Речь и культура: жаргонизмы в речи школьников
В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде
"Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью", – писал когда-то писатель Александр Куприн.В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами "детской болезнью", существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Но запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, т.к. это все равно не приведет к желаемому результату. Поэтому необходимо искать новые нетрадиционные подходы к решению данной проблемы.
Разумеется, внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка, учитель должен помочь детям овладеть чистой, грамотной и выразительной речью. Большую роль в этом по-прежнему играют уроки русского языка, а также факультативные занятия, кружки, элективные курсы. Хороший эффект дает и внедрение новых технологий, нестандартных форм обучения.
Личный опыт работы в этом направлении подсказывает, что начинать путь к улучшению качества речи необходимо с тестирования. В своих классах я стараюсь периодически делать "срезы" культурно-речевых знаний и навыков при помощи опросников, а также путем наблюдения над речью школьников (как на уроках, так и во внеурочной деятельности), начиная с пятых классов. Результат отслеживания показывает, что наибольшие затруднения связаны у детей с вопросами о нормативном ударении, имеют место неоправданные повторы, тавтология, злоупотребление канцеляризмами. Часты ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов и инверсией, достаточно велик объем жаргонизмов. Причем, количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время:
- в школе: 60% от общей лексики;
- вне школы: 80% от общей лексики.
Наряду с жаргонизмами встречаются в речи учащихся и грубые, циничные выражения, нецензурная брань. Между тем, специалистами давно доказано, что использование сленга и "сниженной" лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение. Поэтому необходимо настойчиво и последовательно формировать у детей отвращение к загрязнению языка и понимание того, что жаргонизмы и ругательства активней всего используются людьми малокультурными.
Положительный результат дают также различные упражнения по развитию и обогащению речи, систематическая словарная работа. Своим шестиклассникам я предложила в опорных конспектах отвести специальную страничку-"сайт", на которую дети "сбрасывают" свои ошибки. В конце четверти проводится совместный мониторинг с целью выявления уровня "засоренности" речи каждого ученика. Эффективны конкурсы, викторины для знатоков русского языка, классные олимпиады, лингвистические бюллетени. Достаточно интересен и цикл бесед, направленный на искоренение недостатков в речи детей ("Речевой этикет", "Богатство и разнообразие речи"). Подобные формы работы, безусловно, дают в результате итогового анкетирования положительный эффект.
Интересен в этом направлении опыт учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Л. В. Харченко. Она разработала и апробировала элективный курс "Культура речи" для 9 класса, который включает в себя наряду с теоретической частью, научно-исследовательскую деятельность учащихся, разработку мини-проектов. В начале учебного года ученики выбирают для себя темы исследования, которыми занимаются в течение нескольких месяцев (например: "Нецензурная речь", "Жаргонизмы в речи школьников", "Типы жаргонизмов").
Работа ведется в группах, в каждой имеются респонденты, которые проводят опрос школьников определенного возраста, параллелей. Информация собирается, анализируется, обрабатывается и сдается в виде мини-проектной работы.
Так, темой исследования одной из групп девятиклассников стали жаргонизмы в речи школьников. Дети вместе с учителем составили анкету и сделали опрос учеников 9-х, 10-х, 11-х классов. Анкетирование имело следующие цели: определить мотивы употребления жаргонизмов, круг чаще встречающихся из них; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без сленга.
В анкетировании принимало участие 107 человек: 50 человек из 9-х классов, 41 человек их 10-х, 16 из 11-х.
Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников:
- Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка.
- Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
- Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово.
- Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
- Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
- Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
- Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик.
- Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
- Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
- Деньги: бабло, капуста, зелень.
- Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.
По результатам опроса:
12 учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;
25 считают, что это модно, современно;
36 нуждаются для связки слов;
27 уверены, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.
Предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 9-х классов.
Также обработка анкет показала, что зачастую школьники в минуты жизненных неурядиц прибегают к жаргону, чтобы снять стресс.
Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонов.
Для чего Вы употребляете жаргонизмы | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
---|---|---|---|
Модно, современно | 10 | 11 | 4 |
Нужны в речи для связи слов | 20 | 10 | 6 |
Помогают преодолеть недостаток слов | 10 | 5 | 2 |
Делают речь понятней для людей | 5 | 6 | 1 |
Другие | 5 | 9 | 3 |
Авторы мини-проекта установили, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствования арготизмов. В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным. Установлено также, что многие школьники относятся к сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами. Отмечено и то, что чем старше становятся школьники, тем осознанней они относятся к своей речи.
Приведенные примеры, направленные на повышение уровня культуры речи учащихся, – это лишь малая часть системы разнообразных видов и форм занятий. Но, хочется надеяться, что они помогут воспитать уважение к родной речи и к самим себе.
Автор – преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 ст. Каневская.
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Из Сочи на Шри-Ланку самолеты теперь будут летать каждый день
Pixar выпустила первый трейлер «Студии сновидений» с героями «Головоломки»
Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»
Краснодарцев приглашают на кринж-пати, где будут смотреть «Дневники принцессы» и «Дряные девчонки»
В Краснодаре на «Солнечном острове» пройдет бесплатный забег. Когда и как присоединиться
В парке «Краснодар» на кустарниках появилась «ягода привидения»