Члены жюри творческого конкурса фестиваля «Факел» — о талантах-самородках и сбывшихся мечтах
Иван Жиганов и Ольга Юдахина рассказали о том, чем славны регионы, как важна поддержка для творческих людей и что общего работе члена жюри и дегустатора
Иван Жиганов — поэт, продюсер, лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс», лауреат Премии правительства Москвы. Ольга Юдахина — музыкальный руководитель шоу-программ всероссийских и международных фестивалей, композитор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. А вместе они руководят Детским музыкальным театром «Домисолька».
На VII корпоративном фестивале «Факел» ПАО «Газпром», который прошел в Сочи с 13 по 20 мая, Жиганов и Юдахина были членами жюри — оценивали работы самодеятельных творческих коллективов и исполнителей.
Вы бывали на творческих конкурсах разного уровня и масштаба, каково ваше мнение о фестивале «Факел»?
Иван Жиганов: У любого мероприятия есть лидер. У «Факела» — это начальник Департамента ПАО «Газпром», председатель оргкомитета фестиваля Александр Беспалов. Под его руководством была разработана совершенно уникальная система с точки зрения организации фестивального движения и отборов коллективов для участия. Туры фестиваля охватывают все дочерние компании «Газпрома» по России. Это напоминает олимпийское движение. Организаторы проделывают огромную работу, чтобы раскрыть таланты. На зональных турах мы не просто оцениваем участников по отдельным номинациям, а имеем возможность дать оценку творчеству целых регионов. Например, мы знаем, что Уфа и Салават сильны хореографией, Оренбург — вокальной школой и так далее.
«Факел» по сравнению с конкурсами, где мы бываем, имеет неоспоримые преимущества. Сюда допускаются только те, кто реально что-то значит в искусстве. Фестиваль «Газпрома» — это выбор сильнейшего среди сильнейших.
Ольга Юдахина: Поэтому на «Факеле» мы все время ожидаем каких-то чудес и открытий. Конкурсные дни нас просто потрясли! Особенно высок уровень исполнительского мастерства в блоке народной хореографии.
Насколько важна эта работа «Газпрома»?
Иван Жиганов: В нашей стране мы знаем немало градообразующих предприятий — в Тольятти, Череповце и так далее. А «Газпром», по-моему, странообразующая компания. Наряду с экономическим влиянием сегодня очевидно и его творческое влияние. После развала страны, когда ушли такие грандиозные фестивали как «Красная гвоздика», мы все испытывали дефицит профессионального общения. Та попса, которая заполнила телевизионные коммерческие конкурсы, — это не есть отражение подлинно народного творчества. А «Газпром» не только добывает из недр земли полезные ископаемые, но и находит таланты-самородки среди своих сотрудников и их детей. То внимание, которое «Газпром» оказывает через «Факел» творческой молодежи, трудно переоценить. Считаю, в данной сфере компания — пример для подражания.
Ольга Юдахина: С точки зрения участников конкурса я понимаю, какая колоссальная поддержка существует на «Факеле» для детей, их родителей и наставников, в отличие от многих телевизионных конкурсов, где ребенок порой остается один. А на фестиваль «Газпрома» приезжают целыми командами регионов и горячо болеют за своих. Даже если юный участник не выиграет конкурсное испытание, его обнимут и скажут, что он все равно самый лучший. То есть психологически для участников конкурса созданы максимально комфортные условия.
Есть ли определенные критерии оценки, по которым вы судите выступления участников?
Иван Жиганов: Прежде всего это соответствие репертуара возрасту артистов. То же самое должно относиться к костюму и гриму. Мы против «привзросления» детей и проявления агрессивности в танце. Немаловажную роль играет создание сценического образа — каждый номер должен быть отдельным шоу с максимальным наполнением по своей номинации.
Ольга Юдахина: Это умение двигаться, актерское мастерство. Кроме того — соответствие идеи номера его воплощению. Мы учитываем и то, как ребенок держится на сцене.
