Сова приложила ухо к груди Буратино.
— Пациент скорее мертв, чем жив, — прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
— Пациент скорее жив, чем мертв…
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
— Одно из двух, — прошелестел он, — или пациент жив, или он умер. Если он жив — он останется жив или он не останется жив. Если он мертв — его можно оживить или нельзя оживить.
Примерно такая же картина наблюдается сегодня с фестивалями на Кубани. Вроде какие-то проходят, даже можно сказать — почти всероссийского размаха, вроде байк-фестиваля "Тамань — территория свободы" или "Лестницы в небо". Почти. Но мирового уровня событий нет, хотя они и случались в недалеком прошлом. Вспоминаем фестивали, которые мы потеряли, смотрим на то, что пока еще осталось — и пытаемся понять, почему так происходит.
Что было
Самый масштабный проект, реализованный в Краснодарском крае, — фестиваль KUBANA. Первый фестиваль прошел в 2009 году в поселке Веселовка. Он довольно быстро стал одним из самых популярных в России. В фестивале в разные годы участвовали многие именитые европейские и американские музыкальные коллективы — Korn, System Of A Down, Madness, The Offspring, Gogol Bordello, Scooter, The Prodigy, Guano Apes, Enter Shikari, Infected Mushroom, Die Antwoord, Sum 41, NOFX, Эмир Кустурица и десятки других. Из числа наиболее популярных российских исполнителей на фестивале выступали "Мумий Тролль", "Браво", "Ленинград", "Каста", Lumen, Louna, Найк Борзов, А.Ф. Скляр, Дельфин, Sunsay и многие другие, а также такие неожиданные для фестивальной рок-сцены артисты, как Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Михаил Боярский и Лев Лещенко.
Самая большая KUBANA состоялась в Благовещенской — и локация, по мнению многих, была выбрана крайне неудачно. Концертные площадки и палаточный лагерь были расположены в чистом поле, отсюда — пыль, что на жаре особенно мучительно. По инсайдерской информации, масштаб сыграл негативную роль в плане окупаемости мероприятия — слишком много дорогих иностранных звезд и соответствующих затрат. Такой большой и безумной KUBANA не была уже никогда.
Большая и безумная KUBANAa
Несмотря на то, что тогдашний губернатор Ткачев прилетал в голубом вертолете на концерт Боярского и лично благословил фестиваль, недоброжелателей у культурного события нашлось предостаточно.
Во-первых, ультраправые, автор видео — Данила Коловрат.
Во-вторых, Алексей Гайворонский из некоего "Координационного центра общественных объединений города".
В комментариях к видео приплел и Донецк, и все дела.
В 2014 году KUBANA вернулась в Веселовку, чтобы затем навсегда покинуть Краснодарский край. Причин тому много, большинство из них — административного характера. Одним из переломных моментов стал тот самый фестиваль в Благовещенской — помимо пыли и логистики тогда на продюсера Илью Островского обрушилась целая серия проклятий: от вынужденной отмены уже приехавших на площадку американцев Bloodhound Gang (незадолго до этого группа пропустила между ног российский флаг на одном из концертов на Украине) до внезапных проверок всех возможных инстанций: от прокуратуры до Росприроднадзора в самый разгар мероприятий.
Организаторы устали ломиться в закрытую дверь, на сегодняшний день фестиваль обосновался в Прибалтике, не найдя приюта даже в Калининградской области.
Питерская промогруппа Space of Joy, которая регулярно проводит фестивали в своих краях, в 2005 году организовала мероприятие в Красной Щели под Криницей. Направленность — транс, этно, фаер-шоу. Прибыла большая делегация из Финляндии, были и другие иностранцы. Там была организована очень интересная система — на территории фестиваля все торговые точки принимали не рубли, а местный фестивальный аналог. Такая вот денежная реформа, смелый шаг.
Были там и другие чудеса, но закончилось все вполне по-кубански. На пятый день фестиваля появился представитель местной администрации с сопровождающими лицами и, кажется, даже с телевидением. В момент приезда чиновника и поиска организаторов с целью выяснения обстоятельств каким-то чудом в чистом поле внезапно загорелась трава. Чиновник схватил ведро и на камеру стал тушить пожарище. Все бы ничего, проявил человек героизм, да только, по свидетельствам очевидцев, стоял потом на том месте устойчивый запах керосина. Фестиваль под благовидным предлогом борьбы за безопасность прикрыли, впоследствии он перебрался в тогда еще украинский Крым.
Space of Joy 2005
Прекрасное начинание компании "Билайн" — спортивно-музыкальный фестиваль BeeKiteCamp на Бугазской косе под Анапой. Привозили легендарных британцев The ORB — отцов-основателей электронной музыки, культовых музыкантов. Также можно было увидеть диву электроклэша Miss Kittin, показавшую яркое шоу, и россиян — Tesla Boy, L`One, Flammable Beats, Taras 3000. Увы, в 2015 и 2016 годах фестиваля не было, по слухам — нехватка финансирования.
