"Елки 2": навигация по стакану
Тимур Бекмамбетов и его товарищи продолжают лезть на елку так, чтобы ничего не ободрать
Прошел год, у нас новые "Елки". Народное внимание покажет, искусственные они или нет. Первый "сруб" удался: фильм собрал 22,7 миллиона долларов, став, при бюджете в 4, 4 миллиона, самой прибыльной картиной прошлого прокатного года.
Звон монет, будем честны, ничуть не хуже, нежели новогодние куранты; бекмамбетовская компания "Базелевс" вообще молодец, что придумала и посмела еще в 2007-м покуситься на святое – новогодний фильм как таковой для всей страны и "Иронию судьбы" в частности. Продолжение действительно общенационального шедевра стало полу-удачей, но продюсерская дерзость сохранилась. И главное – все проекты Бекмамбетова стремятся-стараются иметь больший смысл, чем получение кассы, – вот его основное отличие от неприятной тучи спекулянтов на том либо ином интересе аудитории.
Публика первых "Елок", очевидно, рванула в кинотеатр за позитивом, за мечтой о добре. Напомню, что в прошлом декабре мы переживали полный мрак: события в станице Кущевской и бунт на Манежной площади, плюс космические неудачи (тогда еще не столь тотальные).
На эдаком фоне вся милота с детским стремлением к папе-президенту (вспоминайте девочку-детдомовку, которой нужна была фраза лидера государства "На Деда Мороза надейся, а сам не плошай" в новогоднем телеобращении), казалась одновременно и недостижимым идеалом, и горькой пародией, и нравоучительной сказкой. Первые "Елки" внедряли идею единства России наперекор или, если угодно, параллельно действиям всем известного объединения. Главным героем фильма был народ – хорошие люди, живущие повсюду и готовые помочь.
Снобы скривились, не в силах отделить призываемое картиной "благорастворение воздухов" от повседневности, о которой якобы следует говорить лишь в традиции Салтыкова-Щедрина. А Бекмамбетов и его компания "Базелевс", как сообщали разные новостные источники, начали делать "Елки 2".
Интересно, между прочим, что предполагался формат 3D. Но затея, вероятно, показалась слишком дорогой при ограниченных сроках съемки картины, в которой столь много "объектов" (профессиональное название каждого места, где ставится камера на штатив – ну или берется на плечо). Спасибо, что есть современные технологии "комбинированных съемок", разные монтажные и прочие приемчики, позволяющие манипулировать изображением и фонами. Не везде, надо сказать, получилось безупречно чисто. Жителям Петербурга, например, где происходит существенная часть действия, заметна некоторая, простите, лажа, с нашими улицами. А в изображении других городов – нет. Может, потому, что мы их не знаем столь же хорошо. А может, там "трюки" лучше удались.
Объем – точнее, размах – фильмы проекта "Елки" достигают не форматом, а "раскидистостью" сюжетных историй. В них занята едва ли не вся страна. (Впрочем, в "Елках 2" действие начинается в Астане, поскольку Тимур Бекмамбетов родился и учился в Казахстане; ни один зритель абсолютно не фиксируется на том, что теперь это заграница.) География связана с идеологией. Вообще, картины этого продюсера стремятся работать прежде всего с понятием "патриотизм", что смело. Не нужно объяснять всю взрывоопасность такого творческого поведения – на политической "дорожке", деловой, репутационной и на всех остальных.
В России больше уважаемый как продюсер, Бекмамбетов только что признан его американскими коллегами лучшим иностранным режиссером. Я с огромным интересом жду его вампирскую историю Авраама Линкольна (не обвинят ли, что покусился ли на святое для американцев? правда, не он первый: фильм – экранизация романа Сета Грэма-Смита…), а пока размышляю о том, как трудно в нашей стране сделать не только патриотическую, но просто позитивную комедию. При всем – вот что показывают на самом деле кассовые сборы – желании людей такие фильмы видеть.
"Елки 2" опять сплетены из разных чудесных происшествий, многие из которых вроде бы даже "принесены" народом. В сценаристах значатся сам Бекмамбетов, Ольга Харина, Роман Непомнящий и творческая группа caxap.1kg: выпусники ФИНЭКа и бывшие кавээнщики Игорь Меерсон, Сергей Сысоев, Константин Бушманов и Сергей Арефьев. Они писали отдельные истории, которые и объединены в новую сказку.
Снятую достаточно опытными режиссерами (Александр Котт, Дмитрий Киселев, Резо Гигинеишвили, Александр Баранов, Оксана Бычкова) и весьма именитыми операторами (Леван Капанадзе, Максим Шинкоренко, Сергей Трофимов и с ними монтажер Николай Булыгин). Нельзя не назвать и художников Валерия Викторова и Мухтара Мирзакеева. И уж подавно следует упомянуть актеров – это Алексей Петренко, Ирина Алферова, Иван Ургант, Сергей Светлаков, Владимир Меньшов, Сергей Безруков, Гоша Куценко, Вера Брежнева и многие другие.