Попса, которая заполнила телевизионные коммерческие конкурсы, — это не есть отражение подлинно народного творчества
Иван Жиганов
Как вы оцениваете исполнительский уровень конкурсантов? Можете сравнить с фестивалями «Факел» прошлых лет?
Иван Жиганов: Если перелистать страницы «Факела» назад, мы вспомним Виктора Неверова, Юлию Когадаеву и других. Это факеловцы, которые сейчас стали известными исполнителями, но все они родом с фестиваля «Газпрома». Очень важно, что руководство компании финансово поддерживает молодые дарования, если видит желание работать и творческий потенциал. В наше время это дорогого стоит.
Ольга Юдахина: Уровень участников постоянно растет. Многие номера, которые показали на «Факеле» и дети, и взрослые, достойны мировой сцены.
Что вы можете пожелать финалистам в творческом плане?
Иван Жиганов: Я хочу пожелать правильного выбора приоритетов и ориентиров. Сегодня телевидение и интернет забивают голову руководителям детских коллективов разной шелухой. Поэтому ищите свой путь, не старайтесь быть похожими ни на кого. Быть таким, как все, может быть и модно, но мода, как известно, меняется. Неподдельное детство — вот что имеет истинную цену. Поэтому двигайтесь в собственном направлении, берите все от своего возраста и храните индивидуальность. Пусть другие на вас равняются!
Ольга Юдахина: Финалистам желаю успехов и удачи! Хочется, чтобы они и дальше шли по дороге творчества с такими же горящими глазами. И неважно, кем они станут в будущем — газовиками или артистами. Главное, чтобы это горение, этот драйв, этот кураж у них остались на всю жизнь.
Как считаете, каково место и роль танцевального и музыкального искусства в современной жизни?
Иван Жиганов: 90-е годы прошлого века прервали традиции и поменяли приоритеты на уничижительные. Конечно, музыка и народное творчество в этот период не умерли, но очень пострадали. Из контекста образования детей ушло музыкально-эстетическое воспитание. Сегодня интернет формирует сознание, а отдельные детские телепродюсеры — просто агенты антивоспитания, толкают юных в геенну огненную.
Хотелось бы, чтобы музыки и театра было больше в основной школьной программе за счет бюджета. Нужны механизмы, чтобы учить нотной грамоте на уроках. Важно понять: перепевание с мобильного телефона не ведет к развитию внутренней культуры. С такими навыками — только в зоопарк попугаем.
Ольга Юдахина: Иван Назибович так хорошо сказал, что дополнить уже нечего.
Что, по-вашему, сегодня нужно предпринять человеку, который поет или танцует, чтобы сделать карьеру артиста?
Иван Жиганов: Хочу привести в пример одного из наших друзей — Александра Олешко. Он хотел быть артистом всегда. В пять лет он вставал на стул, представлялся Кобзоном и начинал петь для родителей. Здесь главное — поставить цель и добиваться ее.
Ольга Юдахина: Основной критерий — человек не может без этого жить. И тогда все обязательно получится!
Сегодня много коллективов и исполнителей разного уровня. Где грань между сиюминутными «звездочками» и искусством?
Иван Жиганов: Если вы видите на столе богатый выбор блюд, вы пробуете одно, другое и определяете, что хорошо приготовлено, а что — нет. Такие же объективные «вкусовые» показатели существуют и в мире искусства. Работа жюри напоминает работу дегустаторов. Есть показатели, которые немедленно выдают подделку на сцене.
Ольга Юдахина: Глаза детей всегда говорят о том, насколько это искренне творческий продукт. И эту искренность мы увидели в глазах всех участников «Факела».
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах. Репортаж с бизнес-завтрака Альфа-Банка в Краснодаре Экономика |
На курортах Краснодарского края начнут штрафовать уличных музыкантов
«Начните уже перерабатывать». Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы
От летнего тепла до заморозков. Какая погода ожидается в Краснодарском крае на выходных
Сочинский нацпарк приглашает на уборку Крабового ущелья
Кемпинги, пляжи и горнолыжные трассы Краснодарского края будут получать «звезды»