Ольга Шервуд

"Чертово колесо": сегодня старый аттракцион

Вера Глаголева сделала фильм, которому в зале умиляются бабушки

Я видела это своими глазами. На петербургском фестивале "Виват кино России", который показывает новые картины бесплатно, а потому собирает на свои один-два сеанса каждого премьерного фильма полные залы социально необеспеченных людей. Как правило, это пожилые зрители, чаще — женщины. Они не утеряли любопытства и, главное, способности сопереживать. При этом совершенно некритичны, не требуют от фильма ничего, кроме красивых и в меру несчастных героев, с которыми идентифицируют себя. Очень благодарный зритель, лучше такого — только дети.

Вера Глаголева — замечательная актриса, сыгравшая за тридцать с лишним лет работы в кино сотню женских персонажей у самых разных режиссеров. Более того, она сама — будто персонаж классической мелодрамы. Ее жизнь, по законам массовой культуры, давно уже обсуждаема публикой. Счастливый брак с актером и режиссером Родионом Нахапетовым (он и сделал Веру актрисой), еще одним любимцем зрителей, две дочери; потом предательство мужа, его эмиграция в Америку, она одна растит детей. И — подарок судьбы, новая любовь, новая семья. Он — бизнесмен, весьма состоятельный человек; еще одна дочка. Happy End говорить нельзя, поскольку жизнь прошла только полпути, но некий счастливый и абсолютно заслуженный поворот — вот.

Зрители, а особенно зрительницы, как правило, не завидуют своим кумирам (завидуют соседкам). Судьба Веры Глаголевой заставляет мечтательно вздохнуть и верить — бывает же счастье в жизни! Это чувство укрепляется и ролями актрисы Глаголевой (даже если фильмы с ее участием получаются плохими; в последнее время, увы, такое не редкость; начинала у Эфроса и Таланкина, а теперь... но актеры не виноваты почти никогда). Прежде "она" выходила замуж за капитана (в картине Виталия Мельникова, 1985), а нынче внезапно становится владелицей пароходной компании и возлюбленного с обликом Максима Суханова — как в фильме "Женщин обижать не рекомендуется" Валерия Ахадова (1999).
Кстати, сценарий фильма "Женщин обижать не рекомендуется" написан таким спецом в женских историях, как Валентин Черных ("Москва слезам не верит"), специально для Глаголевой. За ее вполне хрупкой внешностью, вербующей актрисе множество поклонников мужского пола, — светлые волосы, огромные глаза — скрывается инициативный и твердый характер, опыт сложной жизни, умение отстоять свои интересы. И вот эти все качества, присущие самой Вере Витальевне, вероятно, и сподвигли ее заняться режиссурой.

Увы, я не видела первых двух картин Глаголевой — "Сломанный свет" (1990) и "Заказ" (2005). Надо полагать, третий опыт — "Чертово колесо" — дался ей полегче: все же, не училась делу смолоду в институте, постигала профессию на съемочной площадке. В интервью Глаголева говорит и о прекрасной продюсерской команде...
Но зрителю мало дела до закадровых производственных обстоятельств. В кадре же — очередная история любви, написанная Сергеем Валяевым так, что не вызывает ни особых протестов, ни восторгов. Поскольку не предполагает никакой ни достоверности, ни подлинной проблемности. Это типичная городская грустная сказка. Он и Она встретились случайно, на вокзале, отправив свои "половины" с детьми на юга в отпуск. Пережили бурный роман — и, нас уверяют, нечто большее, чем роман. А потом отпуск кончился, и пришлось возвращаться в штатные обстоятельства.
Миллион фильмов снято об этом, миллион первый не претендует остаться в веках, как шедевр Клода Лелуша "Мужчина и женщина", или просто даже стать заметным событием сезона, как "Связь" Авдотьи Смирновой. С этим последним особенно много параллелей и даже прямых совпадений. Но, в отличите от "Связи, где почти все подспудно, "Чертово колесо" очень скромное повествование из разряда назывных. Что "называется" с экрана, что означено — то и есть. Никаких подтекстов, контекстов, того, что возникает "в глубине кадра", а тем более — между кадрами, в картине обнаружить не удается.

Алена Бабенко и Илья Шакунов в главных ролях послушно исполняют волю оператора Ростислава Пирумова, которому надо снять красивую картинку; во всем остальном — пользуются не столько своими умениями, приобретенными у других режиссеров, сколько своей уже заработанной популярностью. Владимир Зельдин в маленькой роли старого профессора несколько разбивает общую монотонность, но никакого нового или особого смысла действию не прибавляет.
"Художественность" фильма исчерпана панорамой по верхушкам домов из окна квартиры, повторяемыми несколько раз. Что эти кадры означают? Да ничего. Смотришь и вспоминаешь, например, "Осенний марафон" — как же много там, в истории про адюльтер, Георгий Данелия сказал вообще о самой жизни... Впрочем, повторю, картина и не претендовала на уровень "Осеннего марафона". И своих сочувствующих нашла.

Фильм "Чертово колесо" затевался как телевизионный проект, но (очевидно — благодаря харизме Веры Глаголевой) был переведен на пленку и выпущен на большой экран. Однако признаки телевизионности никуда не делись. Главный из них — снисходительность к результату, отсутствие претензий на "настоящее кино".
Подобное авторское отношение к своему детищу допускает то, что действие движется, в основном, при помощи мобильного телефона. Допускает канцеляризмы: "Если что-то нужно с моей стороны" или "Сейчас деньги вышли на первый план", и это из уст старика-профессора... И считает нормальной предельную заурядность музыкальных кусков (имя классика Сергея Баневича, автора гениальной мелодии "Дорога без конца", непонятно соседствует в титрах с именем некоего Игоря Каменского); меж тем совершенно особенная роль музыки в мелодраме всем понятна.

Но главное, в чем проявляется заданная, мягко говоря, облегченность всей работы, — в отсутствии грамотного редактора в картине. Он бы объяснил, например, что медленно движущееся или застывшее сооружение, которое видно из окна героини и, вероятно, должно символизировать как повороты в судьбе героев, так и некую "высоту", на самом деле называется колесом обозрения. А бешеное "чертово колесо", на котором невозможно удержаться, — совсем, совсем иного характера аттракцион.

Во всяком случае, в истории кинематографа.

Где посмотреть в Краснодаре?

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Все статьи

Главные новости

Pixar выпустила первый трейлер «Студии сновидений» с героями «Головоломки»

Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»

Краснодарцев приглашают на кринж-пати, где будут смотреть «Дневники принцессы» и «Дряные девчонки»

В Краснодаре на «Солнечном острове» пройдет бесплатный забег. Когда и как присоединиться

В парке «Краснодар» на кустарниках появилась «ягода привидения»

На курортах Краснодарского края начнут штрафовать уличных музыкантов

Лента новостей