Ольга Шервуд

"Девственность": А ну-ка, девушки!..

Режиссер Виталий Манский задокументировал период полураспада

Чеховские герои, как все знают, стремились в Москву, надеялись, что будут "трудиться для других" и в конце концов – в раю – увидят небо в алмазах.

Простенькие наши Кристина, Карина и Катя, уроженки более-менее далеких от Москвы мест, стремятся в столицу. Там, как они точно знают, их ждет другая – лучшая – жизнь. А что за нее надо заплатить – так это ж справедливо: за все надо платить.
И вот три совсем не сказочные девицы почти на глазах изумленной публики продают единственную товарную ценность, которой обладают, – девственность свою. Все остальное, что у них есть, – убогая жизнь и убогие мечты – очевидно, никому не нужны.

Впрочем, имеется некая пожилая женщина, с истории которой и начинается картина. В разнесчастном интерьере коммунальной квартиры одна из жилиц рассказывает в объектив кинокамеры о том, что сорок лет была передовиком производства, а теперь получает пенсию в три тысячи рублей и мечтает окончить свои дни без очереди в уборную. Группа журналистов, в том числе – иностранных, идет осматривать коммуналку, а женщина расписывается в ведомости за интервью и сует в карман какую-то денежку…

Жизнь, как известно, наилучший сценарист. Выдумает такое, что лишь руками разведешь, да брови вверх поползут. Автору, работающему в документалистике, в этом смысле остается "немногое". Увидеть реальную историю; почувствовать ее типичность и общий к ней интерес; понять свое отношение к данному, простите, материалу. Найти героя/героев, которые согласны встать перед объективом.

Выстроить драматургию из событий, которые еще только должны произойти; в нужный момент в нужном месте включить и выключить камеру. Сложить фильм композиционно и "доказательно", не потеряв достоверности и смысла; "оформить" его по законам кинематографа, а не так называемой форматной телепродукции. Убедиться, что не подставляешь своих героев – и убедить в этом их самих; выпустить картину к зрителю, чтобы потом бесконечно отвечать на вопросы: "А как такое может быть?" и выслушивать упреки в нечистых намерениях и подтасовках.

И это далеко не все. Безусловно, документалистика – самый сложный вид кинематографа. Художественный образ надо создать из частичек реальности, которые в кадр может принести только один бутафор-реквизитор – сам Господь Бог, а Он не состоит у вас на зарплате: промысел Его неведом. Кроме того, автору, героям и особенно – зрителям надо не бояться жизни, а это самое трудное. Вспомните сказку "Принцесса и Свинопас" про искусственного соловья.

Быть может, особенно трудно нам, российским людям, бывшим советским. Народ вот уже скоро как сто лет (за кратчайшим исключением пары первых перестроечных годочков) провоцируется на раздвоение сознания: вокруг себя видит одно, а на экране – совсем другое, выдаваемое за первое. Еще проблема: накушавшись, пардон, действительности, мы уже не хотим видеть "ужасы нашего городка" полтора вечерних часа за свои же деньги в кино. Зачем, мол, нам эта чернуха…

Заметьте, что под горячую руку отметаются и абсолютно позитивные неигровые проекты (о Земле, например, о животных). Во-первых, нет привычки размышлять в кино над чем-то, что больше обычного сюжета, "истории". Во-вторых, любая жизнь все равно чревата смертью, артистам же ничего не грозит, всё в кадре – понарошку, и мы переживаем тоже… ну, на десять процентов.

Все это приходится говорить потому, что даже в нынешней ситуации как бы победы нон-фикшн над фикшн (то есть, неигрового начала над игровым) в среде продвинутой публики, которая читает мемуарную и прочую документальную литературу и знает имя американского кинопублициста Майкла Мура (его "Боулинг для Колумбины" удостоен "Оскара", а "Фаренгейт 9/11" обошел все игровые картины в конкурсе Каннского фестиваля и получил "Золотую пальмовую ветвь" от жюри во главе с Квентином Тарантино, собрал более 200 миллионов долларов в мировом прокате), – так вот, мало кто умеет смотреть и оценивать неигровое кинопроизведение.

Нет опыта. Нет привычки. Эти картины производятся, но на экраны не выходят – прокатчики опасаются прогореть, и вполне обоснованно: люди, по всем названным причинам, да без всякой рекламы (бюджет неигровых фильмов в разы меньше, чем в игровом кино), купят билет на что-то другое. Получается, что авторы-документалисты обязаны не только придумать что-то "остренькое", но просто вывернуться наизнанку, чтобы заманить широкую публику на свой фильм.

Все тут перечисленное, не сомневайтесь, проделал Виталий Манский, чтобы вы отправились посмотреть его новую работу "Девственность". Кроме одного: Манскому не нужно выворачиваться наизнанку – он изначально такой режиссер: готовый к экспериментам вплоть до желтизны, склонный к провокации тематической и эстетической, нарушающий общественные установки, приличия и даже моральные табу. Он автор из тех, кого называют циничными, подозревают – и упрекают – в готовности "продать родную маму".
Вот лишь несколько "говорящих" названий его фильмов, чтобы вы сами почувствовали характер этого режиссера: "Тело Ленина" (1992), "Руцкой – накануне" (1994), "Частные хроники. Монолог" (1999), "Борис Ельцин. Другая жизнь" (2001), "Горбачев после империи" (2001), "Владимир Путин. Високосный год" (2001), "А.Н.А.Т.О.М.И.Я. T.A.T.U (2003), "Валентина Леонтьева (2003, с О.Косолаповым), "Наша Родина" (2005), "Высоцкий. Смерть поэта" (2005).

