«Ангар» без ограничений. Как семейная пара из Новороссийска создала крупнейший в регионе центр современного искусства
В Новороссийске готовится к открытию самое большое в Краснодарском крае пространство для арт-проектов — Экспериментальный центр современного искусства «Ангар». Специально для портала Юга.ру Анна Пчелина пообщалась с его основателями
В Новороссийске готовится к открытию самое большое в Краснодарском крае пространство для арт-проектов — Экспериментальный центр современного искусства «Ангар». Специально для портала Юга.ру Анна Пчелина пообщалась с его основателями.
С 22 сентября по 30 октября в «Ангаре», расположенном в бывшем индустриальном цеху площадью около 1,5 тыс. кв. м, пройдет V Международная биеннале современного изобразительного искусства. Основатели места и события — новороссийцы Игорь и Наталья Дорофеевы, променявшие собственный издательский бизнес, которым занимались 22 года, на создание культурной институции.
Чтобы понять, как судьба превращает предпринимателей в арт-менеджеров, вернемся в прошлое. С чего началось ваше знакомство с современным искусством?
Наталья: Для меня оно началось в подмосковной мастерской арт‑группы «Синтез» в начале 90-х годов. Мы близко знали ее участников.
Игорь: У меня началось с 15 лет. Я учился в Новороссийской художественной школе имени Эрьзи, и моим преподавателем был Николай Востриков, который потом и создал арт-группу «Синтез». Когда в 19 лет я вернулся из армии, «Синтез» уже гремел на весь город. Кроме Николая Вострикова в группу входили Наталья Хвостенкова (сегодня она специальный гость Новороссийской биеннале — 2017, приглашена из Нью-Йорка), Татьяна Щекина, Алексей Воробьев и мой друг Сергей Подрез (к сожалению, Алексея и Сергея уже нет с нами). Некоторое время к ним примыкал Сергей Коваленко, известный советский кукольник. «Синтез» — значит соединение, сочетание различных видов творчества в изобразительном искусстве для объединения в единое целое: они делали перформансы, инсталляции, занимались фотографией.
«Синтез» работал в авангарде искусства, местная среда не принимала этого
Наталья Дорофеева
Наталья: В конце 80-х группу «Синтез» вытеснили из города. Другими словами — изгнали.
Игорь: Дело дошло до жалоб в КГБ, и в конце концов художники уехали в Москву. О них писали в журналах, приглашали на телевидение, их работы продавались на европейских аукционах. Меня жизнь повела в другую сторону, я не стал профессиональным художником. Но так уж получалось, что я всю жизнь вращался в среде художников.
Наталья: Он окончил высшее мореходное училище и восемь лет работал радистом на гражданском судне. Потом организовал морскую профсоюзную газету, которая первая в городе версталась на компьютере.
Наталья, а когда вы с Игорем встретились?
Наталья: Мы встретились, когда нам было по 17 лет, уличное знакомство. Потом долго были в одной компании, а лет с 22 мы вместе.
Игорь: Когда профессия радиста ушла в историю, я решил остаться на берегу и начать свое дело. Организовал газету «С легкой руки», и 22 года мы с Наташей вели свой бизнес, который давал возможность развиваться, создать издательство, типографию, приобрести помещение, в котором сейчас начинает свою работу центр «Ангар». У нас был хороший издательский дом, который издавал каталоги, газеты, журналы. И этот бизнес помогал нам собирать коллекцию живописи и графики.
Какой у вас коллекционерский стаж?
Наталья: Лет 30 уже, года с 85-го. Тогда мы, конечно, не думали, что это будет коллекция. Если мы вам покажем первые купленные работы, будете смеяться. Вышли из музея Айвазовского в Феодосии, прогулялись по набережной и купили маленький медальончик. Потом другой. Потом Игорь мне дарил работы, я — ему, друзья дарили. И вот так потихоньку... Накануне 15-летия нашей газеты я предложила: давайте, друзья, устроим выставку по случаю праздника. И мы организовали выставку своей частной коллекции. Оказалось, что у нас 50 работ, и это не самые худшие работы в городе. Художники говорили, что у нас самая сильная в Новороссийске коллекция. Все это стало для нас таким толчком, что за последние восемь лет наша коллекция значительно увеличилась — уже перешагнула за тысячный регистрационный номер.
Как вы их храните?
Игорь: В специальном помещении. Под каждую картину есть свой чемоданчик, на нем — бирка с регистрационным номером, названием, автором. Изнутри футляр обтянут фольгированным поролоном, который спасает работы от перепадов температур.
К нам приезжали искусствоведы из музея Коваленко и Краснодарского выставочного зала и удивлялись: кто вас этому научил?
Игорь Дорофеев
Мы хотели сделать эту коллекцию базой для своего частного музея, который и зарегистрировали в 2011 году — ведь в Новороссийске нет музея изобразительных искусств.
Наталья: Сначала мы занимались коллекционированием бессистемно, потом старались заниматься профессионально, издавали каталоги, проводили выставки — Новороссийская биеннале появилась в 2009 году. Купили землю под строительство музея в центре города, но со временем осознали, что только музей — это не совсем правильно. Надо сделать и концертный зал, учесть интересы молодого, продвинутого зрителя. Уже готов был и архитектурный проект такого культурного центра. Но мы задумались, позволит ли он ставить по-настоящему масштабные художественные эксперименты? Новаторства, поиска новых форм — такого в Новороссийске нет, потому что нет площадки, которая бы позволяла это физически. Мы поняли, что место, которое нам нужно, акустика, о которой мы мечтали, — это наш производственный ангар.
