Голос города: променад-спектакль в Ростове-на-Дону и Краснодаре
Этим летом в Ростове-на-Дону и Краснодаре запустили необычный проект, зритель которого становится полноправным участником спектакля-прогулки. Назвать такой формат можно по-разному: променад-спектакль, спектакль-прогулка, может быть даже перфоманс или театральный квест. Четкой формулировки нет, но все это относится к иммерсивному театру. "Immersive theatre" — максимальное вовлечение зрителя в процесс, вплоть до того, что он сам становится героем спектакля.
Афиша Юга пообщалась с совладельцем "Голоса города" Ильей Фейгеновым и драматургом Алексеем Платуновым и собрала мнения тех, кто уже услышал "голос" своего города.
— Алексей, ты коренной житель Санкт-Петербурга, — "города мечты" многих. Для работы над "Голосом города" ты погрузился в жизнь городов совершенно других, относительно небольших и с отличным от северной столицы темпераментом. Что удивило тебя в Краснодаре и Ростове, в их жителях?
Ростов — город со множеством исторических и культурных слоев, которые мы попытались обыграть. Кроме того, это город с неразработанным потенциалом — такое ощущение, что строили город одни люди, а живут в нем совсем другие, как будто не замечая, для чего и по какой логике строились все эти здания и разбивались парки. Одновременно с этим, все ростовчане, с которыми мы работали, были прекрасны. Более того, в Ростове мы чувствовали себя почти как в Питере, — что-то общее у городов есть. То ли небольшая толика депрессивности, то ли бОльшая, нежели в Краснодаре, замкнутость в себе. Из бытового — поразили горы семечек у каждой скамейки, море разнообразных "едален" с прекрасной кухней, но ненавязчивым сервисом, большое количество интересного "самопального" искусства — надписи на стенах, уличные музыканты и артисты. Особняком стоит культура уличного бытия, когда собираются люди на улицах, общаются, знакомятся и т.д. В Петербурге этого почти нет — мы заперты в коконе блестящей архитектуры и практически не проводим время на улицах, большую часть времени сидя на кухнях и по барам.
Но вот в чем большое отличие РнД от Краснодара — в РнД люди гораздо меньше обращают внимание друг на друга. И это, конечно, было большим стимулом. Нам хотелось взломать городской код. Показать, как на самом деле прекрасен город и заставить людей посмотреть друг на друга. В Краснодаре хотелось "взломать код" по-другому. Город сам по себе очень яркий, насыщенный, активный (деловая хватка краснодарцев, конечно, поражает). Хотелось, с одной стороны, это использовать, с другой — все-таки посмотреть на декорации приветливого южного города с обратной стороны.
Работа над спектаклями продолжается и здесь возникает интересная ситуация: технологичные спектакли с использованием роботизированных голосов живут так же, как спектакли в театре с живыми артистами — смысл и ритм их может меняться после премьеры несколько раз, пока спектакль окончательно не "устаканится".
Прародитель "Голоса города" — Remote X, проект немецкой компании Rimini Protokoll.
Алексей Платунов и Даниил Пиктурный привезли Remote в БДТ (Санкт-Петербург) в качестве продюсеров, саунд-инженеров, литературных редакторов, переводчиков и т.д. Они же первыми предложили немцам схему не фестивального, а долгосрочного проекта, когда спектакль живет не одну-две недели, а длительный отрезок времени. В итоге в России успешно реализованы Remote Moscow и Remote Петербург. "Голос города" в Ростове был запущен в начале этого лета, в Краснодаре — в начале сентября.
Илья, Алексей, для вас "Голос города" — бизнес или искусство?
Алексей: Для меня это искусство, потому что бизнесом я в проекте не занимаюсь. Я всего лишь драматург. Но, конечно, искусство, подчиненное бизнес-модели. Плюс это еще и эксперимент, потому что хоть мы и берем Remote за основу, но внедряем туда много нового — подставных артистов, изменение среды и т.п.
Илья: Конечно, бизнес. Причем, бизнес как платформа для искусства. Мы создали с Артемом Мироновым новую театральную платформу — сцену на улице города, где каждый может выразить себя, создав свой спектакль.
Планируете ли вы писать новые сценарии для РнД и Краснодара или будете открывать новые города?