Признаюсь, некоторые картины Манского были глубоко противны и моей натуре; хорошо бы их сейчас пересмотреть – настоящая документалистика зреет с годами, будто коньяк в бочке; надо бы проверить "настоящесть". А другие его работы вызывали у меня полный восторг. Но нельзя отобрать у него заслуг по развитию отечественной документалистики в целом: Манский (окончил операторский факультет ВГИКа в 1987-м) сделал как автор и/или режиссер почти три десятка неигровых картин, а как продюсер – не перечесть; лауреат многих наград; руководитель нескольких значимых неигровых программ и проектов на разных телеканалах. Он содержит портал о неигровом кино vertov.ru, инициировал и проводит национальную премию "Лавр" в области неигрового кино и телевидения, а также фестиваль "АРТ.ДОК.ФЕСТ".

И вот теперь именно Манский после долгого перерыва выводит в большой прокат отечественную неигровую картину с эпатажным названием "Девственность". Эпатажным – поскольку в начале XXI века всем сразу ясно, что речь пойдет не о каком-то там поэтическом целомудрии, не о романтической юной чистоте, не о дикой прекрасной природе. А о сексе за деньги. По сути, об акте проституирования, отличающемся от подобных даже не своей физической одноразовостью, а тем значением, которое до сих пор сохраняется в нашем народе вокруг процесса дефлорации, выражаясь медицинским языком.

Да, у нас вроде все на продажу сейчас – от реальных младенцев до конкретных частей тела, от прожитой жизни до спланированной гибели (вспомните террористов-смертников с комплексом их выгоды). Но только контраст между поступком отдельных личностей, пусть даже их достаточно много, и общим (общественным) мнением создает некий "напряг" вокруг факта – и тем самым провоцирует автора его исследовать. В данном случае зритель, проследив историю девушек, должен либо с ними солидаризоваться, либо осудить.

Как обычно, не хочу рассказывать вам детали. Скажу лишь, что разных людей наибольшим образом впечатляет какая-то одна история – отсюда и следует впечатление от картины в целом. Я почти плакала от "знакомства" с Катей, дочерью учительницы; сюжет Карины-"Барби" больше изумил диковинностью этого, прошу прощения, экземпляра целеустремленной дурочки, способной четко формулировать свои желания и точно блюсти стиль, чем заставил сопереживать; случившееся с Кристиной, внедряющейся в шоу "Дом 2", прошло по разряду "жесткое духовное порно", вполне обычному нынче.

Замечательно, что все три истории, мне кажется, именно так и поданы Манским. Первая – как абсолютно "художественное кино" большого стиля: мучительный диалог, молчаливые крупные планы, долгие проходы "со значением", соответствующее метафорическое окружение (то в контраст – свадьбы, невесты, небо, то в пандан – окурки, пустые бутылки, бомж на лавке и так далее) и звук-музыка; словом – психологическая достоверность глубоко интимных переживаний.
Вторая – как стилизация под гламурничающий журнальчик, из дешевых: главное – забава; горький привкус заполняет кадр лишь в конце, чтобы неожиданно чуть смикшироваться трагикомедийными нотами.
И третья – как безжалостный репортаж, без всяких прикрас в какую-либо сторону,  разоблачающий всеобщую ложь, разоблачительный абсолютно для всех участников действия.

А между тремя, на экране чередующимися, историями есть четвертая. Она переключает наше внимание с девушек, более-менее осознанно предающих себя самое, на субъектов обоего пола, декларирующих свою готовность торгануть еще и ближними. Молодые люди исповедуются ради того, чтобы попасть "в телевизор", что для них означает единственно настоящую жизнь, – и, как выясняется, готовы жрать, простите, в буквальном смысле слова говно. Даже если подобное произносится в значительной степени на камеру, коллекция этих моральных уродов – свидетельство периода полураспада, переживаемого всем народом и обществом. Ибо в кадре сменяют друг друга не три, а тридцать три, наверное, особи.

Режиссер Манский заводит нас или сам бесится? Недоумевает или скорбит? Скорее, зеркало ставит – перед каждым, кто в зале. И, не забудьте, перед каждым, кто в кадре.
Все мы не на Луне живем, видим, что происходит. В кино подобный кастинг был совсем недавно – в "Платоне" Вартана Акопяна; выглядело тоже отвратительно, однако ж "выдумкой". На документальном экране не припомню вот такой дьяволиады и такого саморазоблачения. Мрак.

Не слишком умные героини фильма словно подвешены посередине между бывшей ударницей труда в ее коммуналке – и этими глумливыми субъектами на абсолютно черном фоне. Выбора нет?

Сатана тут правит бал. Песенка не нова, знает Манский, но теперь ее поют радостным хором. Как гимн.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Все статьи

Главные новости

Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»

Краснодарцев приглашают на кринж-пати, где будут смотреть «Дневники принцессы» и «Дряные девчонки»

В Краснодаре на «Солнечном острове» пройдет бесплатный забег. Когда и как присоединиться

В парке «Краснодар» на кустарниках появилась «ягода привидения»

На курортах Краснодарского края начнут штрафовать уличных музыкантов

«Начните уже перерабатывать». Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы

Лента новостей