В мире не так много мест, где можно покататься на лыжах и тут же оказаться на берегу теплого моря. Станет ли Сочи таким волшебным уголком? Шанс самому знаменитому курорту Краснодарского края может дать поселок Красная Поляна, высокогорная сочинская "жемчужина". Здесь идет строительство туристско-спортивного горноклиматического курорта, который должен стать местом отдыха политической и деловой элиты России. В ближайшее время будет объявлен крупнейший тендер на аренду 200 гектаров сочинской земли в районе Красной Поляны. Такое решение было принято на недавнем совещании у вице-премьера Александра Жукова. Победитель тендера получит право арендовать землю под строительство туристического комплекса. Наиболее вероятными кандидатами на победу эксперты считают "Газпром" и потанинский холдинг "Интеррос".
Проект "Красная поляна", представленный 24 марта этого года в ходе Московской международной выставки "Путешествия и туризм", предполагает строительство отелей, ресторанов, кегельбанов, бассейнов, оздоровительных комплексов и торговых центров. Максимальная вместимость курорта должна составлять 25-30 тыс. человек в день, а максимальная пропускная способность - 7 млн. человек в год. Для сравнения: сейчас на горнолыжном курорте одновременно могут отдыхать всего 2 тысячи человек, а во всем Краснодарском в 2003 году крае побывало в общей сложности 6 млн. туристов. Если ввод в строй одной только "Красной Поляны" произведет настоящую революцию на курорте, то проект компании "Юмако" - строительство курорта Sochi Golf & Country Club - позволит заговорить о Сочи как о клубном курорте мирового уровня. Предполагается, что на этой территории разместится гольф-клуб с 18 полями, SPA-центр и гостиница. Объем инвестиций по этому проекту составляет 100-150 млн. евро.
Представляя проект, вице-губернатор Краснодарского края Евгений Муравьев рассказал, что совокупная величина инвестиций, необходимых для строительства комплекса, составляет более 1,3 млрд. долларов. Объем инвестиций в проект составляет 377,3 млн. долларов, из которых 86,1 млн. долларов - бюджетные средства. Вложения, по мнению г-на Муравьева, вернуться сторицей. "Реализация этого проекта позволит городу Сочи войти в число пяти крупнейших горно-морских мировых курортов и даст возможность России претендовать на проведение здесь Зимних Олимпийских игр. Кроме того, он предоставляет колоссальные возможности по продлению сезона, увеличению количества дней пребывания на курорте", - оптимистично заявил вице-губернатор. Увы, давним олимпийским надеждам сочинцев в очередной раз не суждено было сбыться - за право принять Олимпиаду-2012 от России будет бороться Москва. Не удастся Кубани и "порулить" озвученными немалыми финансовыми потоками: на недавнем совещании по вопросам реализации проекта, вице-премьер Александр Жуков отклонил идею Минэкономразвития о создании управляющей компании, руководить которой должна была администрация Краснодарского края. Сливки соберет либо "Газпром", либо "Интеррос".
На пути реализации проекта уже виден ряд препятствий. Некоторые эксперты, ссылаясь на доклад федерального предприятия "Росстройизыскания", утверждают, что Красная Поляна может одновременно принять максимум 2 тысячи туристов: в случае масштабных строительных работ нарушится экологическое равновесие, изменится климат и даже исчезнет снежный покров. Свое негативное отношение к строительству высказали также и некоторые независимые организации экологов.
Дадут ли инвесторы деньги под реализацию проекта с учетом всех возможных рисков - пока большой вопрос, но строительство в Красной Поляне идет полным ходом. Более того, в администрации Сочи считают, что "точка невозврата" уже пройдена и теперь можно двигаться только вперед. ОАО "Газпром" завершило строительство газопровода "Адлер - Красная Поляна", в который инвестировало 973,35 млн. рублей. Полным ходом идет создание туннеля Адлер - Красная Поляна, который увеличит посещаемость курорта в несколько раз. Существующая дорога на Красную Поляну - это три километра опасного серпантина. Частые камнепады делают ее по-настоящему опасной, здесь регулярно происходят несчастные случаи. Строящийся туннель на полкилометра короче, чем старая дорога, гораздо шире, а значит - безопаснее. Его начали пробивать пять лет назад, а сдать в эксплуатацию весь объект намерены в будущем году.
Что думают о перспективах строительства элитного курорта жители Красной Поляны? Отношение к "стройке века" в поселке неоднозначное. С одной стороны, краснополянцы уже оценили пользу близости к месту отдыха бизнес-элиты: в поселок провели газ, в то время как не все жители приморского Адлера имеют у себя в доме подобные блага цивилизации. Есть надежда на создание новых рабочих мест. И вообще - чем больше высоких гостей, тем лучше.
С другой стороны, жители поселка привыкли считать лес если не своей вотчиной, то, по крайней мере, серьезным источником пополнения бюджета. Из леса - хворост, грибы, ягоды, орехи. Сейчас краснополянцы, направившись по знакомым дорожкам, все чаще натыкаются на проволочные ограждения и таблички "Не ходить. Частная собственность". Кто-то высказывает недовольство по адресу "обнаглевших богачей": понаехали тут, и воды в кране не стало. Действительно, маломощный водопровод поселка не справляется с возросшими нагрузками, а инвесторы не спешат вложить деньги в реконструкцию системы жизнеобеспечения поселка, предпочитая пользоваться готовой инфраструктурой, несмотря на то, что строилась она 50 лет назад. Это и поселяет в душах краснополянцев некоторые сомнения по поводу грядущего процветания их поселка. Страшит перспектива оказаться вдруг прислугой на чужом празднике жизни, а то и вообще потерять все в водовороте быстротекущих перемен. Удастся ли сохранить местечко под сочинским солнцем "неэлитным" жителям Красной Поляны - пока неясно.
Фото: "Экстремальный Сочи" и "50hz.ru"
Анна Перова