Эберфест проходил в Краснодаре в память о видном деятеле краснодарской андеграундной сцены Александре Эбергардте, который много сделал для развития рок-музыки на Кубани.
В концертах принимают участие друзья и соратники Эбера, делятся воспоминаниями, поют его песни. Впрочем, фестиваль вроде не проводился в прошлом году и в этом, наверное, тоже не состоится.
И напоследок, на сладкое — привет из лихих 90-х. Фестиваль "Учитесь плавать", организованный лидером группы "Ва-банкъ" Александром Ф.Скляром, докатился однажды и до нашей губернии. Формат — панк-рок, хардкор.
Хей, любители "Формулы-1", Comedy Club и фестиваля "Новая волна" — ТАКОГО Сочи вы точно не видели!
Что осталось
— Можно стареть внешне, но если ты внутри остаешься молодым, то это позволяет говорить с молодежью на одном языке, — говорил в интервью порталу ЮГА.ру в 2013-м Илья Островский, который и не предполагал, что спустя два-три года ему придется увозить свой "Полуостров свободы" из станицы между тогда еще украинским Крымом и Кубанью на островок Луцавсала в Риге. Попытки говорить еще предпринимаются, но все больше это похоже на местечковые диалекты.
Уже несколько раз стадион "Андрей-Арена" в поселке Афипском Краснодарского края превращался в концертную площадку для фестиваля "Лестница в небо". На концертах памяти Андрея Андреева звучат классика олдскульного рока и прогрессив-рока, панк и хард-роковые направления, рокабилли и этнический рок. Организатор феста — отец безвременно ушедшего в 2013 году Андрея Андреева, генеральный директор АО "Краснодаргазстрой" (градообразующего предприятия поселка Афипского), основатель Фонда имени Андрея Андреева, который поддерживает рок-музыку и спорт.
В качестве участников на фестивале побывали группы "Черный кофе", "Кипелов", Гарик Сукачев, Doro Pesch, ДДТ, "Ю-Питер", The Pink Floyd show, Ken Hensley, Joe Lynn Turner, АРИЯ, John Lawton, Gragam Bonnet, Dan Mccaferty и другие. Есть все основания полагать, что фестиваль продолжит свое существование.
A-ZOV — ежегодный фестиваль электронной музыки и экстремального спорта, проводимый в России на побережье Азовского моря в Краснодарском крае. Первоначально проводился на косе Долгой в Ейском районе. Организатором фестиваля выступает event-компания GESPROMO.
С 2014 года фестиваль проходит в станице Должанской, на пляже вблизи базы отдыха "Салют". В 2014 году фестиваль стал победителем Russian Open Event Expo 2014 — III Всероссийской открытой ярмарки событийного туризма.
В 2016 году фестиваль прошел с 8 по 17 июля включительно.
"Квамманга" — международный семейный фестиваль развития и творчества. В рамках фестиваля проходят творческие, оздоровительные и развивающие мастер-классы от ведущих мастеров со всего света.
Концерты живой музыки и шоу-программы каждый вечер на сцене фестиваля. И все это — в живописном, экологически чистом месте на Черноморском побережье в районе Анапы. Фестиваль пользуется популярностью и год от года набирает обороты. Секрет, видимо, прост — четкое понимание своей целевой аудитории и ее запросов.
Байк-фестиваль в Веселовке, который сейчас называется "Тамань — полуостров свободы", пережил уже многих. Байкерское движение на Руси имеет богатую историю и традиции. Тусовка сплоченная, запрос на этот формат безусловно есть, следовательно — проект будет продолжаться и дальше. Правда, по словам организатора фестиваля, Даниила Коровайного, мероприятие старается выйти за пределы субкультуры: "люди приезжают на фестиваль на несколько дней, концерты идут не постоянно, не на всех музыкантов будет смотреть каждый, хочется разнообразного отдыха".
В итоге на сцене "Тамани" в 2016 году выступил даже очень неожиданный для такого формата артист — полушуточный драм-н-бейс проект "Нейромонах Феофан".
Промогруппа DUB'RAW! периодически проводит выездные кэмпы на море. Формат — ломаные биты, хип-хоп, гараж, драм-н-бэйс. Мероприятия отличаются дружелюбной атмосферой и некоторой хаотичностью.
Фестиваль красок "Холи" пришел в Россию из Индии, да так и прижился — во многих регионах и городах. Нравится молодежи обсыпать друг друга краской (не особо вникая в околорелигиозный индуистский подтекст всего этого).
Все чаще на улицах Краснодара можно встретить довольных разноцветных гостей фестиваля.
