Еще несколько лет назад первые квесты в Краснодаре были экзотическим развлечением. Сегодня в городе уже более 22 организаторов, в каждом проекте в среднем от одного до пяти вариантов самих квестов разных жанров, с разными сценариями, продолжительностью прохождения и возрастными ограничениями.
Руководитель расположенного в «СБС Мегамолл» квест-проекта «Клетка» Ксения Колганова рассказала порталу Юга.ру о том, как создаются квесты, где для них ищут атрибутику и как посетители реагируют на неожиданные элементы сценария.
Ксения Колганова cоздает квесты с 2014 года. В «Клетке» реализовала 5 квестов, из них один уже переделан. Сотрудничала с двумя организаторами в Краснодарском крае, сделала для них еще 5 квестов (сценарий и контроль застройки). Написала 56 сценариев для квест-румов и 15 сценариев для выездных квестов.
Где берутся разные странные атрибуты
Здесь есть прямая зависимость от бюджета застройки. Исходя из него формируется игровой сценарий с последующим составлением технического задания для исполнителей. Есть реквизит декоративный, а есть реквизит игровой, где каждой штукой занимается свой специалист. Допустим, нужен красивый деревянный короб, и чтобы что‑то в нем крутилось: крутилку делает один мастер, короб — другой, электрическое наполнение — третий. Четвертый это все собирает, а пятый мастер декорирует. Таких ловушек в квесте должно быть 15–20. Когда идет застройка, все делается одновременно и быстро. Конечно, квесты — это постоянная работа фантазии и дорабатывать можно даже уже работающую комнату.
В городе уже появились организации, которые могут сделать и бутафорию, и электронику для квестов. Появление такой инфраструктуры — показатель развития этой сферы как бизнеса.
Как рассчитывается уровень сложности
Уровень сложности в первую очередь зависит от тематики. Если квест не очень страшный, нужно понимать, что туда, возможно, придут и дети, поэтому его сложность должна быть вариативна — как для взрослых игроков, так и для 10+. Если это хоррор, то зачем делать что-то 14+ или 16+? Ясно же, что по законодательству только 18 +, уровень сложности соответствующий.
Как просчитать моменты психологической реакции
В уже воплощенном сценарии могут обнаружиться «ямы», поэтому перед запуском новой комнаты проводятся тестовые игры. По их результатам мы видим, где сценарий проседает и логику стоит поменять или, к примеру, добавить подсказки. Скажем, «Параллельный мир» не очень сложный, мы туда пускаем и детей и взрослых. Для каждой аудитории сложность должна быть разная, поэтому качество подсказок оператора тоже разное. Wow-эффекты я добавляю тоже по ходу тестовых игр.
Проблемные команды
Бывает, что нападают на актеров. Одно предупреждение — и игра останавливается, об этом игрокам говорим перед тем, как они зашли в комнату. Это хоть как-то позволяет держать их в тонусе. Мы изначально несколько раз говорим об их ответственности за все, что происходит во время игры.
Когда у нас был еще «Полицейский участок», во время его прохождения одна пара, скажем так, очень сильно увлеклась друг другом. Понятное дело, мы их вывели.
Бывает, только зашли — и сразу вырвали, допустим, цепь или сломали фонарь. Есть люди, которые могут что-то натворить и сознаться, а другие считают, что могут себе позволить разрушать реквизит, раз заплатили деньги. Я думаю, это от менталитета конкретно взятых игроков зависит, никто в сфере услуг от этого не застрахован.
Каждый квест — это бизнес-продукт, который нужно правильно подать заинтересованным в нем и не забыть о привлекательной обертке
Классификация посетителей
Не задавала себе этот вопрос еще, но, наверное, я лично делю на опытных и неопытных. Опытные игроки могут детальнее рассказать, были ли какие-то острые моменты для них, к этим замечаниям мы прислушиваемся и улучшаем комнату. Неопытных мы стараемся впечатлить так, чтобы они захотели еще сыграть. Например, квесту «Логово маньяка» уже 2,5 года, это был один из первых квестов «Клетки», и он постоянно в процессе улучшения. Я точу на него зуб и хочу переделать в другой квест. Из этого формата я как сценарист и технолог уже выросла, хочу сделать более современную игру. Но мне не разрешают пока это сделать ни коллеги, любящие его, ни гости — запись на него идет наравне с более совершенным «Параллельным миром», которому всего год. Сам формат кровавого жесткача не отпускает аудиторию, и я сижу со своей тягой к технологии и жду, пока смогу сделать свой главный квест. Для меня это форма профессиональной самореализации.
Актеры в квестах — признак слабины сценария?
Со мной часто консультируются люди, которые открывают бизнес в других городах. Я писала сценарии другим организаторам квестов края, и каждый мой квест по умолчанию идет без актера. Эта услуга дополнительная, для эмоций. Квест — это задача для разума, за задачами для сильных эмоций мы пойдем в комнату страха. Поэтому я считаю, что игроки должны иметь возможность выбирать эту опцию. Актеры по умолчанию — это потеря аудитории, которая любит думать, а отсутствие возможности игры с актерами — несоответствие рынку. Отличие хоррора без актеров от хоррора с актерами в наличии тематических спецэффектов, они же могут быть подсказками или задачами.
Для тех, кто решил создать свой квест
Обязательно изучайте рынок города и читайте актуальные статьи, начиная со второй половины 2016 года. Если захотите идти под крыло франшизы — изучите статистику посещаемости комнат не двухлетней давности, а мониторьте самостоятельно запись на сайте. Посмотрите, продают ли какой-нибудь из квестов этой сети, пообщайтесь с этим франчайзи. К сожалению, есть вероятность заплатить паушальный взнос, подвязаться на роялти, отыграть три первых месяца, а потом работать с одной игрой в день.
Если планируете свой бренд, то тут такая же стратегия, как и у любого нового товара на рынке. Есть дружелюбные организаторы квестов в городе, познакомьтесь с ними, наверняка поделятся реальным опытом.
Прибыльно ли это вообще
Уже не тот бум, который успели захватить первые квесты в городе. Сейчас жизнь проекта — это стратегия. Я думаю наперед обо всех возможных нововведениях и стараюсь их воплощать в своих проектах. Сейчас мы запускаем три VR-квеста, которых в городе пока нет. При таком подходе в любом бизнесе будет не только ноль, но и плюс.