Высшее образование — это атавизм? Интервью с директором Британской школы дизайна
Закончились приемные кампании вузов, близится начало нового учебного года. Кто-то уже начнет свой путь в высшем образовании, а кому-то надо готовиться к следующему лету, когда он станет абитуриентом. В 2017 году аттестаты о среднем образовании в России получили 615 тыс. человек, и половина из них понесли результаты ЕГЭ в высшие учебные заведения.
Идея фикс о том, что у каждого «приличного» человека должно быть высшее образование, сидит глубоко в родительских головах, при этом его качество, как правило, заботит в последнюю очередь. Работодатели в то же время твердят как один, что вышедших на работу выпускников вузов приходится полностью переучивать. По просьбе портала Юга.ру журналист и редактор Елена Гордюшова пообщалась с директором Британской высшей школы дизайна Анастасией Бутрым о том, зачем и чему стоит учиться, и в чем главная задача образования сегодня.
Выпускники вузов сейчас стремятся работать в больших корпорациях или хотят быть фрилансерами с небольшими проектами?
— В творческой сфере размер абсолютно точно не имеет никакого значения. Можно в корпоративном бизнесе быть неким винтиком, работающим как часть большой машины. Или быть фрилансером, таким человеком-оркестром, который сам себе хозяин, но делает одновременно все. Кому-то комфортнее одно, кому-то другое. Есть гипермаркеты, есть бутики, это просто разные бизнес-модели.
Наше мерило — это результат наших выпускников, и в их среде есть прекрасные успешные кейсы как в большом бизнесе, так и в мегамаленьком. Например, выпускник одной из наших программ, «ювелирный дизайн», это и есть человек-оркестр. Он имеет «чемоданчик» — обладает оптимальным набором инструментов и может разворачивать бизнес от идеи до реализации фактически самостоятельно. Больше оборудования может ему понадобиться на каком-то этапе производства, но в принципе он может все сам. Это позволяет ему одному быть в поле достойным воином. И это наша гордость. В то же время наши выпускники активно реализуются и в больших корпорациях, как в России, так и за рубежом.
Безусловно, есть некоторые сферы, проблема трудоустройства в которых реально существует, например, дизайнеры одежды. Легкая промышленность — вообще не самое сильное звено в России, поэтому мы в Британке пытаемся в каждого студента вложить максимальное количество бизнес-навыков, чтобы они могли создавать самостоятельные компании.
Анастасия Бутрым
директор Британской высшей школы дизайна
Британская высшая школа дизайна открылась в Москве в 2003 году. Здесь готовят специалистов креативных профессий, в основном связанных с дизайном, будь то дизайн интерьера, одежды, промышленный или графический. Обучение ведется по двум направлениям: это британские программы высшего образования, которые позволяют проходить часть обучения в Великобритании, и программы дополнительного российского образования и переквалификации. В Британке можно получить международную степень бакалавра искусств или получить новую профессию, уже имея диплом российского вуза. Программа школы аккредитована Университетом Хартфордшира.
Насколько хорошее образование помогает удачно трудоустроиться?
— Во-первых, что такое — трудоустроиться? Вот вы закончили и у вас есть выбор. Налево можно пойти — устроиться в большую компанию, направо — создать собственный бизнес.
Наши студенты часто знакомятся с учениками других программ или выпускниками и уже во время обучения придумывают вместе бизнес, выходят уже с командой. Важно, что они могут общаться не только со специалистами из индустрии, но и друг с другом. Есть управленческие, административные, маркетинговые программы, которые подпадают под определение креативное предпринимательство. И безусловно, их сотрудничество с теми, кто делает руками, помогает это все оформить, продвинуть все это в бизнес. Это бесценно. Поэтому, мне кажется, самое главное — воспитать желание рисковать в хорошем смысле, и дать возможность психологически нарисовать для себя перспективы. Чтобы была внутренняя готовность, это важнее всего. Людям, у которых эта внутренняя готовность есть, очень редко что-то не удается.
