Святослав Панченко

Города мертвых. Кто и зачем мумифицировал усопших на Северном Кавказе

Эльтюбю, май 2017 года © Фото Юли Шафаростовой

Рассказываем о традиции мумификации усопших на Северном Кавказе

Когда речь заходит о мумификации, воображение чаще всего рисует пески Египта, величественные пирамиды и саркофаги фараонов. Но традиция сохранять тела усопших существовала и на Северном Кавказе. 

По просьбе Юга.ру журналист и антрополог Святослав Панченко рассказывает о мумиях в истории погребальной культуры региона.

Представьте себе путешествие по горным тропам Ингушетии и Осетии. Вы видите каменные усыпальницы, напоминающие то ли сторожевые башни, то ли застывшие шатры кочевников, затерянные среди суровых скал. А внутри усыпальниц можно найти мумии. В отличие от знаменитых египетских, они не так хорошо сохранились — время и суровый климат оставили на них свой след. Но даже эти безмолвные останки могут многое рассказать о жизни и смерти в горах Кавказа много веков назад.

Кем были люди, избравшие столь необычный способ погребения? Как традиция мумификации пришла на Северный Кавказ? Какие тайны хранят в себе форма и расположение усыпальниц?

Мумии на Кавказе и в мире

Мумификация — явление, распространенное по всему миру. Хотя многие считают древнейшими египетские мумии, на самом деле первенство принадлежит мумиям культуры Чинчорро из Перу, датируемым примерно IX-VII тысячелетиями до н.э. Среди более поздних известны мумии из катакомб капуцинов в Палермо, мощи Киево-Печерской лавры, мумии гуанчей, мумифицированные останки «принцессы Укока», так называемые «болотные люди», мумии инков и другие.

Наличие мумий в наземных и подземных гробницах Кавказа — тема, хорошо известная специалистам, но малознакомая широкой публике. Такой тип захоронений оставался традиционным для региона на протяжении столетий.

Склепы Даргавса, Северная Осетия © Фото Ахсартаг, commons.wikimedia.org

Что такое мумификация?

В общем смысле мумификацияэто процесс «засушивания» тканей мертвого тела человека или животного, предотвращающий или замедляющий гниение и разложение. В естественной среде мумии образовываются под воздействием сухости, мороза, высокого содержания солей. Это называют естественной мумификацией. Подобные трупы часто находят в пустынях, ледниках и вечной мерзлоте, торфяных болотах, в местах с низкой влажностью и высоким содержанием солей — там, где могут хорошо сохраниться форма тела и мягкие ткани.

Если же тело подготавливают к консервации искусственно, то это называется бальзамированием или искусственной мумификацией. Суть ее такова: в мертвое тело вводят вещества, уничтожающие микроорганизмы и препятствующие разрушению тканей. В качестве примеров можно привести древнеегипетские «бальзамы» или современный формалин.

Как эта традиция появилась на Кавказе?

Существует гипотеза, согласно которой мумификация могла быть заимствована у других древних народов — например, у тех же египтян. Эта версия основывается на ряде косвенных признаков и исторических параллелей.

Несмотря на удаленность, Египет не был полностью изолирован от Кавказа. В древности существовали торговые и военные контакты между этими регионами, что создавало возможности для культурного обмена. Кроме того, в обрядах погребения у кавказцев и египтян можно найти некоторые сходства. Оба народа старались сохранить тела умерших и помещали рядом с ними предметы быта. На Кавказе мумифицировали естественным путем, без вскрытия тел и применения бальзамирующих веществ, как это делали в Египте.

У этой гипотезы есть и противники. Прямых доказательств влияния египетской культуры на Кавказ пока не найдено. Более того, кавказские усыпальницы имеют особенности, отражающие местные традиции и природные условия.

Виды усыпальниц

На Кавказе подлежащие мумификации трупы традиционно сохраняли в общих могильниках, которые обычно находились недалеко от селений. Наземные усыпальницы («жилища мертвых»), как правило, представляли собой группу погребальных строений («хаты» или «башенки») различной формы: пирамидальной, цилиндрической или продолговатой. Они сложены из камней на цементе, в большинстве своем оштукатурены, имеют фундамент. Крыша покрыта шифером, имеются стоки для дождевой воды. В стенах есть два отверстия: одно для вноса покойников, другое (поменьше) — для вентиляции. Потолок обычно сводчатый. Как правило, высокие наземные усыпальницы имеют внутри несколько ярусов (4-8), на каждом из которых рядами лежали мумии. Пример — «городок мертвых» около села Кобан в Северной Осетии.

Эльтюбю, май 2017 года © Фото Юли Шафаростовой
Эльтюбю, май 2017 года © Фото Юли Шафаростовой
Эльтюбю, май 2017 года © Фото Юли Шафаростовой

Редкий тип наземных могильников Кавказа — погребение в естественных пещерах. Пример — Хасаутский некрополь в Карачаево-Черкесии.

Подземные могилы представлены, в основном, склепами-колодцами и подземными галереями. Внутри можно увидеть деревянные полки или каменные плиты для усопших — чаще вдоль стен, реже в центре. Иногда усопших укладывали прямо на пол. Пример — подземный склеп на территории башенного комплекса Цори в Ингушетии.

Почему были распространены наземные усыпальницы?

