Краснодарская «Марапацуца» летит в Канны. Режиссер Игорь Гаркушенко — о съемках фильма
6 марта стало известно, что анимационный фильм краснодарского режиссера «Марапацуца» попал в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля. Главный герой — казак, который мечтает о прекрасной девушке и ищет ее во сне, оседлав диковинный летательный аппарат марапацуцу. Корреспонденты Юга.ру встретились с авторами фильма.
Участники беседы:
- Игорь Гаркушенко — художник-аниматор, дизайнер, режиссер фильма «Марапацуца».
- Сергей Воржев — художник, на основе картин которого сделан фильм «Марапацуца».
- Алексей Двоеглазов — продюсер фильма «Марапацуца».
Как фильм «Марапацуца» стал участником Каннского кинофестиваля?
Алексей Двоеглазов: Канны — это история про «Марапацуцу», рассказанная с конца. Сначала были картины знаменитого художника. Потом Гаркушенко создал фильм на их основе, и мы с друзьями собрались посмотреть, что вышло. Результат превзошел ожидания. Я тогда сказал режиссеру: «Фильм достоин фестивалей категории «А». И почему бы нам его не попробовать отправить в Канны?» Так и сделали, а теперь видим, что не ошиблись. Ведь Канны — это мечта любого кинематографиста, самая высокая планка. Большое счастье — даже просто поприсутствовать там. Понять, как работает индустрия, приобщиться к мировому сообществу и вынести для себя уроки, наметив будущий вектор развития.
У режиссера «Марапацуцы» был соблазн сразу выложить фильм в интернет. Но это закрыло бы перед нами все двери. Дело в том, что те самые фестивали категории «А» требуют, чтобы фильм не был нигде засвечен, — хотят открывать новые имена сами. Поэтому выкладывать в открытый доступ ленту до прекращения ее фестивальной судьбы нецелесообразно. На закрытых показах — пожалуйста. Возможно, в скором времени мы такой проведем для краснодарцев.
Замечу, что продвигать свои короткометражки и короткометражки других авторов я начал не сегодня. Так, в 2010 году на кинофестиваль Independent Days в немецкий город-побратим Краснодара — Карлсруэ отправился фильм «Палец», где я выступил режиссером. В 2014 году туда же поехал и фильм Игоря Гаркушенко под названием «Бар Туки». Да, с Игорем мы знакомы не первый год.
Подать заявку в Канны могут авторы любого фильма, или есть требования?
Алексей: Попытаться может кто угодно, но не забывайте, что жюри оценивает художественную ценность картины. Сними и подай — это легко. Но примут ли?
Команда фильма «Марапацуца»:
Сценарий, режиссура, монтаж: Игорь Гаркушенко
Картины: Сергей Воржев
Звукорежиссер: Дмитрий Вакула
Песни: Кубанский казачий хор
Продюсеры: Алексей Двоеглазов и Владимир Бегунов
Какой бюджет у фильма?
Алексей: Нулевой. Мы сделали кино на голом энтузиазме — вообще без бюджета и какой-либо поддержки со стороны. Это творчество в чистом виде. Здесь хочется отметить, что на Кубани нет площадки, где могли бы объединяться кинематографисты, делиться идеями, смотреть и обсуждать то, что в мультиплексах не покажут никогда. Такого места очень не хватает. Площадка эта пригодилась бы и на стадии создания проектов, их проката, фестивального продвижения. Да и просто объединила бы авторов, зрителей и всех неравнодушных.
Как у вас появилась идея фильма? Как вы собрались вместе?
Игорь Гаркушенко: Все получилось случайно. Сергей Дмитриевич Воржев пришел в рекламное агентство, где я работаю дизайнером уже 20 лет, чтобы отдать свои оцифрованные работы для книги. Я листал картины, и мультфильм сам по себе возник передо мной. Я озвучил идею художнику — он согласился. Вообще, я помню его картины еще с детства. В годы учебы в художественной школе я с друзьями бегал в Дом книги, там впервые и увидел картины с изображенными на них диковинными летательными аппаратами — марапацуцами. Мне тогда они очень хорошо запомнились.
