Антон "Мэйк" Польский: О "русской Калифорнии", уличном искусстве и лекции в электричке
Интервью с переехавшим в Краснодар художником, искусствоведом и исследователем о том, как горожане могут изменить свою среду и как правильно любить русский Юг
В начале года в Краснодар переехал художник, искусствовед и исследователь Антон Польский, больше известный под псевдонимом Мэйк. Мэйк — идеолог манифеста "Москва 2020", создатель первой велосипедной карты Москвы Use/Less, активный деятель уличного искусства, исследующий городскую среду. Портал ЮГА.ру поговорил с Мэйком о "русской Калифорнии", уличном искусстве, лекции в электричке, а также о краснодарской городской среде и современном искусстве.
Почему ты решил переехать именно в Краснодар? Какие в нем ты увидел положительные стороны, кроме очевидной — климатического положения?
Я родился и прожил почти всю жить в Москве. Вдохновившись фильмами Вуди Аллена, долгое время мечтал поехать в Нью-Йорк. Но побывав там, а заодно попутешествовав по многих другим странам и континентам, я понял простую вещь: люди часто недооценивают место, в котором живут. Например, самую интересную архитектуру, искусство и вообще среду я обнаружил вовсе не в Нью-Йорке, а в бразильском Сан-Паулу. Но там, как и у нас, всем кажется, что они находятся на какой-то глобальной периферии и мечтают перебраться в Европу или США.
Осознав это, понял: что-то интересное нужно искать как раз в такой условной периферии, где люди ещё не понимают, что вокруг них прямо сейчас создаётся что-то новое. При этом мне интересно жить в России, я люблю и, главное, понимаю местный контекст. После Москвы я перебрался в Петербург, но спустя год-полтора решил двигаться дальше от столиц и желательно на юг. После нескольких поездок Ростов — Сочи — Краснодар у меня в голове родилась концепция Русской Калифорнии — места, куда можно перебраться из других регионов России, где хороший климат, вкусная еда, рядом море, при этом подходящая ситуация для запуска стартапов, творческой деятельности. В результате получилось, что по географическому расположению, экономической ситуации, качеству городской среды Краснодар оказался лучшим городом для жизни. Кроме того, здесь находится, пожалуй, лучший в стране центр современного искусства — "Типография".
Не пугала ли тебя пресловутая консервативность региона? Ведь в медийном поле Краснодар смотрится воинствующей колыбелью — духовных скреп, с казачьими патрулями и домостроем.
Люди мыслят категориями и стереотипами. Прожив полтора года в Петербурге, где я обучался на факультете социологии, я как-то пришел в выводу, что консервативный поворот случился в большей степени в головах у условно прогрессивной общественности. Люди разбились на лагеря, понавешивали друг на друга ярлыки, сидят в своих группах в соцсетях, читают те СМИ, которые соответствуют нормам их социальной группы, и они всё больше удаляются друг от друга, вызывая всё большее подозрение у окружающих. Перебравшись сюда, я понял, что тут вовсе не такая ситуация, как её часто описывают. При этом многие, кто живёт в Краснодаре, воспринимают местную ситуацию как бы через призму того, что о ней пишут в столичных СМИ, — такая новая форма культурного колониализма.
В Краснодаре ты живёшь больше полугода. Расскажи об этом опыте. Чем Краснодар понравился, чем неприятно удивил?
Я живу по соседству с Сенным рынком и не перестаю радоваться возможности покупать внусные овощи, свежий лаваш, общаясь с людьми. В "Типографии" мы проводили мероприятия на "Арт-Кухне", где мы с моей девушкой и нашими гостями готовили два раза в неделю различную вкусную еду. Я думаю, что регион должен развивать гастрономический туризм. Мне нравятся местные парки, открытые позитивные люди, кубанское современное искусство, краснодарские трамваи, наличие городских СМИ.
Не нравятся пробки, которые связаны с тем, что в городе слишком много машин. Они припаркованы повсюду, часто невозможно пройти по тротуару, и тогда я засовываю под дворник машины кирпич или ставлю на крышу мусорку, оранжевый конус или строю какую-нибудь инсталляцию. Горожанам нужно осознать, что столько машин город не может вместить, при таком климате здесь все должны ездить на скутерах и велосипедах. И это ведёт к ещё одной проблеме: горожане недооценивают свой город и не в ответе за него. Все пеняют на то, что в городе администрация так себе, но если на неё не давить и не показывать пример — вот что нужно делать, ничего и не будет происходить.