Сегодня нужно мыслить по-хорошему нагло, правильно себя соизмерять с окружающим миром, пусть даже изначально самооценка несколько завышена. Если человек себя переоценивает, это дает ему огромную динамику для развития. А вот когда наоборот — это очень тяжело исправляется. Конечно, важно параллельно развивать и мягкие навыки, умение работать в команде, презентовать себя.
В 2014 году студенты Британки бесплатно разработали маркетинговую стратегию и брендинг для Краснодара. Эта история наделала в городе много шума. Тогда рабочая группа БВШД пришла к выводу, что Краснодар имеет все шансы стать «русской Калифорнией» — городом, где комфортно жить, работать и отдыхать одновременно. Ключевым проектом, на котором студенты предлагали сосредоточиться, был назван «NextAgro. Краснодарский центр агроинноваций». Визуальным итогом этой работы стала разработка логотипа и фирменного стиля бренда, однако вся проделанная работа осталась нереализованной. Администрация Краснодара по сей день этот кейс никак не использовала.
Многие работодатели жалуются, что вчерашние студенты ничего не умеют, их приходится буквально переучивать.
— Вы знаете, это вообще тренд. Гамбургское дизайн-бюро Oberhaeuser, например, в начале мая опубликовало информацию, что они официально отказываются от требований и дипломов о высшем образовании. Это очень много значит и это очень большой экономический фактор — то, что в умах многих до сих пор базовый уровень подготовки требует наличия диплома. В этом бюро сказали, что они будут брать на работу после школы и обучать сотрудников самостоятельно. Они не хотят больше переучивать — это потеря времени. В итоге ведь это гораздо дороже, чем взять еще ничего не умеющих и научить их. Поэтому развитие специалистов с помощью индустрии и в небольшом бизнесе, таком, как рекламный или агентский тоже, безусловно, возможно. За этим, скорее всего, будущее.
Пока еще индустрия и образовательные учреждения не говорят на одном языке. Это общемировая проблема. В индустрии есть запрос на специалистов с определенными знаниями, навыками и умениями — очень четко сформулированными, а образование делает что-то совсем другое, что-то свое. Пока еще снять показания бизнеса, подготовить и отдать ему специалистов — нет этой цепочки конвейерной. Это должно все соединиться, я думаю, в ближайшем будущем.
Они не хотят больше переучивать — это потеря времени. В итоге ведь это гораздо дороже, чем взять еще ничего не умеющих и научить их
Что такое «образование» — вопрос терминологии, потому что есть «человековедение», где закладываются непосредственно человеческие качества. Универсальная правда связана именно со становлением личности. А есть конкретные навыки — когда человека нужно научить что-то конкретное делать. В образовании подразумевается и то, и другое. А у нас если и делается, то, скорее, только первое. Важно, чтобы человек, построив свой личный и общий базис, мог выбирать дальше — чему он хотел бы научиться, какие навыки приобрести. И чтобы при этом он был востребован на рынке труда. Пока что рецепта, логичной схемы, как все это должно работать, ни у нас, ни в западном образовании нет.
Николай Андреев
управляющий партнер КА Ruport
«У нас в штате работает восемь графических дизайнеров, и мы всегда готовы расширяться и брать кого-то еще, если есть соответствующий претендент. Другое дело, что найти людей, которые соответствуют нашим требованиям, очень сложно. Если к нам приходит человек с дипломом Британки, это сразу зеленый свет. Мы часто отправляем наших ребят туда на интенсивы или приглашаем преподавателей БВШД к нам на мастер-классы. И результат обучения практически сразу же виден в работах».
Может ли человек сделать правильный выбор сразу после школы?
— Я в ужасе от этой мысли, от этой навязываемой необходимости. К этому возрасту никто никогда не определится, это невозможно. Определиться может личность зрелая. А личность становится зрелой — ну это происходит в течение всей жизни, как, в идеале, и учиться человек может в течение всей жизни. И это прямо страшно слышать, что если ты не определился, то все, пиши пропало. У меня вот одному ребенку 15, второму 17. Старший уже учится в вузе, но я совершенно не уверена, что это та сфера, в которой он останется. А пятнадцатилетний еще не определился, и я считаю, что это абсолютно нормально. И если он будет учиться несколько раз, буду только рада.