Как ни странно, даже такие аполитичные, вегетарианские фестивали подвергаются определенному прессингу со стороны общественности и запрещаются волевым решением чиновников. Так, фестиваль красок "Холи" в Махачкале в этом году был отменен. Призывы к махачкалинской молодежи отказаться от участия в фестивале получили распространение в соцсетях. Наряду с критикой фестиваля за развращение молодежи в интернете также появились угрозы в адрес тех, кто собирается на него.
Промогруппа "Земляне" нерегулярно устраивает партизанские вечеринки в клубах и кэмпы в лесах. Все мероприятия носят достаточно конспиративный характер, особо не рекламируются, гости, как правило, хорошо знакомы друг с другом. Направление — транс, этно, фаер-шоу, чиллаут.
Один из сдержанных поводов для оптимизма — "хипстерские" фестивали в Краснодаре. Последние два года это "Стереопикник", где более или менее сбалансированно удается совмещать коммерческую, развлекательную и музыкальную составляющие.
Но и у площадки для хороших городских ресторанов и фуд-траков, для тусовки молодых оптимистичных горожан и для выступлений на редкость актуальных артистов (из тех, о которых пишет журнал "Афиша" — в прошлом году это были OQJAV и "Наадя", в этом — Найк Борзов и "Меджикул") сегодня не все гладко. Организаторы выбрали путь наименьшего сопротивления и не просят помощи у власти. При этом они сталкиваются с трудностями другого порядка — известными, впрочем, всем, кто когда-либо делал массовые мероприятия.
— У нас банальная нехватка средств. Бюджет фестиваля складывается из нескольких составляющих: оплата участников-ресторанов и рекламных спонсоров, — признается руководитель компании AStipidi Ангелина Стипиди. — Участники-рестораны все хотят скидок, все — "друзья". А стоимость их участия — это электричество, торговое оборудование, охрана, уборка... Вторая часть дохода — спонсоры, те, кто хочет взаимодействия с контингентом фестиваля. Мы не продаем рекламные пакеты, основанные на "размещении логотипов". Мы делаем спонсорские зоны на фестивалях, пытаемся добыть контакты для клиентов. Местные бизнесмены в основном не хотят рекламировать себя — точнее, у них рекламный бюджет есть тогда, когда бизнес прибыльный, а "прибыльному бизнесу не надо рекламироваться", так они считают.
В итоге выходит замкнутый круг. Сетевые компании летом спят, а именно лето и начало осени — это самое время для фестивалей и рекламных кампаний к этим фестивалям.
Парадоксально: пока все вокруг твердят, что им нужны фестивали и качественные вечеринки, оказывается, что платить за это никто не хочет. "Стереопикник-2016" на краснодарском Затоне наверняка таки пройдет 3-4 сентября, но попытки всех организаторов — от Островского до Коровайного и Стипиди — преодолеть препятствия от финансовых до бюрократических раз за разом похожи на самоотверженный сизифов труд.
Что мы имеем в сухом остатке? Полуподпольные события и нишевые фестивали, вовремя застолбившие свое место под солнцем — и попытки выжить тех, кто надеется видеть Россию частью европейской культуры, несмотря ни на что. Если мы хотим, чтобы в регион ехали гости не только со всей России, но и из-за рубежа, чтобы краснодарцы ждали каких-то событий в течение всего года (вряд ли кто-то всерьез ждет Дня города, его скорее воспринимают как должное) — надо развивать событийный музыкальный туризм. А для этого власти нужно хотя бы не мешать организаторам, а лучше — создавать благоприятные условия и предоставлять преференции. Возможно, тогда и бизнес будет видеть меньше рисков в таких партнерствах.
Относительно общероссийских тенденций — ситуация безрадостная. Этим летом фестивали по всей России по разным формальным причинам отменяются один за другим: электронные Outline в Москве и Sunvibes на Алтае, серферский König Surf Cup в Калининградской области, московский хардкорный RAW-Fest, экологическая "Хвоя" в Тульской области, и обычный, непонятно чем помешавший рок-фестиваль "Песок" со стандартными для какого-нибудь "Нашествия" исполнителями — под Тверью.
— Сегодня почти нет мероприятий, которые можно было бы сравнивать с тем, что происходило десять и даже пять лет назад, — констатирует Ангелина Стипиди.
В Веселовке рыдают по поводу запрета KUBANA, в крымской Поповке проклинают запретителей "Казантипа". Большое Завидово живет "Нашествием", которое, слава богу, пока не запретили и которое — возможно, благодаря пивным спонсорам и министерству обороны — явно чувствует себя комфортно финансово. Если не осознать общую ответственность власти, бизнеса и организаторов за тех, кого приручили, жителям и гостям Краснодарского края в итоге останутся поездки в официозную как-бы-казачью станицу "Атамань".