Игорь: Строить не надо. Все есть уже. И выставочный зал. И концертный. И место для хранения произведений искусства. Я включил как-то проигрыватель в «Ангаре», диски с хоровым пением — так это как будто орган звучит. В общем, мы закрыли типографию, передали газету «С легкой руки» другим людям и занялись центром современного искусства. Это необходимая городу институция. Представители администрации города поддерживают нас. В ближайшее время при участии властей Новороссийска будет создаваться попечительский совет экспериментального центра «Ангар».
У этого помещения большая история?
Игорь: Это один из цехов советского «Треста № 12» — военной строительной организации, которая занималась отстраиванием Новороссийска в 70-е. Здесь изготавливались металлоконструкции для строительства жилых домов. В 90-е «Трест № 12» был расформирован, его недвижимость приватизирована. Я купил этот цех в 2004 году и собирался сделать в нем мощную типографию. Высота потолков там 12 м, я планировал сделать два этажа. Но начались кризисы. Мы построили рядом газетный и листовой цеха общей площадью около 300 кв. м. Сейчас в газетном представлен самый большой проект пятой биеннале — выставка Павла и Натальи Мартыненко (Краснодар). Что же касается цеха треста, то его реконструкция так и не коснулась, и вместо двухэтажного здания мы имеем функционально и эстетически более интересное помещение для различных арт‑проектов.
И что такое центр «Ангар» сегодня?
Игорь: Мы открываем «Ангар» как площадку, где художник или режиссер не ограничен размерами помещения.
Здесь можно творить любые формы, выставить любой свет, не бояться поцарапать стены или полы. Автор полностью свободен
Игорь Дорофеев
Наталья: Мы открываем новые возможности в области культуры для нашего города. Эта площадка может использоваться не только для выставок картин, инсталляций и перформансов, но и для театра, музыки, вокала, кино-, фотопроектов. Вокалисты приходили к нам пробовать голос, сказали, что акустика у помещения колоссальная, никто не ожидал.
Игорь: В «Ангаре» есть 95 кВт мощности, все коммуникации, хороший подъезд, есть прилегающая территория и дополнительные помещения.
Сколько вы уже инвестировали в это помещение, что в нем сделано?
Игорь: Мы начали ремонтные работы 1 июля, то есть почти за три месяца до открытия. Наняли 10 человек. Они сварили 35 перегородок высотой 3,5 м, которые позволят по-разному обыгрывать пространство. В бывшем газетном цеху сделали заливные полы, отремонтировали крышу, смонтировали выставочные щиты вдоль стен. В «Ангаре» тоже много сделали, но требуется еще больше. Чтобы покрасить только одну фронтальную стену в нынешний черный, понадобилось 60 тыс. рублей. Световое оборудование обошлось в полмиллиона рублей, но этого тоже еще недостаточно. Пока на ремонт мы истратили 1,5 млн рублей.
Что ждет зрителей 22 сентября, когда они придут на открытие Международной новороссийской биеннале — 2017?
Игорь: Они увидят шестиметровый водопад от арт-группы «Сюмкан» (Новороссийск), крылатого всадника работы Валерия Пчелина (Краснодар) — он обуздал высоту «Ангара» своей большой скульптурой. Пройдут по улице Валерия Казаса (Краснодар), увидят интерактивные качели и кубы Альберта Хамидовича (Ростов-на-Дону), «Кузькину стену» в стиле супрематизма от Геннадия Кузькина (Абинск), звучащую «Бессонницу» Юрия Самсонова (Краснодар), увидят световую половецкую «Бабу» Михаила Смаглюка (Краснодар), постоят у двери в казенный дом Катерины Вербы (Новороссийск), погрузятся в «Хазарский словарь» — графику Виктории Питиримовой (Челябинск) и в проект «Корнеплоды» Павла и Натальи Мартыненко (Краснодар), заглянут в маленький стилизованный храм — «Дом Господа» от художника из Греции Николаоса Котидиса. Всего в экспозиции представлены работы более 70 художников из семи стран.
У вас уже есть какие-то отношения с другими музеями, центрами современного искусства?
Наталья: Мы готовим приглашения на открытие Новороссийской биеннале представителям Краснодарского краевого музея им. Ф.А. Коваленко и центра «Типография» в Краснодаре, а также в Музей современного искусства «Гараж» в Москве, в Русский музей в Санкт-Петеребурге и в другие культурные институции нашей страны. Надеемся на их интерес и поддержку нашего проекта.
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Теплая, но снежная. Синоптики рассказали, какая зима ожидается в Краснодаре и Ростове-на-Дону
Центр Краснодара перекроют 25 ноября из-за празднования Дня матери
В Геленджике открыли зимние пляжи. Где они расположены?
Жители Новороссийска и Геленджика на двое суток останутся без воды
В Ейске шестилетние Варя и Маша Мирошниченко нуждаются в дорогостоящем лечении. Как им помочь?