Большому кораблю – большое плавание, а большим детям – большие игрушки. На "Mobi-2004" их предостаточно – от легковых автомобилей до минимопедов. Поэтому при желании посетить данную выставку необходимо запастись минимум тремя-четырьмя часами свободного времени.
Сразу хочется предупредить девушек, как желающих (или согласившихся после долгих уговоров) сопровождать своих мужчин, так и "охотниц за большими кошельками": на выставке вам если и будет уделено внимание, то только от промо-персонала, тщетно стремящегося вручить буклеты-проспекты-календарики (далее – по списку) всем, кто хоть на миг оторвал взгляд от экспозиций. Однако первой категории все же стоит там присутствовать и бдительно охранять своих спутников от работающих на выставке девушек – мало кого оставят равнодушными героини бразильского карнавала, космические стюардессы и средневековые красавицы. Совет, которым стоит воспользоваться – ни в коем случае не обижаться, лучше приобщиться к всеобщему восхищению, благо оно все равно настигнет вас после нескольких минут пребывания на выставке.
Если у вас слабая психика, то держитесь подальше от многочисленных плюшевых персонажей, которые в общем грохоте и шуме подкрадываются сзади, чтобы дружественно похлопать по плечу. Психическая атака осуществляется с нескольких направлений: снаружи стерегут душевный покой огромные полумедведи, внутри около стендов с шинами и дисками затаился огромный надутый белый человек, глядя на которого сразу вспоминаешь "Охотников за привидениями" (речь идет, разумеется, о шинах "Michelin"), но больше всего пугает озабоченный хомяк с хитрым восточным прищуром, размахивающий огромным гаечным ключом прямо перед носом у проходящих.
Автомобили можно увидеть, потрогать, сфотографировать и даже протестировать и на улице (причем совершенно бесплатно), и в теплых павильонах (но это уже за 60 рублей за вход). Важный момент: не спутать внепавильонные экспозиции с автомобилями посетителей, припаркованными здесь же (инциденты имелись).
Теперь о навигации по выставке. Центральные площадки пестрят разноцветием моделей самых известных автомобильных марок. Японки, американки, немки, корейские и российские автомобили, даже китайская версия японской марки "Honda", и все это на любой вкус – от купе и хэтчбэков до спортивных и внедорожников. Даже скромные на фоне западного великолепия "Жигули", "Волги" и несчастные гибриды "Chevrolet-Нива" получили свою долю внимания. Кстати, кроме непосредственно автомобилей, выставлены также мотоциклы, скутеры и нечто вроде рабочей версии автокара американского обеспеченного фермера для осмотра своих владений.
По периметру залов, то есть по краям, проходят презентации фирм охранных противоугонных систем, предлагается самая разнообразная автокосметика, запчасти и комплектующие, а также выставлены впечатляющие работы тюнинговых мастерских. В прямом смысле сшибающие с ног аудиозвук и электронику без труда можно найти "на запах", то есть, простите, на звук. Стоит подробнее остановится на звуковом сопровождении выставки в общем. Практически каждая выставляющаяся компания на своей территории отличается своей музыкой, отчего процесс консультирования от речевого сводится к невербальному, не зря почти каждая модель оснащена техническим описанием на лобовом стекле. Окончательно добивают периодически звучащие объявления о запрете курения внутри помещений и другая рекламная информация.
Привлечение внимания достигается разными эффектами. Некоторым действительно не требуется завлекать посетителей, потому что бриллианты рекламировать не принято. Зато иногда берет за душу тоска по неразвитому в нашей стране маркетингу и замечательному искусству мерчандайзинга. В этом отношении отличилась одна тюнинговая мастерская, на экспозиции которой транслируются рок-концерты.
Процесс получения информации от консультантов напоминает игру "кто больше знает". Создается впечатление, что некоторые посетители преследуют цель сбить с толку и запутать работников выставки, которых, к сожалению, в большинстве случаев проинструктировали лишь за день до начала работы выставки. Но им на помощь в любой момент готовы прийти опытные представители фирм.
Остерегайтесь поспешных выводов, что вы уже все увидели и можно направляться в буфет. К сожалению, небольшие размеры залов заставляют тесниться большинство групп одной марки. Даже в перманентно свободном пространстве есть риск потери зрительной ориентации, а эстетическое насыщение может довести до отравления. Вылечить его можно только вернувшись в грустную действительность, которая находится сразу же за пределами выставки. Поэтому, покидая "Mobi-2004", невозможно избавиться от грусти. Никакое яркое солнце не заменит световых бликов на кузове понравившегося автомобиля, ни одна радуга не способна восхищать как переливающиеся трехмерные изображения, а опробованный салон долго будет казаться уютнее любой мягкой мебели. Люди от мала до велика в любом возрасте в душе остаются детьми, а кому захочется покидать яркую детскую площадку?