Ты часто бываешь в культурном центре "Типография". Что скажешь о краснодарском современном искусстве?
Недавно я писал гид по креативному Краснодару для сайта Calvert Journal, в котором выделяю местное современное искусство как главную творческую индустрию города. И правда, "Типография" — лучший пример того, как должен функционировать арт-центр. В Москве все арт-центры делаются какими-то менеджерами, часто ориентированы на продвижение мировых звёзд, как бы подчеркивая вторичность отечественного искусства, что конечно же не правда. Либо же это какие-то междусобойчики, которые не интересны никому, кроме самих художников и их друзей. В Петербурге с современным искусством ещё хуже. На фоне столиц Краснодар выглядит очень свежо, здесь есть отличные художники, коллекционеры (и не какие-то абстрактные олигархи, а конкретные люди, меценаты, которые тусуются с художниками), аукцион и так далее. Понятное дело, что это не идеал, но потенциал у всего этого большой, поэтому я рад, что могу во всём этом участвовать и жить здесь.
А как оценишь краснодарскую городскую среду? Для многих местных жителей это очень больная тема.
Здесь есть классные парки, очень уютные районы. Местные жители ненавидят многоэтажные дома воткнутые в старый город, но эстетически меня это не смущает — я называю это деревней с небоскрёбами (как Токио или Сан-Франциско). Самому мне нравится жить в центре динамично развивающегося города в маленьком домике с печкой и общим двором. Главная проблема, как я сказал до этого, — это засилье автомобилей. Для того, чтобы эта проблема начала решаться в Москве, понадобились активные горожане, которые боролись против автомобилизации и за общественный транспорт и велосипеды, городские СМИ, которые объясняли, что строительство новых дорог только усугубляет проблему, различные эксперты, наконец, власти, которые могли сослаться на мнение первых. Поэтому для развития городских общественных пространств ключевую роль играют как раз то, насколько горожане ответственны за свой город, насколько они способны формулировать то, что они хотят от города и властей.
Если же они не знают, что хотят, или хотят невозможного (чтобы у каждого был автомобиль и при этом не было пробок), то и власти ничего делать не будут, так как горожане всё равно будут их критиковать. Например, когда в Москве вводились платные парковки, люди уже знали, что это необходимая мера. Есть много тех, кто ноет по этому поводу, но есть и те, кто понимают, что даже если эти деньги и не пойдут на закупку новых трамваев (хотя хотелось бы), всё равно это будет способствовать сокращению количества машин в городе, а от этого в результате выиграет абсолютно большинство горожан.
А ты следишь за деятельностью Общественного совета по развитию городской среды? Успел познакомиться с местными, прости Господи, урбанистами, архитекторами и просто активистами, занимающимися вопросами городской среды?
Я брал комментарии у нескольких человек (но если честно, не слишком знаком с результатами их деятельности). Во многом, насколько я понял, они ссылаются на столичных самопровозглашенных экспертов либерального толка. То есть придерживаются мнения, что через некое экспертное мнение они могут влиять на городскую администрацию, которая должна следовать их, экспертов, советам. На чём держится это их экспертное мнение — не очень понятно. Часто оно основано на прочтении нескольких постов в ЖЖ и поездке в какой-нибудь Париж. По-моему, переобустройство города должно начинаться снизу, силами самих горожан, которые вдруг осознают, что город принадлежит им. Вместо этого новые урбанисты, как и власти, лишают горожан этого права на город, заявляя, что они знают лучше, что и как нужно. С другой стороны и мэр, и любой эксперт — тоже горожане, так что и они имеют право на своё мнение, которое неплохо было бы согласовывать с мнениями остальных.
Расскажи о своем манифесте "Москва 2020". Не планируешь ли сделать что-то подобное для Краснодара?
Если вкратце, то начиная с 2010 года мы активно боролись за переобустройство Москвы. Со стороны кажется, что все те изменения, которые произошли с городом исключительно связаны с деятельностью городских властей и крупных институций. Однако это лишь вершина айсберга — без активности простых горожан, которые начали высказывать своё мнение, ничего бы не произошло.