С Алексеем мы давно знакомы и дружим, я ему полностью доверяю как продюсеру. Без него не было бы никаких Канн.
Сергей Воржев: Все началось еще в Варениковской в 1955 году. По станице ездил на телеге дед Гирич и громко кричал: «Кто будет железо сдавать, тот будет на самолетах летать!» Родители днем в колхозе, а дети тащили, что было железного — кастрюли да утюги. Дед Гирич вез все это добро к себе на подворье и складывал из него пирамиду прямо в огороде. Еще тогда, лет в пять, я стал грезить полетами и по многу раз сдавал деду Гиричу металл. Он 40 лет собирал свою пирамиду, она была метров 12 в высоту. Это было предтечей и марапацуцы, и фильма с ней. Кстати, несколько лет назад ко мне приезжали из Москвы, предлагали делать мультики. Но им надо было найти не меньше миллиона долларов на съемки. Ищут до сих пор. Игорь сразу предупредил, что бюджета нет, но мне понравилась его идея, и я согласился.
Читайте также:
Сергей, марапацуца — один из традиционных мотивов вашего творчества, она изображена на многих картинах. Как появилась марапацуца и слово, ее обозначающее?
Сергей: В 1984 году первая марапацуца прилетела ко мне во сне. В ней было 16 винтов, 16 двигателей и очень странные крылья. Конечно, я написал ее. Через месяц прилетела вторая, и пошло-поехало — с тех пор регулярно прилетает в разных технических решениях, с разным горючим. Помните, что 98% марапацуц летает на самогонке и только 2% — на чистом спирте. Слово «марапацуца» древнее, оно пришло из протоязыка и переводится как «мой солнечный корабль».
Для фильма вы использовали уже существующие картины, а было ли что-то нарисовано специально?
Алексей: Были выбраны конкретные картины для анимации. В результате — облака поплыли, перекати-поле покатилось, марапацуцы полетели, все зашевелилось и ожило. Но просто анимировать уже существующие картины мало, нужен был сюжет. А для сюжета — персонаж, который и помог рассказать трогательную историю в колоритном пространстве. Вот этого персонажа, старого казака, Сергей Дмитриевич и нарисовал по спецзаказу.
Игорь: Холст и масло соединились с компьютерной графикой. Картину мы разъединили на слои, вырезали отдельно каждый элемент: дом, дерево, облако — и дальше можно было анимировать. Это интересно тем, что классическая школа живописи соединилась с новыми технологиями.
Фильмография режиссера:
«Cвободная воля» (2007, 1 мин. 25 сек., анимационный);
«Я — дверной проем» (2009, 16 мин. 30 сек., игровой);
«Бар Туки» (2013, 10 мин. 45 сек., игровой);
«Человек, который любил цветы» (2013, 3 мин. 20 сек., игровой).
Как думаете, почему эстетика русский глубинки и быта казаков оказалась интересна за границей?
Сергей: Эта тема интересна от Японии до Америки многим людям, которые никакого отношения к нашему краю не имеют. Казачий быт — красивый и теплый, в нем заложено много энергии. Я видел все это, я жил в станице, поэтому могу передать на холст. Люди чувствуют эту энергию и тянутся к ней.
Игорь, можно сказать, что вас как режиссера интересует анимация уже существующих картин?
Игорь: Это был эксперимент. Может быть, я еще что-то сниму на основе картин Сергея Дмитриевича или другого художника, пока не знаю. У нас с коллегами много проектов: серия мультиков, игровые фильмы, документальные. Я очень хочу снять мюзикл. С мультипликацией просто: ты сам себе директор, никому ничего не нужно объяснять, никому не скажешь: «Почему ты не выучил текст?» Анимированные персонажи — это куклы, а я Карабас-Барабас. Это мои марионетки, я их нарисовал, они делают все так, как я хочу. Если они плохо играют — значит, это я плохо делаю.