Алексей: Краснодар и Ростов будут немного доделываться, но это скорее косметический ремонт. Возможно, в следующем году будут и более кардинальные изменения, посмотрим. Нам было бы интересно их еще доработать и внедрить туда штуки, которые мы изобретем за осень-зиму.
Илья: В этом сезоне не планируем новые сценарии, так как близится конец сезона, но хотим чуть адаптировать существующие и успеть это сделать как можно быстрее. Творческая команда перепишет часть сценария и сделает два варианта, с актерами и без. Кстати, в Ростове последние показы пройдут в середине октября, а в Краснодаре — в конце ноября. В планах успеть в этом году открыть Сочи и Красную Поляну.
Для кого?
Возрастная категория — от 6 лет
Когда?
Расписание спектаклей в Ростове-на-Дону и в Краснодаре
Сколько длится?
В Ростове-на-Дону около 120 минут
В Краснодаре — 100 минут
Сколько стоит?
От 650 ₽
Cтоимость зависит от даты покупки — чем раньше, тем дешевле
Анна Никитина, школьница
"Если вы заметили на улице толпу чудаков, которые внезапно кричат, куда-то бегут, машут вам рукой и организованно переходят дорогу, приглядитесь к ним повнимательнее. Если они в наушниках, скорее всего, это участники проекта "Голос города". Среди этих людей оказались и мы с братом. Я никогда не думала, что у города есть голос и он может с тобой разговаривать. Мы прошли 5 км за 100 минут и нисколечко не устали. Голос вел нас неведомыми дорожками и заброшенными дворами. Он давал нам задания, ставил перед нами вопросы, о которых я никогда не задумывалась, предсказывал наши мысли и управлял светофорами. Он постоянно интриговал, удивлял и включал классные треки. Я думаю, мы подружились!"
Екатерина Попова, студентка
"Собираясь на спектакль, я не имела точного представления, что там будет. Было даже небольшое волнение, ведь это новый проект для нашего города. Одев наушники, в которых играла приятная нейтральная музыка, я поняла, что будет что-то, чего не описать словами. Когда начался сам рассказ, думала, что всю прогулку прореву, но я ошиблась. Весь спектакль в плане эмоций был равномерный, что, на мой взгляд, является большим плюсом: я и смеялась, и почти плакала, и глубоко задумывалась о жизни, проблемах, становилась настоящей, такая, какая я есть, без стеснений. Так как я большой любитель музыки, заметила, что для меня подобрана она идеально, именно то, что надо. Еще один плюс — я оказалась в тех местах Краснодара, о которых даже не догадывалась. Это настолько интересно, что даже дух захватывает. Единственное, что мне не понравилось, — показалось мало, но только потому, что все пролетело на одном дыхании."
Евгения Тодорова, пресс-секретарь "Ростелекома" в ЮФО и СКФО
"Буквально вчера для меня впервые зазвучал "Голос города" — новый для Краснодара формат знакомства человека с самим собой и пространством вокруг себя. Голос был молодым, наивным, романтически настроенным, немного сентиментальным (авторы сценария из Питера, а это все объясняет). Он вел знакомыми маршрутами, пытаясь настроить то на волну воспоминаний о детстве, то на размышления в духе memento mori, то призывая любить все и вся. Но до меня, увы, голос не достучался. Мне он казался восторженным подростком, за которым приятно наблюдать, но все это уже было и особых эмоций не вызывает. Формат променад-спектакля успешен во многих городах, имеет огромный потенциал вплоть до перехода в онлайн-пространство и взаимодействия участника с голосом тет-а-тет. Пока краснодарский спектакль-прогулка все же больше прогулка, чем спектакль. Попробовать определенно стоит, как минимум, чтобы составить собственное мнение и провести пару часов на свежем сентябрьском воздухе."
Олеся Шубина, руководитель проекта Diary.ru
"Люблю знакомиться с городами. В каждом новом месте я пытаюсь уловить атмосферу, а не просто обойти все достопримечательности. "Голос города" для меня — это такой виртуальный помощник, который приоткрывает душу города. У каждого города она своя… Близкая тебе или наоборот…
Я участвовала в проекте и в Ростове, и в Краснодаре, это два разных спектакля. Ростов — про мысли, Краснодар — про действия. "Голос" Ростова мне ближе, хотя живу я в Краснодаре. "