авангардного кинематографа, он со временем стал единственной фестивальной площадкой, по-настоящему объединяющей деятелей кино постсоветского пространства. На "Киношоке" встречались звезды кино из республик бывшего СССР, показывали свои работы молодые режиссеры, укреплялись культурные связи и обсуждались совместные кинопроекты.

У истоков "Киношока" стояли драматург Виктора Мережко, актриса Ирина Шевчук и журналист Сергей Новожилов. В 2014 году В. Мережко покинул пост президента фестиваля, а в 2016-м в команду вновь вернулся С. Новожилов, занимавшийся до этого собственными проектами.

В интервью порталу ЮГА.ру Ирина Шевчук и Сергей Новожилов рассказали о том, каким будет двадцать пятый "Киношок".

За эти 25 лет "Киношок" прожил целую жизнь. Вы бы начали "вот это всё" снова, если бы знали, что ждет фестиваль впереди?

Сергей Новожилов: – Давай вместе? (хором) Да!

А почему?

Ирина Шевчук: – Во-первых, мы любим кино. Во-вторых, когда мы начинали, наше любимое кино практически заканчивалось, а нам очень этого не хотелось. В-третьих, мы хотели попробовать себя в чем-то другом, новом. Хотелось что-то сделать для того, чтобы продолжалась жизнь, а не сидеть и ждать, пока нас куда-то позовут.

Думаю, что мы много и сделали для нашего старшего поколения, для которого "Киношок" стал настоящей отдушиной. Когда распался Советский Союз, все оказались разрознены, у многих не было толком работы, и люди не могли даже просто так поехать друг к другу в гости. Духовная потребность в общении оставалась, а физически или материально это стало невозможно.

Был такой восторг, когда на "Киношоке" встречались Донатас Банионис, Вия Артмане, Ада Роговцева, Софико Чиаурели, Евгений Матвеев, Клара Лучко, Инна Макарова, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова… И в этом тоже была какая-то надежда на продолжение жизни в кино, в искусстве.

Из того поколения, с которым мы начинали, осталось уже очень мало людей в живых, к сожалению.

Какими были первые "Киношоки"?

С.Н.: – Ирина к тому времени была уже звездой, известной актрисой, а я только делал первые шаги в Москве. Для меня это была такая проба пера: фестивалями я занимался до этого, но немножко.

До сих пор помню церемонию открытия первого "Киношока"… Такое уже повторить невозможно. Когда мы с Ириной в костюмах от Андрея Бартенева выходили на сцену, покрытую пляжным песком, зрители пробирались сквозь раздевалки, а сверху падали каскадеры в образе пьяниц... На пляже было сцена, где пели Петр Мамонов, Сергей Пенкин, Ирина Отиева – такое смешение жанров.
И программа показов была соответствующая, а председателем жюри был Роман Виктюк.

Жизнь потом многое поменяла. Может быть, уже не таким восторженным стал взгляд за эти годы, что естественно. Я уже постарел, но те времена запомнилось навсегда. С одной стороны, это было время надежд, с другой – мы, наверное, были самыми оригинальными, потому что первые "Киношоки" не были похожи ни на один фестиваль в стране.

И.Ш.: – Сейчас мы не хулиганим так сильно, как делали это в первые кинофестивали. Тогда нужно было, чтобы нас заметили каким-то образом. Кино было мало, обращать внимание на себя было особо нечем, но фестивалю надо было о себе заявить.

Между прочим, от хулиганства-то мы отказывались постепенно, и в основном благодаря тому, что публика не очень это принимала. В нашем узком кинематографическом кругу это было принято хорошо, и все подчинялись этой игре, но когда мы выходили на зрителей и что-то делали не так – это широко обсуждалось, нас периодически ругали. Поэтому нам приходилось волей-неволей дисциплинироваться.

Что бы хотелось бы вернуть из того времени? Фестиваль за эти годы очень сильно изменился, его формат серьезно поменялся.

И. Ш.: – Главное, что сохранилась необыкновенная теплота взаимоотношений. "Киношок" так и остался очень демократичным, очень народным и открытым.

Поменялось само кино, поменялись участники, сменились поколения. И, безусловно, это наложило свой отпечаток. Но когда мы вновь собираем эту страну вместе на десять дней, мне кажется, что первые два дня после открытия все-таки ощущаются присущая первому кинофестивалю юность и надежды, о которых говорил Сергей.

Хотелось бы вернуть хорошее кино. Чтобы его было много, а зрители его смотрели. Кстати, зрителей сейчас стало больше.

Сергей, в связи со своим возвращением в команду "Киношока" Вы планируете привнести в его организацию что-нибудь из "прежних времен"?

С. Н.: – Я лично очень рад, что мы вновь стали сотрудничать. Сейчас главное – вместе сохранить все лучшее, что было на "Киношоке".
Многое сейчас уже не вернешь – в первую очередь, людей, которых, к сожалению, уже нет с нами.

Фестиваль сейчас в процессе подготовки, но уже можно сказать, каким будет его 25-летие?

И. Ш.: – Пока только в самых общих чертах. Но переговоры и обсуждения уже идут.
Мы хотим, чтобы это был настоящий праздник кино, который коснулся бы не только участников "Киношока", но и зрителей. Чтобы все почувствовали нашу любовь.
Конечно, хотелось бы пригласить как можно больше , выдающихся людей – призеров, председателей и членов жюри…

Будет ли при формировании программы сделан акцент на том, что этот фестиваль – юбилейный?

И. Ш.: – Конечно. Мы хотим сделать панораму лучшего кино за 25 лет. Хотелось бы, чтобы сами кинематографисты и зрители увидели, как изменился мир за этот промежуток времени.

Сейчас в Краснодарском крае поменялся кадровый состав местной администрации. Как у вас выстраиваются отношения с новой властью?

И. Ш.: – Знаете, нас практически всегда со всеми выстраиваются отношения. Несмотря на то, что команда только-только вступила в свою фазу активной работу, ее представители отнеслись к нам с огромным пониманием, за что я благодарна им. Если сотрудничество останется таким же, то мы верой и правдой продолжим служить Отечеству всеми своими талантами и силами. (улыбается)

А на федеральном уровне вам оказывают поддержку сейчас?

И. Ш.: – Это у Сергея нужно спрашивать – он у нас в Фестивальном совете Министерства культуры состоит.

С. Н.: – Поддерживают. Но хочется, как и всем, чтобы было больше средств, учитывая и инфляцию. Слава Богу, что не сокращают бюджет.
Сейчас в России проходит Год кино, поэтому "Киношок", естественно, поддерживается – как уникальный по своей сути фестиваль, который объединяет постсоветское пространство. И, конечно, эту идею нельзя уничтожить, и то, что команда делала все эти годы, очень важно.

25 лет – это серьезный возраст для человека, после которого осмысленная жизнь только начинается. Что впереди у "Киношока"?

С. Н.: – Долгая и счастливая жизнь, как говорил Геннадий Шпаликов.

И. Ш.: – Да, это уже взрослый возраст... Целое поколение выросло! Что-то меняется, но жизнь продолжается. Мы всегда верим в лучшее.

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы