Ждём вас SNOVA. В Краснодаре открылся магазин осознанного потребления — что здесь можно купить, что сдать и что получить бесплатно
Во многих странах для людей нормально покупать одежду в секонд-хендах, комиссионных магазинах, на гаражных распродажах и блошиных рынках, но в России это пока ближе к субкультуре. Юга.ру часто пишут о свопах и сейлах, где меняются и продают не новые одежду и аксессуары.
Журналистка Иолина Грибкова отправилась в новый секонд-хенд SNOVA, который открыла дизайнерка Светлана Эннс по адресу улица Красная, 139 (во дворе). Хотя сама девушка называет своё детище иначе. Рассказываем, почему стоит пересмотреть взгляд на такие магазины и начать приобщаться к этому формату шопинга.
Не классический секонд-хенд
Магазин SNOVA находится в самом центре на улице Красной. Благодаря яркому фасаду, который Светлана расписывала вручную, найти его оказалось несложно даже во дворе. Меня встречает Фрида Кало, надпись Viva la Vida, уже ставший знаменитым жёлтый бак и сама владелица — ярко одетая, приветливая и улыбчивая.
Внутри всё красиво и совсем не похоже на классический секонд-хенд. Даже запах другой. На стенах картины и граффити, необычные часы. Вижу несколько рейлов с одеждой и полки с различными аксессуарами: шляпы, кепки, сумки, очки, браслеты, даже обложка для паспорта. За 500 рублей можно купить яркую авоську.
Светлана Эннс с 2017 развивала собственный бренд одежды ENNS, имела мастерскую в центре города, устраивала модные показы. Одновременно с этим её деятельность была косвенно связана с экологией. Больше пяти лет она с подругой Леной Тиминой делала hygge sale — гаражные распродажи, где можно было как купить вещи, так и взять бесплатно. Идея открыть магазин осознанного потребления (именно так его сама называет девушка) родилась у Светы три года назад.
«Я думала: как было бы классно иметь место, которое бы работало каждый день, и люди могли постоянно приходить и обмениваться вещами или обновлять гардероб за минимальную цену. Я несколько раз пробовала создать проект с кем-то, но понимала, что тогда буду от этого человека зависеть. И параллельно вести два дела не хотела», — рассказала Светлана Эннс.
Время меняется, и производством одежды она сейчас не занимается. После начала СВО в феврале 2022 года начались проблемы с сырьём. Поскольку девушка предпочитала натуральные ткани, возникли трудности с поставками.
«Я пыталась одно время искать органические ткани, но они так дорого стоят. Часто слышу, что российские дизайнеры не по карману, а так производство станет в три, четыре или даже пять раз дороже. Например, один метр ткани стоит 2 тыс. рублей, а для платья мне нужно пять метров. Сколько тогда оно будет стоить, и кто его сможет себе позволить?» — продолжает Эннс.
После февраля Света также почувствовала, как сильно изменилась покупательская способность. Она поняла: то, что делала раньше, теперь невозможно.
Экологическая повестка
Экологическая повестка всегда волновала Эннс. Она начала кастомизировать вещи уже с первой коллекции. Последняя полностью создана из остатков тканей от предыдущих. Также Света три года читает лекции про slow fashion (медленную моду) и осознанное потребление.
«Модная индустрия — вторая в мире по загрязнению окружающей среды. После нефтедобывающей, конечно. Но потребители об этом не задумываются. Для нас покупка вещей — это развлечение, тем более сейчас это стало очень доступно. Через пару кликов вам или на дом всё привезут для примерки, или в ближайший пункт выдачи. В итоге мы сейчас живём в эпохе перепотребления», — считает владелица магазина SNOVA.
Изначально Светлана Эннс хотела, чтобы это был крупный проект, поэтому в первую очередь обратилась к торговому центру «МЕГА Адыгея-Кубань». Но там очень трудный и длительный процесс согласования. В итоге она решила: пусть это будет маленький формат на собственные средства, но она реализует всё так, как видит сама.
Фрида Кало на фасаде магазина — дань одной из первых коллекций Светланы Эннс Viva la Vida, которая завирусилась в интернете.
Место под магазин для аренды искала через «Авито». Света точно понимала, что именно ей нужно. Первый этаж, но не первая линия — без случайных людей. Удобная транспортная развязка, чтобы проще разгружать товары, и остановка рядом — для доступности клиентам.
Все, кто приходят в SNOVA, — идут целенаправленно в этот магазин. По словам Светы, люди рады, что у них есть возможность избавиться от вещей, не выбрасывая их.
София: Мне нравится расположение магазина в центре города. В соцсетях доступно объяснили маршрут, поэтому не заблудишься. Классно оформили фасад и интерьер. Заходишь туда и нет ощущения, что ты в задрипанном секонде. Попадаешь в творческое пространство. Все вещи отлично подготовлены к продаже, их стирают, отпаривают, убирают с них катышки. В магазине приятная атмосфера, девочки очень дружелюбные и общительные, всегда подскажут, если что-то интересуют.
Экспериментальный формат
Магазин предполагает несколько форматов. Вещи, которые попадают в жёлтый бак, не идут на свалку, Света с помощницей их перебирают вручную. Совсем ветхие отправляются на переработку, SNOVA сотрудничает с фондом «Второе дыхание» в Москве.
«В стране можно по пальцам пересчитать компании, которые перерабатывают текстиль. Это очень сложный и дорогостоящий процесс. Сейчас веду переговоры с компаниями в Калининграде и Иваново», — объяснила Эннс.