Сюжет начинается с того, что один летчик сорок лет ждал под новогодними курантами Спасской башни свою любимую, а она просто не знала об этом – письмо когда-то не дошло. Теперь он потерял веру в чудо и уходит в рейс, а она стоит на Красной площади. Разные люди звонят друг другу по всей стране, рассказывая эту трогательную историю, – и чудо, как вы понимаете, случится.
Однако нынешние "Елки" отличаются от прошлогодних. Главное в них – не единая Россия (и нет никакой фигуры Президента), а связь поколений, семейные ценности, наши общие традиции. Наглядно: дворник Ибрагим, метущий красную площадь, показывает солдатику веточку елки и объясняет, что все мы – как на ней иголки. Опустим "колючесть", образ ясен: связаны корневой системой.
И под "Елками 2" собрались прежде всего родственники, даром что живут он и в разных городах. Буквально: деды и внуки. Буквально: девочка обретает отца, жена – мужа. Влюбленные соединяются. Первая фраза фильма: "Все мы братья. И сестры…". Кровно родные – ну, или двоюродные. И родные ментально: мы все, такие разные, на Новый год едим салат с зеленым горошком и по всем каналам смотрим "Иронию судьбы" (к чести авторов фильма – только ее, без продолжения; в самопиаре не упрекнешь).
Получилась мелодраматическая, почти до слез, комедия. Предельно аккуратная в смысле "политкорректности" и подлинной гражданственности. Никакой сатиры, тем более жесткой, в предпраздничном зрелище быть не может по условиям жанра. Но и ситуация в стране за этот год весьма изменилась. А к финалу обернулась непредсказуемым. Картина делается долго, события в стране и мире развиваются стремительно. Все прогнозы просто смешны. Авторы, понятно, вынуждены выстраивать свое повествование тем же способом, каким летчик в фильме ведет самолет: при отказе навигационных проборов – по уровню воды в стакане.
И – слава чутью создателей "Елок 2"! Они сумели избежать главной аварии – создать впечатление провластной поделки. Тема выборов вылезла всего лишь чертовскими рожками на портрете депутата – самой что ни на есть "сурдинкой". Из вторых "Елок" мудро убраны, сажем так, кремлевские персонажи. Если в первом фильме ребенок-герой брал в руки мишку – мягкую игрушку и говорил о папе и Президенте, то теперь подобное невозможно. Не по цензурным, понятно, соображениям, а совсем по другим.
При этом в "Елках 2" отыграны четыре "горячие точки" минувшего года (и в этом смысле мы опять получили некую энциклопедию российской жизни за год). Это межнациональная рознь, и наши Ромео и Джульетта – русская девушка Алена и чеченский юноша Аслан. Это депутат в "Мерседесе" с синим маячком на "встречке", попавший в аварию. Это аварийная посадка самолета, прогладившего верхушки таежных елей. И это – эмиграция – самое, понятно, концентрированное и практическое выражение патриотической темы.
Первые три вопроса решаются совершенно сказочным образом. А вот история замены Петербурга Парижем при помощи французского жениха – обретенного "честно", от несчастной любви, а не как расчетливое средство передвижения (такую коллизию мы видели в фильме "Зимняя вишня" Игоря Масленникова, 1985), – есть комедия возможной ошибки. Французик, конечно, не Ален Делон в молодости, даже не Ивар Калныньш, но главное – он не любит салат оливье в Новый Год. И совершенно не понимает фильма "Ирония судьбы, или С легким паром". Мораль, а точнее – совет, прозрачен: подумайте, вы готовы лишиться того, с чем выросли?
Это текст. А вот подтекст, который придавал столько смысла первой "серии", из "Елок 2" исчез. Уменьшая политизированность – убрав "кавээнность" шуток, авторы из общего образного строя перешли в разряд преимущественно филологических упражнений. Но и особой афористичности реплик не добились. От картины, которую, конечно же, со временем будут показывать 31 декабря вслед за упомянутым уже шедевром Эльдара Рязанова и другими новогодними проектами Тимура Бекмамбетова, в памяти останется в основном просто смешной Гоша Куценко – профессор в костюме Красного Дракона. Он сидит в милицейском "обезьяннике" и лезет (правда, за кадром) на огромнейшую ель.
И все же, "Елки 2" – настоящий фильм, а не голый продюсерский проект. Таковым его делает контекст – неожиданно, непредсказуемо, а значит, взаправду. В самом финале много-много-много семейных, "компанейских" и прочих групповых фотографий составляют огромный пазл. Камера как бы отъезжает, и мы видим заполнивший экран наш народ. Прекрасные лица. Всего две недели назад половина страны ловила в соцсетях аналогичные, снятые сверху, снимки митинга на Болотной.
А многие наблюдали эту мощную картину в реале.
Малообеспеченные семьи Краснодарского края получили в дар домашний текстиль Общество |
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
До 120 метеоров в час. В декабре жители Краснодарского края смогут увидеть два звездопада
В аэропорту Сочи в преддверии Нового года начал работать пес Санта
В горах Сочи стартует горнолыжный сезон. Какие трассы откроют и сколько стоит ски-пасс?
Елочные базары в Краснодаре не откроют 1 декабря
В Каменск-Шахтинске Ростовской области снова загорелась нефтебаза после атаки беспилотников
За год Краснодар опустился на 30 позиций в рейтинге по качеству жизни