Потребностей в обучении, образовании, профессиональном росте на протяжении жизни возникает очень много и каждый решает их по-своему. Кто-то занимается самообразованием, кому-то проще пойти куда-то на курсы, учиться по готовой системе. И потом — что такое новая профессия? Это тоже вопрос терминологии. Инженер вчера и инженер завтра — это вообще разные профессии. Когда количество этих изменений, я имею в виду с точки зрения навыков, перейдет в качество, надо будет сказать, что это не инженер, а, допустим, робототехник. Ну а сейчас на разных рынках, даже в разных городах это может быть по-разному. Вполне нормально, что в Нью-Йорке, в Москве и в Краснодаре в описании вакансии графического дизайнера описываются разные требования.
Инженер вчера и инженер завтра — это вообще разные профессии
Я, например, хочу, чтобы мои дети были в первую очередь счастливы. Нужно ли им для этого высшее образование и должно ли оно быть похоже на образование родителей — оба раза ответ нет. Социальные лифты в виде дипломов высшего образования уже не работают. Каждому родителю тяжело усомниться в том, во что всегда верили в его семье, а в России к тому же очень трепетно относятся к образовательной деятельности. Но на самом деле, я думаю, в глубине души зерно сомнения у любого родителя есть — «а правильно ли я делаю, желая, чтобы мой ребенок повторил тот же путь? Рынок сейчас — он такой же?» Это очень большая ответственность. Что ребенок потом будет делать с этим образованием и правильное ли оно? Пока, я думаю, мы боимся задавать себе все эти вопросы.
Ольга Гамбарян
дизайнер
«Я два года училась в Британке на курсе «Визуальные коммуникации» у Леонида Славина, это программа российского дополнительного образования. Решила там учиться, потому что были очень хорошие отзывы, и я до сих пор считаю, что это единственная школа, где очень сильный курс визуальных коммуникаций. Интересно, что каждый поток ведет свой журнал в LiveJournal. Я перед поступлением прочитала все записи, поэтому отлично представляла, что меня ждет. В целом образование оцениваю на 10 из 5, а мне есть с чем сравнивать. Я училась в Краснодаре на графического дизайнера в Художественно-промышленной академии. Там мне дали хорошую базу по классическим дисциплинам, но что касается графического дизайна, то в Британке я узнала за месяц больше, чем за шесть лет в академии. Традиционный вуз не дал знаний, которые я могла бы применить сразу в работе, а в Британке просто совсем другая обучающая платформа».
«Нагрузка, конечно, очень тяжелая, но она по делу. Когда выпускаешься, на защите твоего проекта всегда сидит комиссия, где есть арт-директора крупных компаний, и можно сразу получить предложение о работе. Я после завершения учебы не пошла работать в штат, хотя меня приглашали в одно очень хорошее агентство. Я осталась на фрилансе, прочувствовав вкус жизни свободного человека, который может уехать на полгода в другую страну, не переставая работать при этом. Я до сих пор на фрилансе, но у меня крупные заказчики, которые дают мне делать интересные проекты».
Как вы видите будущее высшего образования в целом?
— Я весной была на очень интересной конференции в Новой Зеландии, где было много азиатских стран. Там были совершенно фантастические дебаты. Эксперты разделились на две группы. Одни считали, что у высшего образования есть будущее и оно подстроится под современные реалии и интересные явления, которые происходят в социуме и промышленности. Вторые говорили, что высшее образование — это атавизм. Даже было голосование, и большинство проголосовало за то, что у высшего образования нет будущего. Безусловно, это достаточно смело и, может, с какой-то долей юмора, но тем не менее это то, что волнует очень многих, и это обсуждается уже очень серьезно.
Сейчас у нас как все построено: вот вы приходите, допустим, в МГУ, и вы именно на этом факультете получаете все компетенции. Вы получаете, ваш сосед получает, при этом неважен ваш бэкграунд, ваши особенности обучения. Вы получаете единый продукт, потому что вы туда поступили. А как сделать, чтобы центром сборки этой образовательной программы был сам человек? Потому что если в центре конкретный человек, то это совершенно другой подход.