Да какая мораль? Чисто конкретика…
"Бой с тенью"
Если вы вдруг не знаете – 17 марта в России случилось "главное кинособытие 2005 года". По крайней мере, именно таковым считают выход в широкий прокат нового отечественного боевика "Бой с тенью" его создатели. О чем скромно пишут на официальном сайте фильма. То есть, вплоть до декабря ничего более вкусного и интересного ни в мировом, ни в отечественном кино можно не ждать. С этой мыслью еще нужно смириться…
Жанр "Боя с тенью" создатели именуют "жестоким триллером, который мешается с road-movie, с фильмом о спорте и action-боевиком". Очередной "ответ Голливуду" повествует о непростой судьбе простого провинциального паренька Артема Колчина, который аккурат к началу фильма уже превратился в Большую Белую Надежду профессионального бокса и должен биться с монструозным афро-американским чемпионом Ларри Палмером. "День грома" Артему подготовил его босс Вагит – бывший боксер, а ныне нехороший человек, криминальный авторитет, банкир и оптовый драгдиллер, которого играет традиционно негодяйский Андрей Панин.
Во время боя Колчин теряет зрение, и у него остаются всего три дня до полной слепоты. Но переживающий крушение амбиций Вагит под рассуждения о том, что жалость унижает, отказывает ему в деньгах на операцию. Помочь слепнущему боксеру вызывается студентка мединститута Вика (Елена Панова), которая и допустила его к бою, несмотря на противопоказания.
В результате возникает якобы лихо закрученный сюжет с участием наркомафии, спецподразделений ФСБ, коварного киллера, театральной труппы и кучи автомобилей, где спортивное и неспортивное мордобитие разбавляется беглой экскурсией по Третьяковской галерее, еще более беглой стрельбой, ограблением банка и постановкой "Ричарда III".
Режиссером и автором сценария "Боя с тенью" стал Алексей Сидоров, известный широким народным массам как создатель сериала "Бригада". Того самого, от которого в современной российской действительности никуда не деться – если убереглись от просмотра, то или у ребенка на дневниках-тетрадках портреты героев все еще встретите, или в пределах 3-4 метров у кого-то на мобильном главная тема заиграет. Говорят, что "Бригада" – это современный эпос, эйдос, этос и сага о Форсайтах разом. И что именно она определяет образ мышления нынешнего топ-менеджмента. И еще много разного…
Доподлинно известно одно – культурное явление по имени "Бригада" основательно и внушительно контролирует сознание режиссера Сидорова. И дело даже не в том, что на экране присутствует прикинувшийся фотографией колумбийского наркобарона соавтор телесценария Александр Велединский, а перед боем у Артема Колчина берет автограф сам Саша Белый.
Это синдром "реального жизненного кино". Чтобы не стыдно было перед нормальными пацанами, чтобы все было точно по понятиям, и даже самый дотошный пацан не обнаружил бы повода считать авторов и зрителей лохами. Отсюда и "тачки" разной степени крутости (от BMV до Ferrari, строго по рангу), и соответствующие номера (ООО, ААА и ККК), и постоянные навязчивые упоминания в прессе, что герои "Боя" все сплошь в Gucci и Armani.
Под стать эстетике и "реальная" этика. Можно долго и важно рассуждать о том, что фильм пропагандирует спорт как образ жизни настоящего мужчины, что отучает молодежь от наркотиков и прочих вредных привычек (даже курят тут только злодеи). Сухой остаток все равно однотипный: кидать ближнего своего нехорошо, беспредельничать тоже западло, "пацан сказал – пацан сделал", а самая крутая "крыша" – ФСБ.
Но глупо думать, что только синдром РЖК направлял творческие силы режиссера и сценариста. Была у него и другая важная цель. Всегда и везде Алексей Сидоров подчеркивает, насколько же дороже затраченных 3,5 млн. долларов смотрится его творение. С нескрываемой гордостью цитирует он слова вежливых американских партнеров, отпустивших удачный комплимент: "Это выглядит на 50 миллионов!".
Да какие пятьдесят… "Есть фильм "Али" с бюджетом 120 миллионов, так вот, я вам говорю, положа руку на сердце: мой фильм выглядит дороже", – скромно признается отечественный мастер-блокбастер в одном интервью. "Хотя, если б я получил 50 миллионов, фильм смотрелся б на 250", – добавляет он в другом.
Именно желание снять богато порождает и совершенно не обязательные по сюжету начальные съемки в Лас-Вегасе с типично голливудскими кульбитами камеры, и приглашение на роль американского продюсера Джона Эймоса, хорошо знакомого нашему зрителю по "Крепкому орешку-2" и "Тюряге", и богемно-декадентский маскарад в ночном клубе, и даже утрамбованную в фильм постановку Шекспира. Сюда же, видимо, относится и приглашение для записи главной музыкальной темы финской Apocalyptica, потому что "для души" там белорусский "черный бумер" Серега.
Когда автору так важно то, насколько дорого выглядит его лента, то банальная логичность сюжета понуро отправляется в угол. Если положительные герои прячутся под лестницей, то их не находит прочесывающий здание спецназ, а если сидят на корточках в фургоне – обыскивающий машину милиционер. Ограбить банк можно только с помощью кулачного боя, и охрана стрелять не будет, и никакая милиция с мигалками ко входу не примчится. По Москве гуляют стаи бродячих доберманов, которые очень боятся обаятельных девушек-офтальмологов с темным прошлым, а по лесам неизвестно зачем скачет средневековая конница.
"Надеюсь, в какие-то моменты фильма ощущается дыхание братьев Гримм", – обмолвился как-то Сидоров. Но произведение превзошло ожидания мастера, и временами к тяжелому дыханию братьев примешивается пряный запах Льюиса Кэрролла.
А где-то за всем этим маячит почти невесомый призрак мелкобытового национализма. Возможно, пробрался он в экранный мир и не по воле Алексея Сидорова, но вот только не слишком хорошие американцы – все чернокожие, а главный злодей носит неблагонадежное имя Вагита Валиева. Подходящая компания противников для настоящего русского парня?
P.S. "Мне нравятся брутальные, но ранимые герои, как у Такеши Китано. И вообще я снял фильм о христианской любви. Просто я сторонник голливудского пути" (с) А. Сидоров