Культурное достояние: тайная жизнь Кандинского и Малевича в краснодарском музее им. Коваленко
Портал ЮГА.ру пообщался с научными сотрудниками Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко и узнал, из чего состоит музейный фонд, что входит в коллекцию авангарда и какие картины "путешествуют" в другие города и страны.
В музее есть постоянная экспозиция и помещения для выставок временных, фондовых и привозных. В фонд входит около 13 тысяч произведений живописи, графики, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства. Коллекция отчасти собрана основателем музея Федором Акимовичем Коваленко, что-то приобретено музеем, кое-что — например, авангард — поступило из Государственного Музейного фонда. Если вы пройдете по залам с постоянной экспозицией, то увидите, что картин там сравнительно немного — около 150, а большинство находится в хранилищах.
В краснодарском музее собраны работы знаменитых художников-авангардистов, эти авторы представлены в лучших музеях и галереях мира. Самые значимые авангардные работы из тех, что собраны в музее, — Любовь Попова "Живописная архитектоника", Василий Кандинский "Беспредметное" (1910, 15, 17 гг); Казимир Малевич "Супрематизм" (год неизвестен), Марк Шагал "Две головы", "Нагая женщина", "Война"; Александра Экстер "Ваза с цветами" (1913), "Беспредметное" (1918), "Эскиз театрального костюма к пьесе Шекспира" (1921), Константин Медунецкий "Цветоконструкция" (1921), Михаил Меньков "Беспредметное" (1919).
Трое хранителей дважды в день обходят все залы и специальным прибором измеряют температуру, влажность и освещенность. Старший научный сотрудник отдела хранения Ольга Загорная рассказывает, что картины хранятся при температуре от 18 до 22 градусов и влажности 50-60%. Важно, чтобы в залах и хранилищах не случалось перепада температуры и не было сухо, иначе холсты и деревянный подрамник "капризничают". Особенность рисунков и акварельных полотен в том, что они выгорают, поэтому не должны долго находиться на свету. Такие работы экспонируются в залах с приглушенным светом, а иногда закрываются специальными шторками. Для масляной живописи это не очень важно, но все равно очень светлым помещение делать нельзя.
В Краснодаре хранятся три работы основоположника абстракционизма Василия Кандинского — "Беспредметное" 1910, 1915 и 1917 годов. Другие работы художника находятся в Пушкинском музее, Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, а также в музеях и галереях США, Швейцарии, Германии, Голландии, парижском Национальном музее современного искусства и центре Жоржа Помпиду, в музее Соломона Р. Гуггенхайма и музее современного искусства в Нью-Йорке и во многих других музеях и галереях мира.
В основном здании музея условия хранения соответствуют строгим требованиям, и там могут экспонироваться практически все произведения. Исключение составляют работы, которые поступили в музей в плохом состоянии, например, старинные иконы. Чаще всего такие произведения отдают на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря или в Государственный научно-исследовательский институт реставрации.
В фонде музея находится полотно основоположника супрематизма и автора знаменитого "Черного квадрата" Казимира Малевича "Супрематизм" (год неизвестен). Другие его работы хранятся в Третьяковской галерее, галерее Тейт в Лондоне, музее Буш-Резингер в Бостоне, музее Людвига в Кёльне, в музее современного искусства и в музее Соломона Р.Гуггенхейма в Нью-Йорке, художественной галерее Йельского университета и парижском центре Жоржа Помпиду.
Научный сотрудник Яна Алалыкина рассказывает, что недавно она изучала документы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря по реставрации икон, и на одной из икон был скол древесины, похожий на след от удара топора — бывают и такие случаи.
Картины художницы-авангардистки Любови Поповой, кроме музея им. Коваленко, есть и в Третьяковской галерее, и в Русском музее. Также произведения ее кисти хранятся в Национальной галерее Оттавы и в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.
Во втором здании музея, которое находится через дорогу и открылось после реставрации в апреле 2015 года, пока нет кондиционеров, и поэтому хранители не дают туда предметы и произведения из основного фонда. Там проходят мастер-классы и выставки современных художников.
Время от времени хранители проверяют состояние картин. Если вещь стоит на своем стеллаже, с ней ничего не случится. Но когда работа едет на выставку вне Краснодара, ее внимательно осматривают, фиксируют малейшие повреждения. Затем хранитель будет принимать картину и сравнивать. Например, сейчас Василий Кандинский "поехал" на выставку в Русский музей.