Практика погребения умерших не в земле, а в возвышающихся над землей усыпальницах — одна из наиболее ярких особенностей погребальной культуры Кавказа. Что же побуждало горцев отказываться от традиционного для большинства народов погребения и выбирать столь необычный способ? Исследователи сходятся во мнении, что ответ кроется в сложном переплетении религиозных представлений, практических соображений и даже медицинских необходимостей.

Несомненно, одной из ключевых причин являются религиозные верования. Для древних горцев, чтивших предков и веривших в загробную жизнь, наземные усыпальницы могли служить символическим мостиком между миром живых и миром мертвых, приближая усопших к небесам. Такое «возвышенное» положение умерших, вероятно, подчеркивало их особый статус и способствовало сохранению памяти о них.

Однако не стоит пренебрегать и практической стороной вопроса. В труднодоступных горных районах с ограниченным количеством пригодной для земледелия почвы рытье могил представляло собой значительную проблему. Наземные усыпальницы, возводимые из камня, были более доступным и простым решением. Кроме того, такие сооружения эффективно защищали тела от посягательств животных и разрушительного воздействия влаги, способствуя их естественной мумификации.

Нельзя исключать и фактор эпидемий, регулярно косивших население плотно заселенных горных селений. Изолированные наземные усыпальницы служили своеобразным санитарным барьером, позволяющим ограничить распространение инфекции и защищать живых от заражения.

Наконец, строительство монументальных семейных усыпальниц выполняло и социальную функцию, свидетельствуя о богатстве и влиятельности рода. Возможно, разнообразие типов и размеров усыпальниц отражало сложную иерархию горского общества.

Некрополи Северного Кавказа

Кавказские гробницы, где в разные времена были похоронены мумифицированные останки, дошли до сегодняшнего дня в различной степени сохранности: нетронутые, разграбленные, «сменившие назначение», обветшалые, полуразрушенные или вовсе уничтоженные.

Например, знаменитый «городок мертвых» около села Даргавс в Северной Осетии сохранил свою архитектуру. Однако ценное содержание могил давно разграблено. Глазам первых исследователей предстала беспорядочно разбросанная утварь и фрагменты костей. Власти Северной Осетии усилили меры безопасности, чтобы уберечь некрополь от посетителей — главным образом, туристов.

Хорошо сохранившиеся кавказские могильники во многих уголках региона весьма схожи по типу архитектуры и характеру захоронений. Чтобы показать это сходство, следует назвать несколько важных топонимов: уже упомянутый «городок мертвых» около села Кобан (Северная Осетия), могильник в Хевсурети (Грузия), древний некрополь близ Тхаба-Эрды (Ингушетия), «город мертвых» рядом с Эльтюбю (Кабардино-Балкария), «мертвый город» Цой-Педе (Чечня).

Эльтюбю, май 2017 года © Фото Юли Шафаростовой
Эльтюбю, май 2017 года © Фото Юли Шафаростовой

Закат традиционной погребальной культуры Кавказа

Традиционная погребальная культура кавказских горцев с захоронениями в наземных и подземных гробницах практически сошла на нет в конце XIX столетия. На Кавказе, как и в других регионах, усопших стали хоронить в гробах и предавать земле. Причин этому несколько: распространение ислама, конец кавказских войн и последовавшее затем завершение межплеменной розни, выселение горских народов на равнину. Последнее обстоятельство препятствовало сохранению старинных погребальных традиций: на равнине не было благоприятных условий для естественной мумификации. К тому же горцы стали теснее, чем прежде, взаимодействовать с другими народами и получать знания об их погребальной культуре. Все это способствовало трансформации традиционных обрядов и ритуалов. Впрочем, некоторые горские обычаи сохранились: плач по умершим, жертвоприношения и поминки.

Вместо заключения

Традиция мумификации покойных в наземных и подземных гробницах — важнейшая часть аутентичного наследия народов Кавказа. Она развивалась столетиями наряду с формами погребальной культуры, характерными для других народов, например, для православных славян, которые осели в регионе относительно недавно. И сегодня, несмотря на свою необычность, тема кавказских мумий не может не привлекать к себе внимания — исследователи активно изучают местную погребальную культуру, а любознательные российские и иностранные туристы стремятся посетить места старинных захоронений.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

Малообеспеченные семьи Краснодарского края получили в дар домашний текстиль Общество |

Как получить выгоду 20% за поездки в общественном транспорте Краснодарского края? Пройдите тест и узнайте свой способ Общество |

«Нет ни одного поражения, которое навсегда». Альфа-Конфа собрала более 1500 бизнесменов и стартаперов в Сириусе Экономика |

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Все статьи

Главные новости

В краснодарской «Болгарии» пройдут бесплатные кинопоказы и мастер-классы. Узнали расписание декабря

В Краснодаре на улице Красной зажгли новогоднюю иллюминацию. Жители сравнили украшения Галицкого и мэрии

Из аптек Краснодара исчез физраствор. Что вообще происходит?

В приложении «Яндекс Такси» теперь можно увидеть, из чего складывается цена поездки

Заморозки, гололед и сильный ветер. Какая погода будет в Краснодарском крае в начале декабря

В Абрау-Дюрсо откроют каток. Когда и сколько стоит прокат

Лента новостей