Большая часть вещей идёт в довольно обширную зону по купонам. Принцип такой: человек сдаёт ненужное, а взамен получает один купон, который равен трём вещам с бесплатной зоны. Обувь принимается только в хорошем состоянии, потому что в магазине нет технической возможности её ремонтировать. Это же касается украшений.
Бывает, что вещь классная, но где-то что-то протерлось у неё. Это Света определяет на кастомизацию.
Примерно 5% принесённого идёт в зону на продажу.
Ещё часть вещей владелица покупает для магазина самостоятельно. Так называемый селективный секонд-хенд. Просто ищет классные вещи целенаправленно. Хочет в коллекцию кимоно или тренч — мониторит на разных площадках.
«Кто-то действительно приходит обменяться вещами. Приносит свои, выбирает чужие и с удовольствием потом носит их. Кто-то приходит за кастомизацией, зона по купонам им не нужна, им подавай что-то эксклюзивное, творческое. В первую неделю у меня буквально сметали кастом, рейл остался почти пустым. Кто-то приходит и восклицает «О, боже, Zara! У вас есть Massimo Dutti?» Стараюсь формировать ассортимент так, чтобы каждый мог что-то найти», — рассказала владелица магазина.
Что почём?
Обычные вещи на продажу стоят от 200-300 рублей до 6 тыс. рублей (больше всего придётся заплатить за верхнюю одежду).
«Людей, которые ходят по секонд-хендам, я называю искателями. Мой магазин для тех, кто не любит часами копаться в залежах вещей, для них у меня уже всё отобрано», — добавила Эннс.
Стоимость кастомизированных вещей зависит от их первоначальной цены при покупке.
Читайте также:
Сейчас кастомизация набирает популярность. Раньше люди не особо понимали, что это такое. Думали, что художники и дизайнеры просто раскрашивают и продают с большой наценкой. Но всё не так просто. Для кастомизации используются специальные дорогостоящие краски. В них специальная смола, которая буквально впаивается в структуру ткани. Таким рисункам не страшны стирки и другие внешние воздействия. В магазине SNOVA кастомизированные вещи стоят от 850 до 8 тыс. рублей.
«Магазин — отражение моего внутреннего мира и видения прекрасного. Я стараюсь искать что-то творческое и уникальное. С белыми рубашками в моём магазине проблема (смеётся). Есть мой минимум: джинсы, футболки, платья, винтажные пиджаки с классными подкладами. Пока первый месяц я пристреливаюсь. Если вижу, что человек всё посмотрел и ушёл ни с чем, то интересуюсь, что он искал», — объясняет девушка.
Марина: Свету Эннс я знаю давно и хотелось понять, чем закончится её творческий перерыв. Новый проект ждала, потому что всё, что она делает, интересно и свежо. Мне нравится, как она всё придумала. Весь магазин буквально пропитан идеей осознанного потребления. Света окружила себя таким обширным количеством творческих людей, которые в том числе сдают одежду в её магазин, что едва ли там можно найти что-то банальное или базовое. Всё очень яркое и оригинальное.
Практически весь ремонт в магазине Света сделала сама. Она красила стены, рисовала. По её словам, в проект вложено не так много денег, как может показаться. Для росписи купила только краски, баллончики уже были.
«Я купила рейлы с производственным браком. Стол сделала своими руками, стул приобрела в фотостудии за 300 рублей. Треногу в цветочном взяла по-дешёвке. Манекены нашла на «Авито» за 500 рублей. Если есть руки, чтобы сделать, и язык, чтобы договориться, всё возможно и доступно. Нужно просто включить воображение»,— объяснила Света.
Некоторые считают, что вещи хранят энергетику других людей, поэтому негативно относятся к культуре вторых рук.
«Мы — дети 90-х, которые постоянно донашивали за кем-то вещи. У меня нет предубеждений на этот счёт. Наоборот, я больше за эксперименты. В местах типа секонд-хенда можно найти максимально много странных и необычных вещей, которые идеально впишутся в гардероб. Я — человек. который может принести с помойки стул, отреставрировать его и обедать на нём. Я за то, чтобы вещь жила как можно дольше. Думаю, барахолки не были бы так популярны, если бы все верили в энергетику вещей», — продолжает владелица магазина.
Приходите к нам SNOVA
Покупатели приходят в магазин по сарафанному радио, из соцсетей или онлайн-карт. По глазам людей, заинтересовавшихся геоточкой, Света видит, что они не понимают, куда пришли: почему Фрида Кало на фасаде, почему всё такое яркое. Девушке приятно им всё объяснять, доносить идею своего магазина.
«Хочется пропагандировать философию осознанного потребления через чек-листы, инструкции по уходу и многое другое. Я не просто складываю в пакет выбранную вещь, я рассказываю и показываю, как нужно относиться к гардеробу», — объясняет Эннс.
По итогу первого месяца работы владелица уже может сказать, что проект точно нужен людям, у него есть потенциал, и он должен расти. Несколько недель назад Эннс сняла ещё одно помещение на втором этаже. Люди приносят очень много одежды — она в хорошем состоянии, и ее нужно где-то хранить и сортировать.
«Название мне приснилось. Я даже проснулась и стала гуглить, существует ли уже такое. Мне нравится, что слово простое и его легко запомнить. Его легко интегрировать в обычную речь: приходите к нам SNOVA, ждём вас SNOVA. Вещи живут SNOVA — мы даём им вторую жизнь в чьём-то гардеробе. Это слово, полное надежд. Особенно сейчас. Хочется, чтобы что-то ещё теплилось внутри», — подытожила Светлана.
Я ушла из SNOVA не с пустыми руками. Купила белое в зелёную клетку пальто-рубашку уже ставшей раритетной марки Zara.