В музей им. Ф.А. Коваленко в начале лета приезжал из Москвы исследователь и эксперт живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов, он выбрал несколько работ для участия в масштабном проекте московского Еврейского музея и центра толерантности "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев".
В музее совсем недавно поменяли экспозицию "Русское искусство первой трети 20 века", где был представлен авангард, на "Русское искусство 16 — начала 20 веков". Сотрудники признаются, что выставки авангарда в краснодарском музее посещают заметно меньше, чем классику. При этом авангард — самая "путешествующая" часть коллекции. Он очень востребован, и часто музей просят дать работы для участия в выставках в других городах и странах.
"Супрематизм" Малевича и "Композиция №1" художника Алексея Моргунова участвовали в выставке "От Шагала до Малевича: Авангардная революция" в культурном центре "Гримальди Форум Монако" в княжестве Монако. Работы экспонировались с июля по сентябрь 2015 года. Выставка прошла в рамках официальной программы Года России в Княжестве Монако. Среди участников проекта — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник".
Произведение русского художника и теоретика искусства, мастера русского авангарда первой половины 20 века Ивана Клюна "Кубизм": экспонировалось на выставке "0,10: Малевич, Татлин и возникновение новых систем в искусстве" в Фонде Бейелера в швейцарском Базеле с октября 2015 по январь 2016 года. Эта выставка была приурочена к 100-летнему юбилею "Последней футуристической выставки 0,10". По замыслу организатора, проект был призван представить швейцарской публике искусство русского авангарда и таким образом способствовать лучшему пониманию русской культуры в Швейцарии. В выставке принимали участие Русский музей, Третьяковская галерея, российские региональные музеи, Стеделик-Музеум (Амстердам), Музей Людвига (Кельн), частные коллекции России и Европы.
Произведения из коллекции художественного музея имени Ф.А. Коваленко — "Живописная архитектоника" Любови Поповой и "Супрематизм" Казимира Малевича вошли в состав выставки "Русский авангард. Упоение будущим" (Музей дворца изящных искусств, г. Мехико, Мексика), которая работала с октября 2015 по январь 2016 года. Это первая выставка искусства русского авангарда на территории Мексики за всю историю российско-мексиканских отношений. В экспозиции были представлены работы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Русского и многих региональных музеев.
Кроме того, музей принял участие в международной выставке, организованной Государственным Русским музеем, — "Кандинский и Россия" в выставочных залах Банка Бразилии (города Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Белу Оризонте). "Беспредметное" Кадинского экспонировалось с ноября 2014 по сентябрь 2015 года.
Другие работы тоже иногда "путешествуют". В Китай "ездили" Константин Коровин, Сергей Виноградов, Абрам Архипов. Музей просили предоставить "Портрет Е.А. Красильщиковой" Валентина Серова на выставку в Москве, но хранители не сочли возможным дать эту вещь, потому что она очень сложна для транспортировки — большого размера, под стеклом, выполнена в технике пастели.
В какой степени за авангардом гоняются не только музеи, но и частные коллекционеры, можно оценить по продажам в аукционных домах. Например, в 2013 году на аукционе Christie's полотно Василия Кандинского "Осенний пейзаж" ушло с торгов за 14 миллионов долларов. В том же 2013 году "Эскиз к импровизации N3" Кандинского продал за 21,16 млн долларовчеловек, купивший эту работу в 2008 году за 16,88 млн. В 2015 "Мистический супрематизм" Казимира Малевича купили на Sotheby's за 37,8 млн. долларов.
Владелец собрания картин русского авангарда Леонид Закс в 2010 году рассказывал о ценах на произведения Любови Поповой: "В конце 60-х годов в Москве продать картину Поповой было невозможно ни за какие деньги. В середине 80-х ее картины покупали за 40 тысяч долларов. А сейчас, я предполагаю, то, что тогда стоило 40 тысяч, стоит тысяч 300—400".
"Вы владеете шедеврами. Да, это не случайные эскизные зарисовки, отходы творчества пусть и великих художников. Это шедевры музея федерального уровня. Аналогичные работы хранятся в Третьяковке и Русском музее", — комментирует краснодарскую коллекцию авангарда кандидат искусствоведения, член ICOM (Международный совет музеев, International Council of Museums) Галина Чармадова.
Прошлая выставка авангарда в Краснодаре проходила в 2013 году, а следующая планируется в 2017, к столетнему юбилею революции, ведь авангард — искусство революционное.