Что касается Краснодара, то я не сторонник экспорта идей. Было бы не очень правильно приезжать в чужой для тебя город и учить тут людей как нужно жить. Такой манифест или движение против автомобилизации, культа потребления и за продвижения велосипедов должны писать и организовывать люди, которые прожили в городе большую часть своей жизни.
Уже почти 20 лет ты занимаешься уличным искусством. Как оно изменилось за эти годы?
Сначала всё начиналось как заимствование, копирование нью-йоркского граффити. Позже из этой субкультуры начали выделяться авторы, стремящиеся делать искусство более понятным для обывателей. По сути это стало основой для появления стрит-арта, искусства учитывающего контекст — как городской, так и социальный. Начиная с 2010 года уличные художники как граждане страны начали всё активнее проявлять свою общественную и политическую позицию. Это соединение уличного искусства с активизмом мы и назвали термином "партизанинг". Сегодня многие художники работают с социальными темами, а границы между различными жанрами всё больше перемешиваются — акционисты, активисты, уличные художники, городские музыканты, актёры, урбанисты, художники, работающие в жанре паблик-арт, работники ЖКХ, рекламщики — все работают в городской среде.
Осуществлял ли ты уже арт-интервенции в краснодарскую городскую среду?
Обычно я очень тщательно анализирую, имею ли я право на то, что осуществлять интервенцию в какую-либо среду. Мой интерес был больше связан с развитием местного современного искусства и деятельностью центра “Типография”. Большой резонанс вызвала моя достаточно спонтанная акция с лекцией по современному искусству в электричке Краснодар — Горячий Ключ. В ней я поднял темы образования, центра-периферии, высокого искусства и народного к нему отношения.
Скорее всего, акцию люди интерпретировали по-своему, но моя основная интенция была связана вовсе не с желанием приобщить простых людей из глуши к высокому столичному интеллектуальному искусству, но скорее сделать возможным их встречу, возможно даже посмотреть на то, чем я много лет занимался в Москве глазами пассажиров этой электрички. Не так давно пришлось повторить акцию в электричке до Новороссийска на камеру.
Что можешь сказать о краснодарском уличном искусстве? Познакомился ли уже с кем-то из художников? И насколько поле уличного искусство Краснодара взаимосвязано с современным искусством — с той же "Типографией"?
Уличного искусства в городе не так много. Я списывался с художником hari-hari, его работы можно найти на многих центральных улицах города. Кроме него есть еще пара заметных авторов. В остальном это достаточно традиционное граффити, которого не так много. В городе есть несколько акционистов, которые провели несколько занятных акций в городской среде. Однако для меня уличное искусство связано с ежедневным изучением и творческим взаимодействием с городской средой, а не разовыми интервенциями в публичное пространство, которое используется в большей степени лишь как другое (еще одно) место для репрезентации своих работ. Центр "Типография" скорее создаёт возможность создавать интересное искусство внутри арт-центра, нежели за его пределами.
Какие планы на будущее? Каких проектов от тебя ожидать?
На лето у меня запланировано много поездок, так что я, судя по всему, не успею по полной оценить насколько жарко в Краснодаре летом, но я уже успел застать один из самых сильных ливней за последние годы — в первый день лета. Мои друзья в Москве открывают новый культурный центр, и мне хотелось бы использовать опыт "Типографии". Мы уже позвали ребят из группировки "ЗИП" участвовать в открытии — прочитать лекцию и сделать арт-объект. Возможно, я проведу какое-то время в Москве, помогая открывать это новое пространство. Но сейчас мне комфортнее и приятнее всего находиться именно в Краснодаре. Возможно, стоит подумать над открытием своего собственного пространства — в конце концов, нужно создавать "Типографии" конкуренцию.
А еще мы с девушкой думали поехать работать на чайные плантации в Мацесту. Говорят, там не хватает рабочих рук.
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»
Краснодарцев приглашают на кринж-пати, где будут смотреть «Дневники принцессы» и «Дряные девчонки»
В Краснодаре на «Солнечном острове» пройдет бесплатный забег. Когда и как присоединиться
В парке «Краснодар» на кустарниках появилась «ягода привидения»
На курортах Краснодарского края начнут штрафовать уличных музыкантов
«Начните уже перерабатывать». Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы